Елена Третьякова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Закрепить умение делить слова на слоги, придумывать слова с определённым количеством слогов;
2. Познакомить с ударением, учить выделять ударный слог;
3. Познакомить со звуком (Ж)- всегда твёрдый;
4. Закрепить умение придумывать слова с заданным звуком;
5. Воспитывать умение отвечать на вопрос полным предложением.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
Фланелеграф;
Минни-Маус, сумка;
Домик для игры «Кто в домике живёт»;
Предметные картинки.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Карточки: паровоз с вагончиками;
Квадратики.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сегодня у нас занятие по подготовке к обучению грамоте. Мы с вами будем учиться делить слова на слоги, придумывать слова с определённым количеством слогов, познакомимся с ударением, поработаем над звуками.
Стук в дверь.
Ребята, у нас сегодня на занятии много гостей, но видно кто-то опоздал. Я сейчас посмотрю.
-- Ой, ребята, да это же Минни-Маус!
Мини здоровается и говорит:
«Дети, это вы скоро в школу пойдёте?»
--Да!
Минни-Маус тоже хочет в школу. Но вот беда, она плохо подготовлена к школе. Слышала, что здесь сегодня проводится занятие по подготовке к обучению грамоте.
Мини знает много загадок, и для вас тоже подготовила.
--Давай, Мини свои загадки и присаживайся. Слушай внимательно, и я думаю, что ты многому сегодня научишься.
Ребята, нужно отгадать загадки, а в отгадках определить количество слогов.
1. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой-
Всё равно он будет мой. (Дятел)
-Сколько слогов в слове дятел? (2)
-Какой первый? Второй?
2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её….(сорока)
-Сколько слогов в слове сорока(3)
-Какой первый? Второй? Третий?
3. Вот иголки и булавки
Выползают из- под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж)
-Сколько слогов в слове ёж? (1)
А теперь такое задание. У вас на столах лежат квадратики. Я буду называть слова, а вы должны будите положить столько квадратиков, сколько слогов в словах.
-ти-ши-на, тигр, во-ро-та, гри-бы, пет-руш-ка.
А сейчас поиграем в игру «Кто в домике живёт?» (на фланелеграфе).
На 1-й этаж нужно поместить животных в названии которых один слог, на 2-й этаж- животных, в названии которых два слога и на 3-й этаж- животных, в названии которых три слога.
-Ребята, на столе у вас карточки: паровоз с вагончиками. Каждому нужно придумать слово, чтобы в нём было столько слогов-сколько вагонов.
-А сейчас встанут те дети, в именах которых один слог, потом - два, три.
1 слог- Ян,
2 слога - Ма-ша, Ви-ка, Та-ня, Гу-ля.
3 слога - Ни-ки-та, Ма-ри-на, Се-рё-жа…
ФИЗ. МИНУТКА
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше… (2 раза)
II. - Кто вас, дети, крепко любит?
- Кто вас нежно так голубит?
Мама дорогая!
-- Какое самое любимое слово в мире? (мама)
Давайте вместе его произнесём.
-- Назовите 1-й слог. (Ма). А 2-й? (ма).
-- Что можно сказать об этих слогах? (они одинаковые).
-- Слоги одинаковые. А одинаково ли они произносятся? (нет)
-- Какой слог произносится чуть протяжнее? (первый)
-- Попробуем ещё раз произнести.
-- Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог…ма-а—ма-а.
-- Правильно я сказала? (нет).
Слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове - называется ударным.
Мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стих об ударении:
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так не даром.
Эй, невидимка- молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит
И чётко речь моя звучит.
-- Ударный звук мы будем обозначать фишкой чёрного цвета, которую нужно ставить над ударным гласным. В слове может быть только один ударный гласный звук, остальные называются – безударными.
-- Часы, - на какой слог падает ударение? А если мы переставим ударение, что получится? (часы).
-- Послушайте, что получается, если в слове изменить ударение:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мука, а мука-
Поварам наука.
-- Мука. Изменили ударение - получилось новое слово- мука.
ФИЗ. МИНУТКА (если устали)
Маша шла, шла, шла
Земляничку нашла
Села, поела
Опять пошла. (2 раза)
III. – Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
-- Какими могут быть согласные звуки? (твёрдые и мягкие).
-- Какой вы знаете всегда твёрдый звук? (Ш)
--Сегодня мы узнаем ещё один всегда твёрдый звук. Послушайте, какой звук чаще всего встречается в стихотворении?
Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
-- Какой звук чаще встречается? (Ж)
-- В каких словах?
-- Этот звук тоже всегда твёрдый, как и звук (Ш).
-- Я буду называть слоги, если услышите звук (Ш)- хлопните в ладоши
ЖИ, ШИ, ЧА, ЩУ, ЖУ, ЖА.
-- Представьте, что вы пришли в магазин, в отдел «Одежда». Вам нужно купить вещи на звук (Ш).
(ШУБА, ШАРФ, ШЛЯПА, ШЛЁПКИ, ШАПКА, ШОРТЫ)
-- А сейчас поиграем в игру «Найди пару». (Подобрать слова, отличающиеся одним звуком).
ИТОГ: Чем занимались? Что узнали нового?
-- Ребята, Минни - Маус что-то хочет сказать мне на ушко (наклоняюсь). Она сказала, что узнала много нового и хочет вас угостить (чупа - чупсы).