Приложение МААМ

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства снега и льда»

Наталья Емельяненкова
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять представления детей о свойствах снега и льда, формировать представление о том, что все вещества могут находиться в 3-х агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Упражнять в решении логических задач.

Ход:

I. Емкость со снегом накрыта салфеткой. Воспитатель загадывает загадку:

«Бел, да не сахар, нет ног, а идет».

• Что это такое?

• Что можно сказать о снеге? Какой он? (холодный, белый, мягкий, пушистый)

• А из чего он состоит? (из снежинок)

Мы с вами рассматривали снежинки и вы знаете, что они совершенно не похожи друг на друга.

Публикация «Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Свойства снега и льда“» размещена в разделах

• Какой снег у нас? Сухой или мокрый? (сухой)

• Почему вы решили, что он сухой? (рассыпается)

• А можно ли лепить из сухого снега?

• А из какого можно?

• А в какую погоду снег бывает сухой, в морозную или оттепель?

Посмотрите, что я сейчас сделаю. Воспитатель берет снег в руки и пробует лепить комок. Получилось? (да). Как вы думаете почему? (снег от теплоты рук стал влажным, липким, из него можно лепить).

• Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его оставить в комнате?

• А почему он не тает на улице?

Оставим снег, подождем, что с ним произойдет. А теперь послушайте небольшой рассказ: «Обрадовалась Аленушка снегу, побежала гулять. Шагает по снегу, а он скрип под ногами, как-будто что-то говорит ей, как-будто на что-то жалуется. Тогда спросила Аленушка дедушку: «Деда, почему снег скрипит?». Рассказал ей дедушка, а что рассказал, догадайтесь сами.

(Снег хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи снежинок).

А теперь отгадайте загадку: «Зимнее стекло весной потекло».

• Что это?

• Что можно о нем сказать? (холодный, прозрачный, твердый, скользкий)

• Возьмите лед в руки. Что с ним происходит?

• Во что он превращается?

• Почему же это происходит? На улице он ведь не превращается в воду?

Правильно, лед тает только тогда, когда он нагревается. Положим лед, подождем, что с ним произойдет. А пока давайте познакомимся с другими свойствами льда. Итак, вы сказали, что лед твердый.

• А какие еще твердые тела вы знаете? Похожи ли они на лед? Лед обладает свойствами, которые имеют и другие твердые тела: кусочек кирпича (или сахара) – твердый, при ударе молотком он разбивается на мелкие кусочки; лед тоже при ударе разбивается. (Воспитатель проделывает это).

• Вы знаете, что проволока сгибается. Лед тоже можно согнуть. Если взять сосульку и один конец прижать твердым предметом, а на другой конец за веревочку подвесить что-нибудь тяжелое, то через несколько часов сосулька согнется. (Опыт проделывается вне занятия).

• Как мы уже говорили, лед превращается в воду. А как вы думаете, могут ли другие тела превращаться в жидкость? Или это только свойственно льду? (Воспитатель приводит пример с сахаром).

Ребята, все твердые вещества, даже металлы, камни – плавятся, т. е переходят в жидкое состояние при высокой температуре.

Давайте посмотрим на наш снег и лед. Что происходит? (От тепла снег и лед тают)

• А что произойдет, если воду вынести на улицу, на мороз?

Одним словом вода из жидкого состояния перейдет назад в твердое. Ребята, все вещества могут переходить из одного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в пар). Все вы знаете, когда закипает чайник, из него идет пар. Вода сильно нагревается, кипит и может превратиться в пар. Что такое пар? Если подставить под струю пара блюдечко, оно запотеет и покроется каплями воды. Значит пар, выходящий из чайника, превратился в воду. Пар – это та же вода. Значит, может происходить обратное, т. е. пар превращается в воду, а если воду вынести на мороз, она превратиться в лед. Что мы с вами сделаем после занятия. (Превращение цветной воды в цветные льдинки).

II. Воспитатель предлагает детям речевые логические задачи:

1. Шли ребята домой из детского сада, обходили лужи, чтоб ноги не замочить, а утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит. Воды нет. Что случилось? Куда вода делась?

2. Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите, какие красивые!» А у нее на руках блестят капельки воды. Где же снежинки?

3. Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные как стекло, льдинки. До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник…кап. Поднял он голову – нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

4. Гуляли ребята во дворе. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, но вот пора обедать. Жалко Алеше колобок во дворе оставлять. Взял он его и положил в карман. Пришел в детский сад, повесил шубу в шкафчик. Ребята пообедали, легли спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал к шкафчику, а около него лужа. Что такое? Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка, а лежат только два уголька и две палочки. Смотрит Алеша на всех, спрашивает: «Где же мой колобок?»

А колобок где? Как вы думаете?

III. Игровое упражнение:

• О чем можно сказать холодный? (снег, лед)

• Какой может быть снег? (белый, легкий, пушистый, холодный, мокрый, сухой, первый, рыхлый, рассыпчатый)

• Какой лед? (прозрачный, твердый, холодный, скользкий, толстый, тонкий)

Публикации по теме:

Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена»Фото к занятию в средней группе по ознакомлению с окружающим: «Освобождение бусинок из ледянного плена» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства снега и льда»
Опубликовано: 2 апреля 2014 в 18:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства снега и льда»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Емельяненкова (УИ 183640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД