Наталья Емельяненкова
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о свойствах снега и льда, формировать представление о том, что все вещества могут находиться в 3-х агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Упражнять в решении логических задач.
Ход:
I. Емкость со снегом накрыта салфеткой. Воспитатель загадывает загадку:
«Бел, да не сахар, нет ног, а идет».
• Что это такое?
• Что можно сказать о снеге? Какой он? (холодный, белый, мягкий, пушистый)
• А из чего он состоит? (из снежинок)
Мы с вами рассматривали снежинки и вы знаете, что они совершенно не похожи друг на друга.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Свойства снега и льда“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Какой снег у нас? Сухой или мокрый? (сухой)
• Почему вы решили, что он сухой? (рассыпается)
• А можно ли лепить из сухого снега?
• А из какого можно?
• А в какую погоду снег бывает сухой, в морозную или оттепель?
Посмотрите, что я сейчас сделаю. Воспитатель берет снег в руки и пробует лепить комок. Получилось? (да). Как вы думаете почему? (снег от теплоты рук стал влажным, липким, из него можно лепить).
• Как вы думаете, что произойдет со снегом, если его оставить в комнате?
• А почему он не тает на улице?
Оставим снег, подождем, что с ним произойдет. А теперь послушайте небольшой рассказ: «Обрадовалась Аленушка снегу, побежала гулять. Шагает по снегу, а он скрип под ногами, как-будто что-то говорит ей, как-будто на что-то жалуется. Тогда спросила Аленушка дедушку: «Деда, почему снег скрипит?». Рассказал ей дедушка, а что рассказал, догадайтесь сами.
(Снег хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи снежинок).
А теперь отгадайте загадку: «Зимнее стекло весной потекло».
• Что это?
• Что можно о нем сказать? (холодный, прозрачный, твердый, скользкий)
• Возьмите лед в руки. Что с ним происходит?
• Во что он превращается?
• Почему же это происходит? На улице он ведь не превращается в воду?
Правильно, лед тает только тогда, когда он нагревается. Положим лед, подождем, что с ним произойдет. А пока давайте познакомимся с другими свойствами льда. Итак, вы сказали, что лед твердый.
• А какие еще твердые тела вы знаете? Похожи ли они на лед? Лед обладает свойствами, которые имеют и другие твердые тела: кусочек кирпича (или сахара) – твердый, при ударе молотком он разбивается на мелкие кусочки; лед тоже при ударе разбивается. (Воспитатель проделывает это).
• Вы знаете, что проволока сгибается. Лед тоже можно согнуть. Если взять сосульку и один конец прижать твердым предметом, а на другой конец за веревочку подвесить что-нибудь тяжелое, то через несколько часов сосулька согнется. (Опыт проделывается вне занятия).
• Как мы уже говорили, лед превращается в воду. А как вы думаете, могут ли другие тела превращаться в жидкость? Или это только свойственно льду? (Воспитатель приводит пример с сахаром).
Ребята, все твердые вещества, даже металлы, камни – плавятся, т. е переходят в жидкое состояние при высокой температуре.
Давайте посмотрим на наш снег и лед. Что происходит? (От тепла снег и лед тают)
• А что произойдет, если воду вынести на улицу, на мороз?
Одним словом вода из жидкого состояния перейдет назад в твердое. Ребята, все вещества могут переходить из одного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в пар). Все вы знаете, когда закипает чайник, из него идет пар. Вода сильно нагревается, кипит и может превратиться в пар. Что такое пар? Если подставить под струю пара блюдечко, оно запотеет и покроется каплями воды. Значит пар, выходящий из чайника, превратился в воду. Пар – это та же вода. Значит, может происходить обратное, т. е. пар превращается в воду, а если воду вынести на мороз, она превратиться в лед. Что мы с вами сделаем после занятия. (Превращение цветной воды в цветные льдинки).
II. Воспитатель предлагает детям речевые логические задачи:
1. Шли ребята домой из детского сада, обходили лужи, чтоб ноги не замочить, а утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит. Воды нет. Что случилось? Куда вода делась?
2. Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите, какие красивые!» А у нее на руках блестят капельки воды. Где же снежинки?
3. Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные как стекло, льдинки. До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется. Вдруг ему за воротник…кап. Поднял он голову – нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
4. Гуляли ребята во дворе. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, но вот пора обедать. Жалко Алеше колобок во дворе оставлять. Взял он его и положил в карман. Пришел в детский сад, повесил шубу в шкафчик. Ребята пообедали, легли спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал к шкафчику, а около него лужа. Что такое? Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка, а лежат только два уголька и две палочки. Смотрит Алеша на всех, спрашивает: «Где же мой колобок?»
А колобок где? Как вы думаете?
III. Игровое упражнение:
• О чем можно сказать холодный? (снег, лед)
• Какой может быть снег? (белый, легкий, пушистый, холодный, мокрый, сухой, первый, рыхлый, рассыпчатый)
• Какой лед? (прозрачный, твердый, холодный, скользкий, толстый, тонкий)