Анна Боримская
Конспект НОД по воспитанию основ здорового образа жизни «Путешествие в страну Носарию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: «Путешествие в страну Носарию».
Программное содержание:
сформировать у детей анатомо-физиологические представления о строении носа;
познакомить с функциями носа;
дать представление о важности обоняния в жизни животных, птиц и рыб;
формировать у детей представление о здоровом образе жизни;
развивать речь детей с помощью крылатых выражений;
воспитывать отзывчивость, желание помочь в трудной ситуации;
словарная работа: обогащение словаря.
Публикация «Конспект НОД по воспитанию основ здорового образа жизни „Путешествие в страну Носарию“» размещена в разделах
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
-Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты –мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
-Дети, сегодня нам пришло письмо. Посмотрите откого это письмо? (правильно, это письмо от Карлика носа)
-Что же он нам написал?
Чтение письма.
- Дорогие дети! Со мной случилась беда. Злая колдунья превратила мой красивый нос в длинный и уродливый. Никто меня не узнает и не хочет со мной играть. Помогите мне.
-Какое же мы примем решение? Поможем Карлику носу?
- А для этого нам нужно отправиться в страну Носарию.
- Как вы думаете почему она так называется?
-В этой стране нам необходимо будет выполнить несколько заданий. И если мы справимся с заданиями, то быстро доберемся до Карлика Носа и поможем ему в беде.
-Прежде чем отправимся в путешествие давайте сделаем массаж носа «Улитки».
От крылечка до калитки
Три часа ползли утки,
Три часа ползли подружки,
На себе таща избушки.
(трут указательные пальцы, массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз).
-Вот теперь мы и готовы к путешествию. А полетим мы с вами на ковре-самолете.
-Вот и Носария! Какая красивая страна! Сколько здесь необычных домов. А вот и улица, на которой располагается «Школа почемучек».
-Посмотрите на плакат? Какая часть лица на нем изображена?
-Для чего нам нужен нос? Дети отвечают.
-Раз уж мы в школе, то давайте проведем эксперимент. Попробуйте зажать пальчиками нос. Хорошо ли вам дышать? Значит, какое самое главное назначение носа?
-У человека довольно хорошо развито обоняние. Обоняние – это способность человека ощущать различные пахучие вещества.
-А теперь рассмотрим картинку- схему строения носа. В этом нам поможет воздушный пузырь, который покажет какой путь он пройдет прежде чем поступит в легкие.
-Попадая в нос, воздушный пузырь проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски исполняют роль охранников - они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью-слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом проникнуть в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в легкие он попадает теплым и очищенным. Затем воздушный пузырь движется по трубочкам и попадает в большие мешочки-легкие.
-А вот и первое задание. Ответьте на мои вопросы.
-Через что проходит воздух попадая в нос? Чем покрыты стенки носовых коридоров? Что делают волоски, какова их роль?
По какому пути дальше движется воздушный пузырь? Что происходит с воздухом в лабиринте? Где завершает свой путь воздушный пузырь?
-Таким образом, воздушный пузырь, попадая в нос проходит через два коридора. Затем проходит через лабиринт. И завершает свой путь в легких.
-Ну а сейчас немного отдохнем. Подойдите ко мне поближе. Встаньте в круг.
Физкультминутка.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех.
(Потягивания-руки в стороны и вверх)
Начинаем приседанья-
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно, как лягушки, проскакать.
(Приседания-5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех.
(Потягивания-руки в стороны и вверх.)
- Путешествуем дальше. А вот и птичья столовая
-Ребята, как вы думаете почему столовая называется птичьей? Зачем сюда прилетают птицы?
Ответы детей.
Дети видят дуб на ветках которого сидят птички без клювов.
-Посмотрите внимательно на птиц. Что с ними случилось?
- А есть ли у птиц нос?
-Действительно, ноздри у птиц расположены с обеих сторон надклювья, недалеко от того места, где начинается оперение головы. Так как ноздри у птиц располагаются в области надклювья, то мы их не видим. Поэтому считаем клюв птиц - их носом.
-Дети вы хотите помочь птицам вернуть их клювы? Тогда давайте поиграем в игру «Необычный нос» с помощью разрезных картинок попробуйте собрать нос-клюв птиц и определить что это за птица.
Дети собирают клюв птиц, подходят к дубу, определяют птицу, которой принадлежит клюв и прикладывают клюв птице.
-Вы такие молодцы! Справились с этим тяжелым заданием. Дятел так обрадовался клюву, что решил поиграть с вами.
Гимнастика для глаз «Дятел».
Каждый ребенок берт дятла на палочке.
Дятел вправо поскакал, дети прослеживают движения дятла взглядом,
Каждый дятла увидал. голова остается в фиксированном положении.
Дятел влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Дятел - вправо, дятел-влево.
Ах, какой он быстрый, смелый!
Дятел скачет вверх и вниз.
Ты на дятла оглянись. Прячут дятла за спину. Поворачивая голову,
Дятел спрятался от нас. смотрят через правое плечо, затем через
Открывать не надо глаз. левое. Закрывают глаза на несколько секунд.
-Посмотрите впереди «Лесная поляна».
-Кого вы видите на этой поляне?
-Зачем животным нужно чувствовать запахи?
Дети дают ответы.
-Обоняние для животных играет решающую роль, как мы с вами только, что это выяснили. Можем ли мы определить правильно те или иные запахи? Какие бывают запахи?
-А сейчас мы поиграем в игру «Узнай по запаху» и проверим сможете ли вы
определить запахи.
-Давайте вспомним народную мудрость. В народе придумывали много различных выражений о носе. Если кто-то знает их, назовите.
Береги нос в большой мороз;
Нос не дорос;
Нос повесил;
Не суй нос в чужой огород;
Нос задирает, а в голове ветер гуляет;
Носом окуней не ловят
Водит за нос.
Вы справились и с этим занятием. Пойдемте дальше. Посмотрите какое чудесное море.
-Как вы думаете, кто в нем живет?
-Чувствуют ли рыбы запахи?
- Правильно, у них тоже есть две пары ноздрей.
-А как рыбам помогает обоняние?
Дыхательное упражнение «Морской воздух».
Носик принюхался.
Пахнет морским воздухом. Дети принюхиваются.
И увидели мы море,
Красивое, большое.
Воздух мы морской вдохнем.
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем,
Животом помогаем. Дети выполняют дыхательное упражнение.
- Мы проделали такой длинный путь. Узнали, что нос важен не только человеку, но и птицам, животным, рыбам. Мы выполнили все задания, и пришли к замку Карлика Носа.
Диалог Карлика Носа с детьми.
-Мы пришли тебе помочь. Что нам нужно сделать, чтобы ты вновь стал красивым, милым мальчиком?
Карлик Нос. Ответьте на вопрос. Какие правила, необходимо соблюдать, чтобы нос не болел?
Нельзя ковырять в носу пальцем и острыми предметами;
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы;
При насморке нельзя сильно сморкаться и втягивать слизь в себя;
Нельзя на солнце долго находиться, нос может обгореть. А в сильный мороз не надо долго гулять, нос можно обморозить.
Карлик Нос. Какие же вы молодцы! Столько всего знаете про нос. (Карлик Нос чихнул и к нему вернулся прежний нос).
Карлик Нос. О, произошло чудо! Я стал прежним. Спасибо вам большое! Вы очень хорошие и добрые дети! И я приготовил для вас угощение. Определите по запаху из чего сделано мое угощение? Какая начинка?
Дети определяют, что это пирог из яблок.
-Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Дети возвращаются в детский сад под песню «Носик».
-Вот мы и снова в детском саду. О чем же мы сегодня говорили? Что вам понравилось? Чем запомнилось путешествие? Какие добрые дела совершили?