Ирина Ткаченко
НОД в старшей группе «Эти удивительные камни». Развитие эмоционально-положительного отношения к познанию окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.
Развивающие :
Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
Публикация «НОД в старшей группе „Эти удивительные камни“, Развитие эмоционально-положительного отношения к познанию окружающего мира» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Речевые: расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.
Здоровьесберегающие : обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,
«Художественное творчество»
Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово.
• Наглядные: презентация, схемы, посылка с камнями.
• Практические: физминутка, исследование предметов.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория, шероховатый.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова “О чем шептались камушки”, «Серебряное копытце» П. П. Бажова, Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями, строительные игры с использованием камней на прогулке, хождение по камням для массажа ног.
Продуктивная деятельность:
* Экспериментирование «Какие бывают камешки»
* Аппликация «Гора»
* Лепка из солёного теста «Горы».
*Рисование «Горный пейзаж»
Оборудование:
Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», пластилин, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой,салфетка для рук, гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон, пластилин. Компьютерная презентация «Камни и минералы».
Ход
Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся…
И друг другу улыбнёмся.
Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.
- Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу. (Открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень)
-Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?
- Давайте посмотрим, какие камни в посылке.
Дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом
– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
“Белый камушек растаял
На доске следы оставил” Мел
– Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).
– Давайте посмотрим какой он по твердости. Таня, подойди, попробуй провести по нему гвоздем.
– Что с ним случилось?
- Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность). а если его потереть –(распадается на крупинки) и бросить в воду - (вода мутнеет)
Что можно сказать о меле? ( Ответы детей: мягкий, Тонет в воде)
-Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.
- А вот ещё загадка о камне
С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки - это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)
- Расскажите какой уголь?
( Ответы детей: чёрный, блестящий)
Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.
Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?
(он хорошо горит и даёт много тепла, энергии)
Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)
Игра в кругу «Назови признаки камня» (форма, цвет, поверхность, края).
(гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные)
– Для чего нужны камни? (ответы детей)
– Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче).
– Итак, содержимое посылки мы рассмотрели, а здесь ещё есть карточка. Что на ней нарисовано. Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).
– Как называется место, где можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты)
– Кто проводит опыты в лаборатории? (ученые)
- Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? ( дети называют правила поведения: не шуметь, ничего не пробовать на вкус,
– Я приглашаю вас в лабораторию, но прежде разделимся на команды. (Деление на команды, выборы командира)
– Сегодня вы исследуете свойства камней. Командиры подойдут за заданием. (выдаётся схема, которая подскажет, какой эксперимент проводит команда). Затем каждая команда рассказывает, какой эксперимент проводили и что узнали о камне.
Задания:
1. Рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького. 2. Найдите и покажите самый большой и маленький.
3. Потрогайте камни на ощупь. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый.
4. Возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки).
5. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином. Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий.
6. Проверим камень на твердость. Поцарапайте камень ногтем. Попробуйте поцарапать камень монетой. Что можно сказать о камне, какой он?
7. Возьмите камешек и опустите его в воду. Камень тонет?
8. Могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?
Игра «Каменный оркестр»
Воспитатель:- -У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.
Презентация «В мире камня».
-Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?
Приглашаю детям встать вокруг стола.
Продуктивная деятельность
Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.
- Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.
Дети встают в круги передавая камушек отвечают на вопросы.
- Где вы сегодня побывали (в лаборатории, что делали (проводили опыты с камнями). Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»