Светлана Галактионова
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Мы — ученые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Мы - учёные»
(познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе)
Задачи:
Обучающие: - закрепить полученные ранее знания детей о свойствах воды и бумаги. Познакомить с новыми свойствами : может менять цвет и растворять другие вещества. Выявить действие магнитных сил, способность магнита проходить через песок и воду; использовать полученные знания для создания «магнитной» картины. Продолжать знакомить детей с природными фильтрами и их способностью очищать воду активизировать словарь детей новыми словами. Учить делать выводы.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе „Мы — ученые“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Развивающие: - формировать у детей представление о том, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закрепить умение правильно вести себя в природе.
Воспитывающие: - воспитывать желание участвовать в экспериментировании и практической деятельности; воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней. Учить бережно относиться к живой и неживой природе.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество
Задачи: - поощрять стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь, умение более точно характеризовать полученные результаты в области экспериментирования. Делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- развивать умение видеть красоту созданного изображения в передаче формы, плавности, изящности расположенных линий и пятен. Подводить детей к умению видеть изображение предметов разной формы и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий.
Оборудование: - подносы, пипетки, ложечки, по 4 маленьких стаканчика на каждого ребенка; чистая вода, жидкость синего и желтого цвета, таблетки активированного угля;
- воронки с песком, стаканчики с грязной водой, большие стаканы для каждого ребенка;
- ёмкости с песком, металлические предметы, магниты на веревочке (по количеству детей)
- ёмкость с водой, рыбки и удочки (игрушечные); ёмкости для складывания выловленных предметов;
- заготовки цветов и пароходов; 3 стакана средней величины, лист бумаги;
- рамка для картины, магниты разной величины, металлическая стружка, картон, одноразовые трубочки, салфетки.
Соответственно должна быть оформлена групповая комната (зал или лаборатория).
Каждый ребенок одет в белый халат и чепчик.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем работать в Научном Центре. Звонки на мой мобильный будут поступать непосредственно из Интернета. А это значит, что позвонить могут из любой точки нашей страны и даже мира. Надо быть очень внимательными.
Ребята, перед каждым из вас стоит оборудование, которое понадобиться нам для работы.
Звонит телефон. А вот и первый звонок.
Ребята, звонят из художественной мастерской. А кто знает, чем занимаются в художественной мастерской? (Ответы детей)
1. Воспитатель. – В художественной мастерской рисуют. Так вот звонит художник, просит вашей помощи. Дело в том, что у него закончилась зеленая краска. И художник просит, чтобы вы путем исследования жидкости, получили необходимую ему краску.
Раньше мы знакомились с вами со свойствами воды и знаем о воде много: вода прозрачная, она льётся, не имеет запаха, имеет вес. Замерзает на холоде, может быть жидкой и твёрдой, тёплой и холодной, нагревает другие предметы, обладает текучестью; в ней могут растворяться другие вещества. Чем теплее вода, тем быстрее в ней растворяются другие вещества. Вода бывает в трё х состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Кстати, вопрос к нашему «профессору» (ребенку с высоким уровнем развития) : -Как объяснить процесс испарения и конденсации? (Испарение – это когда во время кипячения часть воды превращается в невидимый пар. Конденсация – это процесс превращения пара в маленькие капельки воды).
Воспитатель. Ребята, а что происходит с водой при охлаждении? (Вода сжимается).
- При нагревании? (Вода расширяется)
- Ну а сейчас вернемся к свойству воды менять цвет под воздействием других веществ, а также к просьбе художника.
Задание детям: возьмите пипетку и путем смешивания синей и желтой жидкости получите зеленую. Далее показать детям процесс превращения белой жидкости в розовую под воздействием другого раствора.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: вода способна менять свой цвет под воздействием других веществ.
Воспитатель. А сейчас мы попросим Галину Владимировну, нашего лаборанта, отправить полученную нами краску в художественную мастерскую и сообщить, что просьба художника нашими учеными выполнена. (Убрать подносы со стаканчиками)
2. Воспитатель. – А, теперь, ребята, давайте остановимся еще на одном свойстве воды. Перед вами стаканчики с чистой прозрачной водой, рядом лежат таблетки. Как вы думаете, что произойдет с таблеткой, если её опустить в воду? (Ответы детей)
Давайте проэксперементируем.
Задание: опустите таблетку в воду, размешайте ложечкой. Понаблюдайте.
- Что произошло? (Таблетка растворилась)
- Какое свойство воды это подтверждает?
Вывод: вода растворяет другие вещества.
3. Телефонный звонок.
Воспитатель. – На этот раз, ребята, нам звонят из водоканала. Там произошла поломка очистных сооружений. А как вы думаете, что будет, если город останется без чистой воды. (Ответы детей)
Воспитатель. – Поэтому работники водоканала и обратились к вам, ученым, в наш Научный Центр, с просьбой найти способ очищения воды. Подумайте, как можно очистить воду? (Ответы детей)
Воспитатель. – Давайте попробуем. Найдите у себя на подносе фильтр, аккуратно возьмите и пропустите грязную воду через фильтр. Понаблюдайте, что происходит. Какой становится водичка?
Вывод: песок хорошо очищает загрязненную воду.
Воспитатель. – Ребята, а какие ещё природные фильтры вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель. – вопрос к «профессору» : Какой фильтр является самым хорошим? (Уголь)
Воспитатель. А сейчас мы попросим Галину Владимировну позвонить в водоканал и сообщить, что нашими учеными найден способ очищения воды путем фильтрования. (Убрать со стола фильтры).
4. Воспитатель. – Мы продолжаем экспериментальную работу. На это раз будет работа с магнитом. Раньше мы уже знакомились со свойствами магнита и знаем, что магнит притягивает металлические предметы, действует через разные материалы. (через стекло, бумагу, пластмассу). Может действовать на расстоянии, намагничивать другие предметы.
- А кто знает, как называются концы магнита? (Концы магнита называются Северным и Южным полюсом).
- Как они действуют? (Северный полюс притягивает, Южный - А два одинаковых полюса отталкиваются)
А сейчас мы с вами мы с вами поэкспериментируем, действует ли магнит на песок. Если действует, то как? Проверим.
- Возьмите емкость с песком (под песком находятся разные мелкие металлические предметы). Вы должны при помощи магнита, если он действует сквозь песок, извлечь эти предметы. Экспериментируйте.
(Сказать детям, что подобными приборами пользуются миноискатели. У них есть специальные датчики со встроенными магнитными дисками, которые помогают им находить мины на заминированном поле).
- Что у вас получилось?
Молодцы, достали много предметов. Так можно найти потерянные летом на пляже часы или иголку.
Вывод: магнит действует через песок. (Убрать использованное оборудование).
Физминутка. Раз. Два. Три. Четыре, пять
Мы работаем опять.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
5. Звонок (или сообщение).
Воспитатель. - Звонок очень серьёзный. Звонят сотрудники из Службы охраны водных ресурсов. Снова требуется ваша помощь, помощь ученых.
Наша река, кстати, кто знает, как она называется? (Ответы детей). Так вот, наша река сильно загрязнена. Специальная служба охраны водных ресурсов, которая занимается очисткой рек и озер, просит Вас придумать и подсказать способ поднятия со дна реки тяжелых металлических предметов. Давайте подумаем, как это можно сделать и с помощью чего? (Ответы детей).
- Давайте попробуем. Каждый будет работать самостоятельно, используя свой магнит. Наш эксперимент будет называться «Очисть озеро». Важно эту работу выполнить качественно. Достать со дна все ненужные предметы, чтобы обитатели озера жили в чистой воде.
- А кто, ребята, знает, какое озеро в нашей стране самое глубокое? (озеро Байкал)
-Ребята, предметы, подняли со дна? Какие? (металлические)
Вывод: магнит действует сквозь воду и способен притягивать металлические предметы. На свалках металлом поднимают с помощью огромного магнита. Эти магниты такие сильные, что могут поднять даже машину.
- А сейчас мы попросим Галину Владимировну передать в службу охраны, что наши ученые разработали способ очистки рек и озер, путем поднятия предметов со дна с помощью магнита.
- А теперь немножко расслабимся и полюбуемся красотой чистого озера и цветами, которые там растут.
- Обратите внимание на цветочки и пароходы, которые лежат на столе. Возьмите цветочек и положите его в воду. Понаблюдайте, что происходит? (Ответы детей).
- Ребята, а из чего сделаны эти предметы? (Они сделаны из бумаги).
- Правильно, из бумаги. А с какими свойствами бумаги мы столкнулись сейчас? (Со свойством намокать и впитывать воду).
- Какие ещё свойства и качества бумаги вы знаете?
(Бумага различается по цвету, белизне, гладкости, степени прочности, толщине, впитывающей способности. Она рвётся, мнется, режется, горит, шумит, может менять форму).
- А какой вид бумаги намокнет быстрее? (тонкая, салфеточная).
- А какой медленнее? (плотная, например, картон).
Вывод: В результате намокания бумага изменяет свою форму и обладает впитывающей способностью.
Отдельное задание «профессору» : -Подумай, как можно изменить форму бумаги, чтобы на два стакана можно было поставить третий. (Сложить бумагу гармошкой).
-А сейчас мы продолжим свою работу. Следующий этап работы интересный и необычный. Но, сначала ответьте на вопрос: -Чем можно нарисовать картину? (Ответы детей).
- Но сегодня мы попробуем создать с вами необычную магнитную картину, путем сочетания нескольких магнитов и металлической стружки. В работе будут принимать участие сотрудники. Ну, а теперь за работу.
Показать детям, как нужно медленно и аккуратно дуть через трубку на металлическую стружку. Сказать, что каждый должен пользоваться своей трубочкой. Почему? (Ответы детей).
Воспитатель подходит поочерёдно ко всем детям.
- Посмотрите, какая интересная и необычная картина у нас получилась.
Так, ребята, происходит Северное сияние: частицы солнечного ветра сталкиваются с частицами воздуха, распределяются по полюсам и светятся. Так действуют магнитные силы Земли.
- На что похоже то, что у нас получается на картине? (Ответы детей).
Галина Владимировна сообщает о том, что поступило несколько сообщений от разных абонентов. Все они благодарят наших ученых за помощь, которую оказали они в результате ряда проведенных опытов и экспериментов.
Подвожу итог: Ваша работа оказалась очень важной и нужной людям. Ваша исследовательская деятельность помогла многим. На этом экспериментальная деятельность на сегодняшний день завершена. Мы будем и дальше заниматься ею. Будем продолжать знакомиться со свойствами воды, бумаги и магнитов. Узнаем ещё много нового, полезного, интересного. Благодарю всех сотрудников за проделанную работу.