Нина Чернецова
Конспект образовательной деятельности по эстетическому развитию с использованием (ЦОР) для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по эстетическому развитию с использованием (ЦОР) для детей старшего возраста на тему : «История русского костюма.»
Воспитатель: Чернецова Нина Юрьевна
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №6»
Дата:
Программное содержание: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры посредством проектной, поисково-исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по эстетическому развитию с использованием (ЦОР) для детей старшего возраста» размещена в разделах
Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
Способствовать развитию речи;
Воспитывать интерес и уважение к русской литератур.
Материалы к занятию: Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением русских национальных костюмов, мультимедийная установка, куклы в русских национальных костюмах, аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал, практический метод.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на наших гостей и поздороваемся с ними. А теперь тихонечко сядем на свои места.
2. «В гостях у народных умельцев» (Слайд 1)
- Ребята, рассмотрите эти игрушки. Что интересного вы можете о них рассказать?
(Это народные игрушки. Дымковская и Филимоновская барышни. Их изготовили мастера-умельцы из Дымков и Филимоново. Они сделаны из глины.)
Где здесь дымковская, а где филимоновская барышня? (Дымковская справа, а филимоновская-слева.)
А как вы догадались? ( Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии, точки-горошины и клетка; филимоновская игрушка: поперек туловища и шеи идут чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом.)
На прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров.
Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон их платья, на яркую окраску ткани, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах.
Сегодня мы снова воспользуемся машиной времени и вместе с Таней и Ваней заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.
Тема нашего путешествия: «История русского костюма».
- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно) (Слайд 2)
Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. (Слайд 3)
В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази»
Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам). (Слайд 4)
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. (Слайд 5)
Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.
- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).
- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)
На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.
Художественное экспериментирование:
У детей на столах кусочки ткани, прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т. е. сделать её набойной.
3. Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Слайд 6)
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например, кафтаны. (Слайд 7)
Их носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А, что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Слайд 8)
В холодную зимнюю носили шубы. (Слайд 9)
Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
-В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
Вывод: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
4. Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Слайд 10)
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Слайд 11)
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). (Слайд 12)
- А, какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Слайд 13) Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
- Сейчас я предлагаю выйти одной девушке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Платок, вы женщины замужняя)
- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее. (Слайд 14, 15)
Вывод: Итак, женская одежда – это …. (продолжите фразу) (Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)
Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».
(Ребята делятся на 2 команды)
Вы должны последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.
5. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. (Слайд 16, 17)
На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)
Узор в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Задание: «Составь оберег»
- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Нарисовать красками, пластилином, сделать аппликацию.)
- Возьмите понравившийся вам вид одежды на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
Пока ребята выполняют работу звучит музыка.
- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
- Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
- Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
6. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)
Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью, кафтан- то я (кафтанник,
(шапочник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапочник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие части одежды дошли до наших дней? (Все, но они стали называться немного по-другому: душегрея- топик, телогрея – жилет.)
7. – Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).
- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
- После перемены, я вас приглашаю вас ребята, в дизайнерскую мастерскую, чтобы изготовить самим понравившийся костюм.