Елена Приймачук
Конспект ОД по речевому развитию «Путешествие Незнайки. Моя малая Родина» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
«Путешествие Незнайки»
Подготовительная группа
Приймачук Е. А.
Цель: формирование речевой компетентности у детей посредством приобщения детей к истории и культуре малой Родины.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» : формировать у детей представления о своём посёлке, природе родного края.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Путешествие Незнайки, Моя малая Родина“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
ОО «Речевое развитие» :
Словарь: активизировать глаголы, обозначающие действия, которые можно производить в лесу, в детском саду и т. д.
Связная речь: развивать умение самостоятельно составлять повествовательные тексты о жизни села.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : формировать опыт эмоционально-положительных, доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке; экскурсии по улицам и памятным местам посёлка; беседы о достопримечательностях посёлка; чтение стихотворений и пословиц о Родине.
Оборудование и материалы: ватман, фотоматериал с изображением посёлка, клей карандаш, клеенки, тряпочки для клея, карта России, запись песни.
Ход ОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.
(дети стоят в кругу взявшись за руки)
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, матушка – Земля
Здравствуйте, мои друзья!
В группе неожиданно появляется Незнайка :
Незнайка : Здравствуйте, ребята,
Вы слышали когда-нибудь про город из цветов?
Живут в нём коротышки из сказочных миров.
Цветочный город шумный – он в сказочной стране.
В нём чудеса, как птицы, порхают в вышине.
А я, друзья – Незнайка, вы знаете меня,
Ведь самый, самый, самый известный – это Я.
Я – Незнайка из Цветочного города. Вместе со своими друзьями я путешествовал по разным странам и городам на воздушном шаре, но вдруг я отстал от друзей, заблудился, очутился здесь. Куда же я попал?
Воспитатель: Ребята, расскажем Незнайке, где он оказался?
Дети: В нашем детском саду.
Воспитатель: А где находится наш детский сад?
Дети: Наш детский сад находится в посёлке Новосёлке.
Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся с Незнайкой? Назовите Незнайке свои имена.
Дети: Меня зовут … (каждый ребёнок называет своё имя, фамилию)
Воспитатель: Ребята у каждого человека есть имя? Как вы думаете, а есть ли имя у нашей Родины?
Дети: У нашей Родины имя – Россия.
Основная часть
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы внимательно послушайте его.
Чтение воспитателем стихотворения и обсуждение вместе с детьми (Стихотворение И. Мазнина «О Родине»)
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя!
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя!
А там, где мы родились, где радостью живем,
Края свои родные…Мы Родиной зовём.
Воспитатель: Ребята, какое удивительное стихотворение, оказывается у всего на свете: у берёзки, у листочка, даже у ручейка, есть своя Родина.
Для ивушки – это (реченька, для берёзки – (опушка, для листочка – (ветка).
Ребята, и у нас с вами есть место, где вы родились, где вы живете вместе со своими родными и друзьями. Это место называется малой Родиной. Как называется ваша малая Родина?
Дети: Посёлок Новосёлки – наша малая Родина.
Воспитатель: Правильно, наш посёлок – это наша малая Родина. Маленькая точечка на большой карте нашей огромной страны. (Показ на карте). И где бы вы ни были, нам всегда хочется вернуться к себе на Родину в свой дом, недаром говориться: «Всякому мила своя сторона».
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Ребё нок: Родина краше солнца, дороже золота.
Ребё нок: Своя земля и в горести мила и т. д.
Давайте познакомим Незнайку с нашим посёлком, а для этого отправимся в путешествие на волшебном автобусе по нашему посёлку.
Воспитатель: Итак, наш волшебный автобус отправляется в путь! Прошу занять свои места. Кто будет водителем, берет «руль» и садится на первый стул, а я буду экскурсоводом.
На экскурсию мы едем –
Поселок свой узнать хотим.
Вдоль по улицам проедем
И в окошко поглядим.
(звучит песня «Автобус)
1. Остановка «Символическая».
Воспитатель: Все страны, государства имеют свои государственные символы: флаг, герб и гимн. Наш поселок тоже имеет свой флаг и герб отражающие историю и его название (показ изображений герба и флага)
Воспитатель: Герб отражает исторические и природные особенности поселка. Ребята расскажите Незнайке, что изображено на гербе нашего посёлка.
Дети: На гербе изображено зелёное поле, усеянное чёрными каплями. Вырастающие два золотых пшеничных колоска и золотое солнце с прямыми лучами.
Воспитатель: Ребята, расскажите о флаге
Дети: Флаг посёлка представляет собой прямоугольное полотнище с композицией герба в красном, зелёном, жёлтом и чёрном цветах.
Зелёный цвет – символ природы, здоровья, молодости, жизненного роста.
Золото – символ урожая, богатства и стабильности.
Воспитатель: Молодцы ребята, а мы с вами продолжаем наше путешествие по посёлку.
2. Остановка «Памятные места» (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Одним из самых почитаемых мест посёлка является памятник Неизвестному солдату. Каждый житель посёлка помнит о людях, вставших на защиту нашей Родины в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. В память о них в поселке воздвигли памятник. Вечный огонь — символ нашей памяти о тех, кто не вернулся с фронта. Эта память останется в наших сердцах. Памятник находится в парке у дома культуры. Каждый год здесь в День Победы собираются жители и гости, участники Великой Отечественной войны.
Воспитатель: Ребята, а какие ещё памятные места находятся в нашем посёлке?
Ребё нок: На одном из домов улицы Новый Микрорайон, где жила последние годы известная телеведущая Леонтьева Валентина Михайловна, установлена мемориальная доска, хранящая память об этом знаменитом человеке.
Ребё нок: На здании больницы установлена мемориальная доска в память о главном враче, замечательном хирурге Чупанову Джафару Хизреевичу.
Ребё нок: На здании школы установлена мемориальная доска в память о Костине Михаиле Николаевиче. Он долгое время был директором совхоза Н. К. Крупской, так раньше назывался наш посёлок.
Воспитатель: А мы с вами отправляемся дальше знакомить Незнайку с нашим посёлком, я предлагаю продолжить наше путешествие пешком.
Физкультминутка: дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
По посёлку мы идём (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову вправо)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег на месте).
3. Остановка «Дома и постройки»
Воспитатель: Помогут нам на этой остановке интересные загадки:
Во дворе беседки,
И песочниц ряд,
Весь такой нарядный,
Стоит наш…
Дети: Детский сад.
Воспитатель: Правильно, в нашем посёлке находится отличный детский сад. Как он называется?
Дети: Наш детский сад называется «Солнышко».
Воспитатель: А кто посещает детский сад?
Дети: Детский сад посещают ребята.
Воспитатель: Что делают дети в детском саду?
Дети: Занимаются, поют, играют, танцуют и т. д.
Воспитатель: Кто работает в детском саду?
Ребенок: В детском саду работают воспитатели, помощники воспитателей, повар, музыкальный руководитель, медсестра, логопед, прачка и т. д.
Воспитатель: Ребята, наш детский сад большой, и в нём много помещений. Я предлагаю вам рассказать Незнайке, что делают в помещениях детского сада.
Игра «Подбери действие».
(Воспитатель называет помещение, а дети говорят, для чего оно нужно в детском саду)
Воспитатель: В медицинском кабинете что делают?
Дети: Осматривают, слушают, делают прививки, перевязывают
Воспитатель: В музыкальном зале что делаю?
Дети: Танцуют, поют, проводят праздники.
Воспитатель: В физкультурном зале что делают?
Дети: Прыгают, бегают, тренируются, занимаются спортом, соревнуются.
Воспитатель: В логопедическом кабинете что делают?
Дети: Рассказывают, играют, отгадывают, учатся правильно говорит.
Воспитатель: На кухне что делают?
Дети: Готовят, варят, жарят, режут, пекут, наливают, раздают.
Воспитатель: В раздевалке что делают?
Дети: Одеваются, раздеваются, здороваются, встречают, провожают.
Воспитатель: В групповой комнате что делают?
Дети: Играют, занимаются, лепят, рисуют, считают.
Воспитатель: В умывальной комнате что делают?
Дети: Моют, умывают, вытирают, намыливают.
Воспитатель: В спальне что делают?
Дети: Спят, просыпаются.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку.
В этом домике врачи
Ждут людей. Чтоб их лечить
Всем они помочь готовы
Отпускают лишь здоровых
Дети: Это больница.
Воспитатель: Кто работает в больнице?
Дети: В больнице работают врачи, медицинские сёстра.
Воспитатель: Правильно, для чего нам нужна больница?
Дети: В больнице лечат людей, делают уколы, перевязки, назначают лекарства.
Воспитатель: Отгадайте ещё загадку.
Что за домик у ворот
Угадай, кто в нём живёт?
Здесь письма отправляют
И посылки получают.
Дети: Это почта.
Воспитатель: Правильно почта. Кто здесь работает?
Дети: Почтальон.
Воспитатель: Конечно почтальон. А чем же занимаются наши почтальоны?
Дети: Почтальоны разносят почту, письма и газеты. Продают на почте журналы, газеты, открытки, детские журналы.
Воспитатель: Ребята у меня в чудесном мешочке находится предмет, попробуйте отгадать его. Вы будете задавать мне вопросы, а я буду отвечать «да» или «нет».
Игра «Чудесный мешочек»
(Дети задают вопросы о том, что в мешочке, воспитатель отвечает только «да» или «нет»)
Дети: Этот предмет круглый?
Воспитатель: Нет
Дети: Он мягкий?
Воспитатель: Нет
Дети: Он прямоугольный?
Воспитатель: Да
Дети: Он пластмассовый?
Воспитатель: Нет
Дети: Он бумажный? ….
Воспитатель: Да
Дети: Это конверт
Воспитатель: Да
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века,
Приходи в…
Дети: Библиотеку.
Воспитатель: Правильно, у нас в посёлке есть библиотека. Ребята, а что это такое?
Дети: Библиотека – это хранилище книг.
Воспитатель: А кто работает в библиотеке и отвечает за все книги?
Дети: В библиотеке работает библиотекарь.
Воспитатель: Жители нашего посёлка приходят за любимыми книгами, а какие вы любите книги?
Дети: Сказки…
Воспитатель: В библиотеке находится очень много разных книг, ребята, какие бывают книги? О чём в них пишут? Давайте подберём много слов.
Словесная игра «Подбери признаки к слову «Книга»
Дети: Интересные, мудрые, большие, маленькие, грустные, весёлые, сказочные, о природе, о животных, о людях, о космосе, о нашей планете и т. д.
Воспитатель: Мы отправляемся дальше ребята.
4. Остановка «Лесная»
Воспитатель: Вот и вышли мы из посёлка в лес. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! (Тихо звучит музыка с пением птиц). Представьте себе, что вы находитесь в лесу. Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.
Упражнение на дыхание «Аромат леса»
( Дети вместе с воспитателем выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»).
Воспитатель: Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу?
Дети: Свежестью, травою, цветами и т. д.
Воспитатель: А, что мы слышим в лесу?
Дети: Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, каких птиц можно увидеть в нашем лесу?
Дети: Дятла, трясогузку, ворону, воробья и т. д.
Воспитатель: А какие животные обитают в лесах нашей малой Родины?
Дети: Заяц, ёжик, лиса, кабан, барсук, белка
Заключительная часть
Воспитатель: Наше путешествие закончилось, об остальных достопримечательностях нашего посёлка мы расскажем Незнайке в следующий раз. А сейчас добро пожаловать в художественную мастерскую, где мы сделаем картину.
Продуктивная деятельность детей - коллективная работа «Посёлок, в котором я живу» (на ватман дети наклеивают готовые вырезанные заранее картинки с изображением различных мест посёлка, создаётся коллаж)
Воспитатель: Ну, вот и готова наша картина. Мы дарим её тебе Незнайка, чтобы ты не забывал о нашем посёлке.
Незнайка : Молодцы ребята! Спасибо вам, мне очень понравилось у вас. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: С какой целью мы его совершили?
Дети: Чтобы рассказать о нашем посёлке Незнайке.
Воспитатель: А как вы думаете, как можно позаботиться о нашей малой Родине?
Дети: Не бросать мусор, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы.
Воспитатель: Если все мы будем беречь и заботиться о нашем посёлке, то наша малая Родина будет с каждым годом всё краше и милее!