Татьяна Евстифеева
Конспект образовательной деятельности «Чудеса природы» с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми среднего
дошкольного возраста.
Образовательная область «Речевое развитие».
Тема: «Чудеса природы»
(решение задач на противоречия)
Подготовила воспитатель:
Евстифеева Татьяна Михайловна
г. Владимир
2017 г.
Тема: «Чудеса природы».
Средняя группа.
Программное содержание (задачи НОД) :
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Чудеса природы“ с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитательные задачи;
- воспитывать интерес детей к словесному творчеству;
- воспитывать познавательный интерес к окружающему природному миру.
Развивающие задачи;
- развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти в процессе решения творческих задач;
- развивать мышление, доказательную речь и познавательную активность (упражнять в составлении простых видов сложноподчинённых и сложноподчинённых предложений);
- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы.
Обучающие задачи;
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;
-учить правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными;
- уточнять и закреплять правильное произношение звуков [Х], [С], [Ш], [У], произносить их протяжно с разной силой голоса.
Речевые задачи;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- учить детей участвовать в беседе со взрослым, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование:
1)Аудиозапись «Времена года» А. Вивальди.
2)Картинки на тему «Что бывает зимой, что бывает летом».
3)Мольберт.
4)Подарочная коробка.
5) Дидактическая игра: «Хорошо - плохо» (признаки времени года).
6)Снежинки из бумаги разного цвета (розовый, голубой).
Взаимосвязь с другими видами деятельности :
До НОД :
- Чтение рассказов о временах года;
- рассматривание иллюстраций, картинок, открыток с изображением характерных особенностей времён года;
- наблюдения в природе, беседы о зиме, о лете;
- заучивание пальчиковых игр по данной теме;
- дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто что делает», «Узнай и назови».
После НОД:
- Дыхательная гимнастика «Снежинка»;
- составление рассказов о зиме и о лете;
- рисование «Зимняя картинка», «Лето»;
- лепка «Снежинка», «Солнышко».
Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП:
- подбор художественной литературы о зиме и о лете;
- консультация «Игра и речь» (ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи; решение проблемных ситуаций).
Содержание деятельности
Этапы Содержание Время проведения
1. Процесс вовлечения в деятельность Дети сидят на ковре по кругу на стульчиках.
В. : Дети, посмотрите – на нашем мольберте висят картинки с изображением времён года; я вам загадаю загадки, а вы определите, какие отгадки подходят к нужным картинкам.
* Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
*Я соткано из зноя,
несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
вы все меня, я. (лето)
Дети выбирают картинки.
В. : Ребята, а какое сейчас время года?
Д. : Зима.
Раздаётся стук в дверь… 2 минуты
2. Процесс целеполагания В. : Ребята, слышите, кто-то стучится в нашу дверь? Давайте посмотрим, кто же это?
Воспитатель открывает дверь, в группу «влетает» Снежинка.
С. : Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Снежинка.
Я услышала, что вы говорите про зиму.
Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник - Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит. А ещё на улице такая замечательная погода: холодно, снежно. Зима - мое самое любимое время года. А вот лето я не люблю, потому что жарко, солнечно.
В. : Дети, а почему Снежинке не нравится лето?
Ответы детей. 3 минуты
3. Процесс проектирования
и планирования
деятельности В. : А давайте расскажем Снежинке, что в любом времени года есть и хорошее и плохое! Вы согласны?
Д. : Да!
1 минута
4. Процесс осуществления деятельности
В. : Снежинка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, и послушай, что дети расскажут о зиме.
В. : Ребята, расскажите, за что вы любите зиму?
Д. : Можно кататься на санках, на коньках и на лыжах.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
В. : Неужели все хорошо зимой? А что зимой плохо?
Д. : Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед, можно поскользнуться, упасть и повредить себе что - нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.
В. : Значит выходит, что зимой есть, и хорошее, и плохое.
В. : А что хорошего летом?
Д. : Летом тепло, можно купаться, кататься на велосипеде, на роликах. Можно загорать на солнышке. Можно есть ягоды.
В. : А что плохо летом?
Д. : Можно получить солнечный ожог или тепловой удар; можно утонуть, если не соблюдать правила, можно упасть на асфальт и повредить руку или ногу. Летом комары кусаются.
В. : Вот и летом тоже есть и хорошее, и плохое! А давайте сравним, чем зима отличается от лета.
В: Ребята, вы сможете ответить, чем зима отличается от лета? Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята отвечать, что бывает зимой.
В. : Есть замечательная игра «Что бывает летом, что бывает зимой», в которой вы поймете, правильно вы ответили или нет.
Летом - жарко, а зимой…
Д. : - холодно.
В. : Летом на деревьях листья, а зимой?
Д. : листьев нет (или лежит снег).
В. : Летом день длинный, а зимой …
Д. : короткий.
В. : Зимой солнце низко, а летом…
Д. : высоко.
В. : Летом гуляют на улице много, а зимой
Д. : мало.
В. : Зимой птицам голодно, а летом…
Д. : сытно.
В. : Зимой земля покрыта снегом, а летом…
Д. : песком, травой.
Физкультминутка «Зима».
На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам,
Чтобы носик не замерз, топают ногами.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой.
Как на сказочной картинке. Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.
В. : Сейчас мы с мячом поиграем, я называю слово, а вы рассказываете, что оно представляет.
Игра с мячом «Представление»
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.
В. : Снова мяч передавай, слова – признаки называй.
Игра «Подбери признаки»
В. : Зима, какая?
Д. : холодная, морозная, снежная, веселая.
В. : Лето, какое?
Д. : жаркое солнечное, веселое, красочное.
В. : Снежинка, какая?
Д. : Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
Артикуляционная гимнастика
В. : Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?
Ответы детей.
В. : Как завывает вьюга?
Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
В. : Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Д: ХР-ХР-ХРХР!
В. : Как дворник сметает с порога снег?
Д. : Ш-Ш-Ш-Ш!
В. : Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Д. : С – С - С - С!
Снежинка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но мне так грустно, ведь я никогда не увижу лето, что же мне делать? Вы ребята, поможете мне?
В. : Дети, поможем Снежинке?
Д. : Да, поможем!
В. : Давайте подумаем, как Снежинка может увидеть лето?
Д. : Можно показать ей фотографии летней природы, можно нарисовать картинки про лето, можно слепить зелёную травку.
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма».
С. : Спасибо большое, вы мне очень помогли! Рассказали про разные времена года, поиграли со мной. Я теперь буду любить и зиму, и лето! 10 – 12 минут
5. Процесс
рефлексии В. : Снежинка, тебе было интересно с нами?
С. : Да, очень интересно!
В. : А теперь мы узнаем, было ли интересно ребятам: у меня есть цветные снежинки, из них мы сделаем полянку – если вам, дети, занятие понравилось, вы приклеиваете на полянку розовую снежинку, а если не понравилось – голубую.
Деятельность детей.
В. : Я вижу, занятие всем понравилось, а теперь мы будем собираться на улицу, и проводим Снежинку домой. 2 минуты