Жанна Дзюба
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Сочиняем сказку о гжельской розе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование речевой активности и творческого воображения.
Задачи:
Образовательные.
Развивать связную речь, обучая детей придумыванию сказки : развитие действия, окончание. Учить задавать вопросы.
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности с гжельской керамикой.
Развивающие.
Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Продолжать развивать интерес в аппликации к методу обрывания.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Сочиняем сказку о гжельской розе“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Роза. Все о розах для детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Развивать мелкую моторику рук, восприятие, внимание, воображение.
Воспитательные.
Формировать эстетические чувства на материале произведений прикладного народного творчества.
Воспитывать цветоотношение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации.
Воспитывать активность, самостоятельность, усидчивость, и умение работать аккуратно; воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Активизация словаря: нежная, тонкая, небесно – голубая.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Материалы:
Демонстрационный: выставка гжельских изделий (предметы и иллюстрации, презентация, компьютер, мультимедийная установка.
Раздаточный: дидактическая игра «Сложи картинку»; листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов; цветная бумага (сине – голубая, кисточки для клея, подставки для кисточек, клей, салфетки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Сегодня я приглашаю вас в сине – голубую сказку. А почему она так называется, вы сейчас поймёте сами. Присаживайтесь.
- В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит городок Гжель. (Слайд 1).
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
- Давным – давно жили в этом городке смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Нашли они глину чудесную, белую – белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет невидывал. (Слайд 2) А узор на ней синий или голубой. (Слайд 3). Откуда же взялся этот цвет? А об этом есть сказка – легенда, в которой говорится: «Пошли как – то девушки, жившие в городке Гжель, полоскать бельё на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. (Слайд 4) Позвали девушки мастеров и показали им эту красоту. И мастерам это так понравилось, и решили они, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда – то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба и речки Гжелка на своих изделиях. Узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду. Мастера были благодарны природе за такой необычный подарок – синий цвет». (Слайд 5)
Синеглазая посуда –
Вазы, чайники и блюда –
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса.
Воспитатель: - Приглашаю вас ребята на выставку изделий Гжельских мастеров.
- Что ото за изделие? (Посуда)
- Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать какая это посуда?
Дети: - Нежная, тонкая, красивая, необычная, снежная, словно сделана изо льда, зимняя.
Воспитатель: - Вся посуда разная, но есть в ней что – то общее. Что?
Дети: - Посуда украшена сине – голубым узором.
Воспитатель: - Правильно, она раскрашена в сине – голубые цвета на белом фоне. А из чего сделана эта посуда?
Дети: - Из глины.
Воспитатель: - Да, из глины. До сих пор в старинном городке Гжель работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают гжельскую посуду. Большого умения, труда и терпения для этого требуется. А сейчас предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру.
Игра «У дядюшки Трифона»
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали как я!
Воспитатель: - Продолжим нашу экскурсию по выставке Гжели. Больше всего людям полюбилась нарядная, затейливая посуда. О ней я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдёте среди экспонатов.
Непреступная на вид,
Подбоченившись стоит,
Ну а в ней – то, посмотри –
Угощение внутри. (Сахарница)
Она бывает глубока,
Она бывает мелка,
Однако это не река,
Зовут её…. (Тарелка)
В неё наливают,
Из неё выпивают. (Чашка)
В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)
Воспитатель: - Молодцы. А последняя загадка спрятана вот в этом сундучке.
Отгадать, что находится внутри, вы сможете, задавая мне вопросы. Я же вам буду отвечать «Да» или «Нет». Поиграем?
Дети: - Это посуда? (Да).
- Из неё едят? (Нет).
- Из неё пьют? (Нет).
- Это для красоты? (Да).
- Это ваза?
Воспитатель: - Правильно, это ваза. (Слайд 6)
«А и где же это видано? А и где же это слыхано?
Чтоб зимою в поле травушка росла.
Чтоб зимою в саду роза расцвела?»
- Так бывает или нет?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Объясните, почему не бывает. (Объяснения детей)
Воспитатель: - Что за цветок изображён на вазе? Какого он цвета? Бывают ли синие розы? (Ответы детей).
Воспитатель: - Мне не приходилось встречать синие розы. А вы видели? На нашей выставке на многих изделиях изображена синяя роза. (Слайд 7) Вы хотите узнать, почему именно розу рисуют гжельские мастера. Ведь синяя роза - сказочная. И попала она в Гжель сказочным путём. Но вот как? Давайте придумаем про это сказку. Я начну, а вы продолжите. Согласны? Тогда начнё м:
«Жили – были в селе Гжель Иван да Марья. Ладно, да мирно жили. Душа в душу. Иван исправно ходил на царскую службу, а Марья его в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как – то царь отправил Ивана за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы всем поведать какие мастера живут на Руси. А в дарах этих и платки Посадские, и игрушки Дымковские, и подносы Жостовские, и посуда Хохломская. Удивился царь заморский мастерству русских умельцев и захотел отблагодарить Ивана. А он ему в ответ: «Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты. Разреши мне взять его с собой, порадовать жену. Царь велел своему садовнику выбрать самую красивую розу и вручил её Ивану. И привёз Иван розу в Россию.»
Воспитатель: - А что же случилось с розой дальше?
- Может быть, Иван вернулся домой зимой?
- Что с ней могло произойти?
- Как поступила Марья, когда увидела розу?
- Какой подарок Иван и Марья могли отправить заморскому царю? (Слайд 8)
Дети предлагают свои варианты развития и окончания сказки.
Воспитатель: - Мы сегодня побывали в сине – голубой сказке. Приглашаю вас поиграть в игру «Сложи картинку».
Игра «Сложи картинку»
Цель: учить видеть целое, правильно подбирать части, ориентируясь на орнамент, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
Дети складывают силуэты гжельской посуды, разделённые на части.
Воспитатель: - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам превратиться в умелых мастеров и попробовать сделать гжельскую розу. Проходите в мастерскую. У вас на столах силуэты посуды. Мы будем делать розу методом обрывания. Посмотрите, какая роза получилась у меня. Каждый лепесток я делала из отдельного кусочка бумаги. Но у каждого лепестка есть голубой оттенок. Чтобы потренироваться, у вас есть белая бумага. Попробуйте сделать лепесток. Получилось? Хорошо. Приступайте к работе, а потом мы сделаем выставку ваших работ.
Итог.
Воспитатель: - Где мы сегодня с вами побывали?
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось?
- Как вы думаете, красивые розы у вас получились?
- Какое из заданий было самым трудным?
Дети делятся своими впечатлениями, анализируют выполненные задания. В группе оформляется выставка детских работ.