Иванова Наталья
Конспект ОД «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
• Развивать речь, мышление, любознательность;
• Воспитывать экологическую культуру;
• Развивать умение делать выводы, умозаключения;
• Воспитывать аккуратность при работе.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые взрослые и дети! Сегодня в нашей группе открыта Малая семейная академия, где будут работать четыре лаборатории: «Капелька», «Сосулька», «Снежинка», «Облачко».
Публикация «Конспект ОД „Царица-водица“» размещена в разделах
- А тему, о чём мы будем говорить должны угадать взрослые. (Ребёнок читает стих – загадку).
Если руки наши в ваксе - если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтобы росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли, чтобы варились кисели.
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без … (воды)
- Да, сегодня мы будем говорить о Царице-водице.
. А сейчас каждая группа нашей академии представит свою лабораторию чтением стихотворения наизусть (эмблемы).
Капелька
Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Что смеялся роток и кусался зубок.
Сосулька
Очень плохая привычка у Юльки -
Любит сосать ледяные сосульки.
Глупая Юлька глотает и рада,
Будто бы съела 100 грамм шоколада.
Однажды ангиной она заболела
И больше ни разу сосульки не ела.
Облачко
Ах, какое облако, облако высокое,
Облако далёкое не достать рукой.
Проплывёт и скроется в поле за околицей,
В озере умоется чистою водой.
Снежинка
С неба падали снежинки на замё рзшие поля:
Ель запутали косынкой, белой шубкой тополя.
И укрыли двор и сад, всякий снегу очень рад.
Опустись снежинка на мою ладошку,
Кружишься давно ты, отдохни немножко.
Ишь какая хитрая, думаешь не знаю?
На ладошке тёплой сразу я растаю.
. Как вы понимаете «Вода – помощница?»
(стирать, умываться, поливать, погибнет всё живое и. т. д.)
Игра «Доскажите слово» (по семейным командам)
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
А хотите больше узнать о воде? (ответы детей).тогда каждая семейная команда проходит к своим столикам.
Опыты с водой
1. Лаборатория Капелька – доказать, что вода не имеет формы (различные бутылки, стаканы)
2. Лаборатория Сосулька –доказать что вода прозрачная
3. Лаборатория Облачко – освободить игрушку из ледяного плена (кипяток)
4. Лаборатория Снежинка – доказать без вкуса и запаха (растворить соль, сахар, лимонную кислоту; духи, лук)
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
4. Освободить игрушку из ледяного плена.
Я покажу вам. А что же в нём интересного? Зимой льда на улице много.
А в руки его брать вам разрешают (Нет).А в нашей лаборатории его можно брать в руки но не просто так, а обязательно рассказать какой он (Лед-гладкий, прозрачный, холодный).
А почему у вас руки мокрые (лед тают от тепла и превращаются в воду).Что же такое лед?
Замерзшая Злая Стужа заморозила моего друга, заковала Лошадку в ледяной плен.
Ребята, нужно как можно скорее освободить Лошадку, отогреть.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лед быстрее растаял? (ответы).
Поливаем игрушку горячей водой, чтобы растопить ледяные оковы.
Молодцы каждая научная лаборатория справилась со своим заданием.
Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Это можно или нет?»
***
Я сосульку полижу, и снежочком закушу,
Дайте дети мне ответ, это можно или нет?
***
Я по тоненькому льду, на реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ, это можно или нет?
***
А когда наступит лето, я один уйду купаться
Дети дайте мне ответ, это можно или нет?
Дети садятся на ковер.
Иногда бывает так, что вода из помощницы становится разрушительницей. Послушайте и назовите явление, о котором говорится в стихотворении
«Волны мчатся в быстром беге
Закипит пучина вод
И покатится на берег
Всё затопит, всё зальет…
И квартиры городские
Превратятся в острова
Поплывут меж них людские
Вещи, бочки и дрова…» (наводнение)
И в таких случаях на помощь пострадавшим устремляются спасатели: на вертолетах, на лодках вывозят они людей с затопленных территорий.
«Порой зима приносит беды
Когда бураном налетит
И загудит звериным воем.
Деревья ветром низко гнет,
Насыплет снега толстым слоем
Пути дороги заметет…» (метель, снежный буран)
И в таких случаях людям на помощь приходят спасатели: они расчищают дороги, помогают людям освободиться из снежного плена.
Итог: мы сегодня узнали много о воде, и как о помощнице и как об опасной стихии.
Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель предлагает детям речевую игру
«Вода – это…»
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Приведем пример: «Для растений вода – это…»
«Для людей вода – это…» варианты ответов.
Итог занятия: При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.