МААМ-картинки

Конспект ООД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему «Мордовские посиделки»

Анна Селдушева
Конспект ООД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему «Мордовские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ДЕТЕЙ старшей ГРУППЫ НА ТЕМУ

«МОРДОВСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Разработала: воспитатель

Селдушева Анна Александровна

2013г.

Публикация «Конспект ООД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему „Мордовские посиделки“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к мордовской культуре через ознакомление с предметами быта мордовского народа, устное народное творчество и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

1. Приобщать детей к культуре мордовского народа : бытом обычаями, гостеприимством.

2. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, народными промыслами.

3. Развивать навыки художественного творчества детей посредством проектной деятельности.

4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления.

5. Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

6. Содействовать развитию речи, развивая навыки речевого общения.

Оборудование: предметы быта старины : прялка, веретено, коврик, лапти, деревянный конь, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; украшения: бусы, браслеты, ленты; клубок шерсти, лоскутки, угольки, элементы к мордовскому орнаменту.

Занятие проводится в мордовской комнате с печью

Звучит мордовская мелодия, дети в мордовских костюмах входят в комнату.

Девочка-хозяйка в сарафане приветствует гостей (детей).

Воспитатель. Шумбрачи вечкевикс ялгат! (Здравствуйте, дорогие гости)

Девочка-хозяйка. Хорошему гостю

Хозяин рад!

(дети отвечают на приветствие известными им пословицами)

Дети

- Хозяюшек в дому, что оладушек в меду

- Много гостей, много новостей

- Что есть в печи – на стол мечи!

Воспитатель. В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой мордовской избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Девочка-хозяйка.

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Каравай мы вам подносим

Поклонясь отведать просим.

(воспитатель принимает каравай и благодарит с поклоном)

Воспитатель. Знакомь нас со своим домом хозяюшка.

Девочка-хозяйка. Проходите гости дорогие. Милости просим.

Воспитатель. Ребята, мы не раз приходили в эту избу и говорили о предметах быта. Мы знаем, что некоторые предметы делали на посиделках.

Найдите и расскажите мне о них.

Дети.

Вот полотенце. Посмотрите, какое оно красивое, как аккуратно с любовью вышито мордовскими узорами. Мне оно очень нравится. Я думаю, что мы с бабушкой вышьем такое полотенце.

- Лапти – они плетеные. Лапти плели из лыка. Лыко добывали и обрабатывали из липы. Я с интересом всегда рассматриваю старинные предметы быта.

- Коврик – тканый. Он выткан из разноцветных лоскутков и ниток.

Воспитатель. Ребята, а теперь я приглашаю вас на посиделки.

(дети сели)

Воспитатель. Издавна мордовский народ славился своим трудолюбием.

А сколько народных умельцев было среди мордвы.

Посмотрите сколько полезных и красивых предметов они изготовили.

Вот такую шкатулку они изготовили из бересты (показывает) в которой хранились мелкие предметы и украшения.

Воспитатель. Оглянитесь по сторонам, и вы найдете предметы, которые сделали мордовские умельцы.

Дети. Мордовские умельцы сделали прялку. За прялкой женщины пряли пряжу. Потрогайте пряжу какая она мягкая, нежная, теплая.

А это что такое? (веретено)

Женщины понемногу вытягивали шерсть скручивая ее и превращая в ниточку, а веретено в этом помогало и накручивало на себя шерстяную нить. Давайте как мы вместе попрядем.

Пальчиковая гимнастика «Веретено».

«Ну-ка, братцы, за работу!»

Покажи свою охоту

Шерсти клок я возьму

И с друзьями попряду

И Машенька пряди

И Марфушенька пряди

И Дуняшенька пряди

И Катюшенька пряди

А Настюшенька ну, пожалуйста.

- Ступа – в ней толкли зерно, превращая ее в муку.

Из чего сделана ступа? (из дерева)

Подойдите к ступе, достаньте до дна рукой, ступа какая (глубокая)

Представьте как тяжело было мастерам выдалбливать такую глубину.

- Кувшин. Он сделан из глины. В кувшине хранили молоко. В таком оно долго не скисало.

- Вот сундук деревянный. В таком сундуке женщины хранили свое добро.

Воспитатель. И стоит, покрыт коврами

Сундук с хозяйским добром.

Девочка-хозяйка. А в моем сундуке много добра. Там хранятся предметы, которые народные умельцы делали для детей.

Что это? (игрушки)

(Девочка вытаскивает корзину с игрушками)

Воспитатель. Что это за игрушка?

Дети. Это деревянный конь. Сделана игрушка мастерами с Подлесной Тавлы. Игрушка деревянная, на ней вырезаны мордовские узоры.

Воспитатель. А это кукла. Вот с такими куклами играли дети в древние времена. В те времена не было кукол. И делали их из подручного материала из куска ткани, из ложки и из чурочки. Женщины брали кусок ткани, сворачивали в трубочку, перевязывали посередине шерстяной нитью, рисовали угольком глазки и заворачивали в другой лоскуток. И девочки с удовольствием играли в такие куклы. Мама клала их в колыбельку младенцем, сама садилась за прялку. Ногой качала колыбельку, а руками пряла пряжу и пела колыбельную песню. А старшие братья и сестры помогали ей укачивать малыша.

(Воспитатель поет колыбельную песню)

(Стук в дверь, заходит кукла мордовка)

Воспитатель. К нам еще одна гостья пришла на посиделки.

Проходи будь нашей гостьей.

Что за гостья к нам пришла.

Дети. Это Алдуня.

Воспитатели. Ребята, в какой костюм она одета.

Дети. Она одета в мордовский костюм.

Воспитатель. Давайте покажем Алдуне как мы умеем составлять мордовский узор, который у нее на костюме. Воспитатель, наши ребята тоже умеют составлять мордовские узоры.

Поиграем в игру «Собери мордовский узор»

Воспитатель. А мы с хозяйкой хотим загадать для ребят загадки.

Загадки:

- Кто в избе рогат? (ухват)

- Черный конь скачет? (кочерга)

- Стоит толстячок, блестит бочок шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)

- Он по горнице гуляет пыль, и мусор собирает (веник)

-Бычок рогат в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват)

-Кривая собака в печку глядит (кочерга)

- Никогда не ест, о только пьет да кипяток льет (самовар)

Воспитатель. Молодцы ребята все загадки отгадали.

Воспитатель. А ну ка ребята позабавим нашу хозяюшку.

Воспитатель. Любят в праздники рядиться

Наши мордовские девицы

Ожерелья, серьги, бусы

Ленты в косах до земли

(дети наряжаются)

Воспитатель. Собирайся народ в наш веселый хоровод.

Воспитатель. Издавна мордовский народ поклонялся солнцу, пел разные песни, заклички.

И мы попросим солнышко появиться и согреть наши пальчики

(Пальчиковая гимнастика «Шиня листь»)

Солнышко.

Шиня листь, шиня листь

Кажнай сурняньконь – хлопают в ладоши.

Минь иждьк

Сурне! – показывают пальчики

Фкя! – соединяют большие пальцы

Кафта! – соединяют указательные

Колма! – средние

Ниле! – безымянные

Вете! – мизинцы

Мон работан – сжимают кулачки

Посмотрите – кланяются ладошками

Воспитатель. Как мне понравились наши посиделки, знаем теперь какими предметами пользовались наши прадедушки и прабабушки. Нам было весело и приятно погостить у тебя Хозяюшка. Пора нам и честь знать.

Хозяюшка. На дорожку пирогов вам напекла. Доброго здоровья. Досвиданья.

Литература.

«С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрышевской

Волчкова В. Н. Степанова Н. В.

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

«Валдоня» Программа и методические рекомендации

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Презентация «Насекомые» В последнее время педагоги стали часто использовать на различных занятиях и в разных видах деятельности компьютерные Презентации. презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему «Мордовские посиделки»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 15:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему «Мордовские посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Селдушева (УИ 105760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД