Елена Дементьева
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развивать связную речь, речевую активность детей.
Задачи:
1) Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием картинок
2) Обогащать активный словарь детей
3) Закреплять умение в подборе синонимов к словам и выражениям
4) Пробуждать интерес к сказкам
5) Развивать смекалку, быстроту реакции
6) Способствовать развитию сопереживания, желания помочь героям.
Публикация «„Сестрица Алёнушка и братец Иванушка“, Конспект ООД по образовательной области „Речевое развитие“ в старшей группе» размещена в разделах
Ход деятельности:
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.»
-Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (корзина) Выберите картинки с героями известных вам сказок, найдите подписи к картинкам, поставьте подписи под картинку (парная работа под музыку)
-А теперь скажите, какой характер у каждого героя сказок? (у лисы, петуха, волка, зайца, козы)
-Какие из этих героев добрые и можно ли с ними дружить?
-Посмотрите, что это стоит на ковре? (сундук) Правильно, но сундук не простой, а волшебный. Ну-ка, сундук, покажи нам, что там у тебя внутри (6 картинок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
-Ну, теперь ясно, какая это сказка. Назовите её.
-Ребята, а в сундуке ещё что-то есть (достаю клубок, это волшебный клубок и зовёт он нас как можно скорее попасть в сказку и помочь Алёнушке с Иванушкой. Вы готовы помочь сестре и брату?
-Тогда скажем волшебные слова:
Станем сказочниками мы
В сказку мы попасть должны
И на вопросы интересные
Узнаем ответы полезные.
Давайте расставим картинки с сюжетами из сказки в той последовательности, в которой действие происходит в сказке (по порядку!
1 картинка
(дети озвучивают)- Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка и сынок Иванушка. Старик и старуха умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинёшеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла.
-Но что это? Как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказок…
2 картинка
- Какая беда случилась с Иванушкой? Дети озвучивают: Иванушка захотел пить и выпил из козьего копытца. Не послушался сестры. Напился и стал козлёночком.
- Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный? (Нет, надо слушать советы старших)
- Какой по характеру Иванушка? (глупый, упрямый, непослушный)
-Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (ведьма)
- Можно ли сказать о ведьме, что она добрая? (нет, она злая, всех обижает)
3 картинка
- Что мы видим на 3-ей картинке? Ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Дети рассказывают: Залилась Алёнушка слезами, села под стожок- плачет, а козлёночек возле неё скачет. Мимо проезжал купец, узнал про беду Алёнушки, женился на ней и козлёночка жить с собой оставил.
4 картинка
- Что произошло дальше с Алёнушкой? (Заманила на речку Алёнушку ведьма, столкнула в воду, привязала на шею камень. А сама обернулась Алёнушкой, перехитрила всех и купца и велела зарезать козлёночка).
5 картинка
- Кто не поверил хитростям ведьмы? (Козлёночек. Он не ел, не пил. Утром и вечером ходил по берегу реки и звал сестрицу)
-Кто в сказке спас Алёнушку? (Cначала плач козлёнка услышал слуга и рассказал всё купцу. Собрали народ и вытащили Алёнушку на берег. Алёнушка ожила.
6 картинка
- Как закончилась сказка? (Козлёночек от радости 3 раза перекинулся через голову и стал мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.
-Что победило в сказке: добро или зло? (Победило добро)
В сказках использованы старинные слова и выражения, мало употребляемые слова в наше время. Давайте встанем в кружок и объясним друг другу, что означают те или иные слова и выражения (с мячом).
1) Одному козлёночку всё было ведомо (известно)
2) Никто ведьму не распознал (не узнал)
3) –Сестрица Алёнушка, мочи нет (нет сил терпеть, очень хочется)
4) Купец- богатый торговец, человек, занимающийся торговлей в старину
5) Слуга- человек, находящийся на службе у другого человека, для ведения его личных дел (у барина, помещиков)
6) А козлёночек от радости 3 раза перекинулся через голову (сделал кувырок)
7) А ведьма так пристаёт, так упрашивает (уговаривает)
8) Пусти перед смертью водички испить (выпить)
-Молодцы! Предлагаю превратиться в богатырей и наказать злую ведьму.
Физминутка «Богатыри»
Дружно встали в круг.
Смотри, раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
-Замечательному русскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову так понравилась эта сказка, что он написал картину и назвал её «Алёнушка». Вот она. Посмотрите! (демонстрация репродукции картины)
Воспитатель задаёт детям вопросы:
1)Кого изобразил художник?
2)Что делает Алёнушка?
3)О чём она сожалеет?
4)Какое настроение у Алёнушки?
5)Как вы думаете, в чём выражается зло, тревожность, в каких предметах?
6)Какие краски в основном взял художник, чтобы нарисовать картину?
-Молодцы, дети! Помогли спастись Алёнушке с Иванушкой, знаете с какими героями сказок можно дружить. Не зря в народе говорят :
«Там, где дружат-живут, не тужат».