Ольга Межакова
Конспект ООД по освоению образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по освоению образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе "Времена года"
Подготовили: Межакова О. В., Рункова Ю. И.
Публикация «Конспект ООД по освоению образовательной области „Речевое развитие“ в старшей группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Цели: продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему, развивать связную речь детей, совершенствовать внимание и словесно – логическое мышление.
Оборудование: картины с изображением пейзажей в разное время года, картинки – шутки с изображением нелепых ситуаций (Незнайка летом едет на лыжах и т. п., схема для составления описательных рассказов о временах года, фотография негритянской девочки, конверт с письмом.
Ход занятия.
Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о временах года.
Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет – когда это бывает?
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает – когда это бывает?
Солнце печёт, липа цветет, рожь поспевает – когда это бывает?
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает – когда это бывает?
1. Воспитатель достает из сумки конверт, раскрывает его и читает:
письмо. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мэри. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране 4 времени года и все они разные. Расскажите мне о них. Это так интересно!
Воспитатель достает из конверта фотографию негритянской девочки и показывает детям «портрет Мэри». Затем предлагает ребятам рассказать о разных временах года по плану – схеме и обещает записать рассказы на магнитофон.
Воспитатель выставляет на доску картины с изображением пейзажей в разное время года и схему составления рассказов. После того как уточнены все пункты схемы и дети подготовились к рассказу, воспитатель вызывает одного ребенка и напоминает, что говорить надо чётко, громко, выразительно, без остановок; затем включает магнитофон. Таким образом опрашиваются 4 - 5 детей. Слушая каждого отвечающего, остальные ребята контролируют правильность описания и, при необходимости, добавляют или исправляют рассказ. Когда все рассказы детей записаны на магнитофон, воспитатель объясняет, что отправит плёнку девочке Мэри в Африку.
Примечание. Такая игра не только дает дополнительную мотивацию к составлению рассказов, но и усиливает самоконтроль детей за речью, что очень важно в логопедической группе.
2. Игра «Что неверно нарисовал художник?»
Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций, например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу и цветут ромашки, над землей летают ласточки и т. п. Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник и почему так не бывает в жизни. Дети подробно рассказывают о замечательных неточностях, а воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.
3. Игра «Встаньте по порядку».
Воспитатель выставляет на доску 4 картины с изображением природы в разное время года. Затем вызывает четверых детей, предлагает им взять по одной картинке и объясняет, что вызванные дети должны будут встать так, как следует друг за другом времена года, изображенные на картинках.
Игра повторяется несколько раз со сменой первого времени года в цепочке картин, и каждый раз детям предлагается объяснить, почему они встали именно так.
4. Игра «Что хорошего, что плохого?»
Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошего, а затем, что плохого в таких явлениях, как снег, дождь, ветер, солнце. Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома – это хорошо; но под дождем можно промокнуть и простудиться – это плохо, и пр.
5. Динамическая пауза.
Воспитатель предлагает детям представить то время года, о котором он будет рассказывать, и выполнить вслед за ним движения:
Вот и наступило лето (Руки вперед, в стороны).
Солнцем вся земля согрета (Поворот вокруг своей оси).
Мы на солнце загораем (Руки на затылок,
Землянику собираем (Присесть).
Ловко плаваем в реке (Движение пловца руками).
Спим, согнувшись, в гамаке (Руки под щеку).
6. Воспитатель предлагает детям прослушать музыку, представить себе природу в любое время года, а потом рассказать, кто что представил.
Звучит фрагмент музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
После прослушивания музыки те дети, которые хотят рассказать о своих переживаниях, фантазиях, мыслях, делятся ими с товарищами и воспитателем.
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.