Конспект ОД по познанию «День сорок и жаворонков на МAAM» в старшей группе

Елена Анциферова
Конспект ОД по познанию «День сорок и жаворонков на МAAM» в старшей группе

Цель:расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны ;

развивать интерес к русскому фольклору через заклички,песни и приметы ;

воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству,традициям и

обычиям народа.

Материалы и оборудование:фотографии с изображением птиц;аудиозапись К. Сен-Санс

<<Карнавал животных>>/пьесы<<Кукушка>>,<<Финал>>/ ;цветная бумага,ножницы,

клей,белая гуашь.

Ход занятия

Воспитатель:На Руси всегда очень серьезно относились ко времени,предшествующему лету

красавице Весне. Весну всегда ждали,встречали,закликали,чтобы пришла она с теплом,с доб-

рой погодой,с богатым урожаем. О весне складывали стихи,пели песни,устраивали народные

гуляния,призывали солнце красное скорее растопить зимний снег. Весну закликали несколько раз. В первый раз начинали тогда,когда это показывала сама природа:снега тают,с крыш

капает,начинают петь птицы. Второй раз Весну звали - закликали 22 марта,по народному

календарю 21 марта зима кончается,весна начинается,день с ночью равняется. 22 марта -

день весеннего равноденствия. Считалось,что с этого момента свет и тепло начинают

прибывать,а тьма и холод уходить. Зима кончается,весне почин.

1 ребенок:Весна,весна проснись ото сна!

А ты,зима,ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

2 ребенок:Весна - весна,

Приходи красна,

Пусть птицы летные,

Быстрокрылые,перелетные,

Поторопят тепло,

Лето жаркое,

Унесут от нас

Зиму лютую.

Воспитатель:Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В

деревнях 22 марта справляли детский праздник Сорок сороков. В народе говорили,что к

этому дню<<сорок сороков птиц прилетает из заморских стран>>.Бытовало поверье:на чье

поле птицы опустятся первыми,тому ждать в этом году большой урожай. По обычаю,пекли

из ржаного теста фигурки птиц - <<жаворонков>;> -певцов полей,мазали их сладким душистым медом. Дети бегали по улице с этими птахами в руках,подбрасывали их вверх,

ловили с громкими криками:

3 ребенок:Жаворонки,жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну - красну.

Зима надоела,

Весь хлеб поела.

4 ребенок:Жаворонушки,прилетите,

Красавицу весну принесите.

Принесите весну на своем хвосту,

На сохе,на бороне,на овсяном снопе.

5 ребенок:Птички прилетайте!

Гнездышки свивайте

Летите,залетайте,

Весну прославляйте!

Воспитатель:В эту игру вступали и взрослые. Парни и девушки с << жаворонками >;> ,

привязанными ниткой на шесте,выходили в поле,где распевали :

Жаворонки,жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое - коровье,

Второе - овечье,

Третье - человечье.

Понятно,на Сороки прилетают не все сорок птиц,а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.

-Назовите приметы весны,в которых говорится про птиц.

Дети: Грач на горе - весна на дворе.

Грач на проталину,скворец - на прогалину.

Увидал скворца - знай : весна у крыльца.

Синичка в марте запела - весеннее тепло ворожит.

Грачи прямо на гнезда летят - дружная весна.

Воспитатель:А теперь ребята немного разомнемся.

Физминутка<<Удивительная птица. >> А. Барто

На горе стоит лесок, /круговые движения руками/

Он не низок,не высок, /сесть,встать,руки вверх/

Удивительная птица подает нам голосок. /руки вверх,потянуться/

По тропинке два туриста шли домой издалека, /ходьба на месте/

Говорят:-"Такого свиста не слыхали мы пока". /плечи поднять,опустить/.

Воспитатель:Назовите птицу,название которой начинается со звука В, Д, С, Ж, Л, К, У.

Ответы детей.

Воспитатель:Отгадайте загадки про птиц и покажите портрет угаданной птицы. Отгадаете -

отзовется вам птица своим голосом. /После каждой отгадки звучит фонограмма птичьих

голосов. /

В синем небе голосок,будто крохотный звонок.

Вьется в небе высоко,слышен голос далеко. /Жаворонок. /

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. /Грач. /

Он прилетает каждый год

Туда,где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. /Скворец. /

Кто в беретке ярко - красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит,стучит,стучит. /Дятел. /

Воспитатель: А теперь, собирайся, детвора!

Ждет вас русская игра!

Игра<< Селезень утку догоняет >>.

Дети встают по кругу. Считалкой выбираются селезень и уточка. <<Cелезень>>выходит за

круг. Его задача - поймать <<уточку>>.Задача <<утки>> - убежать. Задача стоящих в кругу -

помешать <<селезню>> догнать <<уточку>>.Когда <<селезень>> поймает ее,они выбирают себе замену и игра начинается заново.Во время игры дети поют:

Селезень утку догонял,

Селезень утку догонял.

Лети,утица,домой,

Лети,серая,домой:

У тя семеро детей,

Восьмой - селезень,

А девятая - сама,

Догони разок меня.

Воспитатель:А теперь давайте все вместе поздороваемся с птицами. Повторяйте за мной

слова заклички.

Красное солнце!Выгляни в оконце.

И ты,Батюшка Юг,иди к нам на луг.

Иди к нам на луг,ладить борону и плуг.

Кулик - самородок идет в огород.

Поет,поет,весну несет.

Ау - ау - аукаем,Весну приаукаем.

Март,март солнцу рад.

Апрель,апрель откроет дверь.

Май,май - сколько хочешь гуляй.

Весна - красна в гости пришла.

Курли,курли,курли,летят,летят журавли.

Ворон,ворон,хвост обломан.

Скок,сорока,скок,сорока,слепа с ока,крива с бока.

Дрозд,дрозд,прост,прост.

Кованый нос, железный хвост.

Вьюр - вьюрок,кривлен носок,

Кривлен носок,общипан бок.

Здравствуйте,птицы!

Изготовление оригами <<Птицы прилетели - весну принесли>>.

Воспитатель:Рассмотрите образец и схему работы. Расскажите об этапах работы.

Ответы детей.

Итог занятия.

- Давайте рассмотрим птиц и разместим их на нашем панно.

Конспект ОД по познанию «День сорок и жаворонков на МAAM» в старшей группе
Публикации по теме:

«Прекрасный мир балета». Конспект НОД по познанию в старшей группе«Прекрасный мир балета». Конспект НОД по познанию в старшей группе Задачи: Знакомить детей с балетом, формировать устойчивый интерес к балетным спектаклям. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать.

«Жаворонков печём, Весну-Красну зовём». Фотоотчёт по изготовлению жаворонков из постного теста«Жаворонков печём, Весну-Красну зовём». Фотоотчёт по изготовлению жаворонков из постного теста У нас очень красивая, богатая и древняя культура. В какой-то момент новейшей истории ее очень интенсивно стали вытеснять другие культуры.

Фотоотчёт о выпекании жаворонков в день весеннего равноденствияФотоотчёт о выпекании жаворонков в день весеннего равноденствия Фотоотчёт о выпекании "жаворонков" в день весеннего равноденствияПраздник возрождения природы в народе называется Жаворонки, Кулики, Сороки,.

Интегрированное занятие в старшей группе по познанию «Путешествие по дорожкам Зимушки — зимы!»Интегрированное занятие в старшей группе по познанию «Путешествие по дорожкам Зимушки — зимы!» Цель: активизировать и обогащать знания о зиме, сезонных изменениях в природе, развивать образное мышление и воображение, эмоциональную.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект НОД по познанию «Масленица» в старшей группеКонспект НОД по познанию «Масленица» в старшей группе Интеграция с другими областями: «Развитие речи», «Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация» Цель:формировать представление.

Конспект НОД по познанию «К нам пришла весна» в старшей группе Программные задачи: Обучающие - расширять знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы и т. д);.

Конспект НОД по познанию «Первоцветы» в старшей группеКонспект НОД по познанию «Первоцветы» в старшей группе Цель: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны. Задачи: учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать.

Конспект занятия по познанию «Весна пришла» для старшей группыКонспект занятия по познанию «Весна пришла» для старшей группы Цель: развивать умение детей узнавать и называть время года, выделять признаки весны. Задачи: Расширять представления детей, о том какие.

Перспективное планирование по познанию (формированию представлений и мире и человеке) в старшей группе по программе «Радуга» Октябрь 1. Знаки вокруг нас. Цель: ввести понятие «знак; показать роль и значение различных знаков в нашей жизни; познакомить с конкретными.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект ОД по познанию «День сорок и жаворонков на МAAM» в старшей группе
Опубликовано: 22 марта 2020 в 20:56
+332Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 91.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. День прав человека

У тебя есть права! Не хочешь, чтобы они нарушались? Тогда не молчи, не стесняйся бороться за них! – Об этом напоминает каждому ребёнку День прав человека – официальный праздник ООН, отмечаемый с 1950...

9 декабря. День Героев Отечества в России

 Сегодня Россия чествует Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев России и кавалеров ордена Слава и ордена Святого Георгия. 9 декабря — памятный день в истории страны. День Героев Отечества...


Горячие темочки