МААМ-картинки

Конспект ООД по познавательному развитию. Экскурсия по экологической тропе «Удивительный мир природы»

юлия кутова
Конспект ООД по познавательному развитию. Экскурсия по экологической тропе «Удивительный мир природы»

Конспект ООД по познавательному развитию

Экскурсия по экологической тропе

Тема: «Удивительный мир природы»

Образовательная область: познавательное развитие

Обобщающий тип занятий

Место проведения: парк

Цель: знакомство с растительным и животным миром парка

Задачи:

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию, Экскурсия по экологической тропе „Удивительный мир природы“» размещена в разделах

Образовательные: расширение кругозора детей, учить пребывать в природе, не нанося ей вреда;

Развивающие : развитие наблюдательности, формирование умений фиксировать результаты своих наблюдений;

Воспитательные: воспитание у детей любви к природе и понимания её красот.

Оборудование: повязка, корзинки для сбора природного материала

Методы и приемы: приветствие «Знакомство», вводная беседа, коллективное и индивидуальное наблюдение, игра «Познакомимся с деревом», игра «Крокодил и лягушки», худож. слово, вопросы, поощрение, индивид. подход, рефлексия,

Ход экскурсии:

Приветствие «Знакомство».

Цель: игра проводится для того, чтобы быстро узнать и запомнить имена участников экскурсии.

Ход игры:

Ребята, вначале предлагаю вам всем познакомиться. Участники встают по кругy. Каждый поочерёдно делает шаг вперёд, при этом выполняет какое-либо движение, и отчётливо произносит своё имя. Все хором проговаривают его имя, повторяя при этом показанное им движение.

Вводная беседа:

Мы с вами пройдём по экологической тропе, проложенной в парке.

Не думайте, что за чудесами следует уезжать за тридевять земель – они рядом с нами! Учитесь наблюдать, старайтесь в обычном увидеть мудрость природы, ищите необычное.

В природе ничего не существует обособленно. Все её элементы тесно связаны между собой, они влияют друг на друга. Ущерб, нанесённый одному виду растений или животных, немедленно вызывает изменение условий жизни всех для других. Не следует разрушать сложившееся в природе равновесие, надо бережно относиться к живой и неживой природе!

Проходя по тропе, старайтесь не шуметь, не вспугните обитателей парка, Ничего не трогайте, только смотрите, слушайте, наблюдайте, уносите с собой приятные воспоминания и восхищение красотой леса.

Чтобы больше узнать, будьте очень внимательными и наблюдательными.

Основная часть:

Мы проложили в этом парке свою экологическую тропу, на ней мы знакомимся с природными объектами нашего края, учимся методам исследовательской работы, проводим природоохранные мероприятия, экскурсии, ведём наблюдения. Экологическая тропа по которому мы будем проходить, находится в нашем парке. Многие насаждения в посёлке погибли от неразумного вмешательства человека (антропогенного воздействия, поэтому наш долг – сберечь и сохранить столь красивый уголок природы,

Наша тропа называется «Друзья леса», проходит она через весь парк и имеет 7 стоянок.

1-я стоянка «Лиственница». При входе в парк растёт красавица-лиственница. Как Вы думаете, примерно сколько лет этому дереву? Оказывается, возраст его примерно 300 лет В народе лиственницу называют «сибирским дубом» за её прочную древесину, Древесина её пропитана смолой и мало подвержена действию гнилостных микроорганизмов, только поэтому постройки из лиственницы могут стоять по 500-600 лет лиственница - богатырь тайги, ей не страшны сильные ветры. Корневая система у неё обычно мощная, стержнево-якорная. Эта светолюбивая порода не образует гyстых древостоев. Посмотрите, как обильна и прозрачна её крона! Лиственные леса называют светлохвойные. Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвою.

2-я стоянка «Берёза». Берёза во всём мире является символом нашей страны. Она хороша во все времена года. Издавна люди слагали стихи и песни о берёзе.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы…

С. Есенин

Берёза - одна из самых распространённых древесных пород в Сибири. В Бурятии насчитывается 9 видов берёз, а всего их около 40. Сок, листья, почки берёзы используются в медицине, а береста – как поделочный материал. На старых берёзах растёт косо трубчатый трутовик чага, который тоже используется в народной медицине.

Для берёзы характерно явление «весеннего плача», то есть истечение сока при ранении дерева в период набухания почек, Как вы думаете, сколько литров берёзового сока можно собрать с одной берёзы? Оказывается, до 150 литров! Но это наносит вред дереву, ведь сок нужен дпя того, чтобы распускались листья. А через ранку в живые ткани могут проникнуть вредные микроорганизмы и

споры грибов, вызывая самые разнообразные заболевания дерева. Поэтому старайтесь весной как можно меньше ранить его!

3-я стоянка «Мёртвая планета». Продвигаясь по тропе среди стройных берёз и сосен, мы видим заасфальтированную площадку. Когда-то на этом месте был лес. Но его вырубили и заасфальтировали площадку, но так ничего и не построили. И вот уже более 10 лет на этом месте, где когда-то красовались могyчие лиственницы и сосны, шелестели листвой березы, где находили себе приют птицы, находится никому не нужный участок, покрытый асфальтом. Вот так человек может оказывать плохое воздействие на природу. Ведь площадку для проведения праздника можно было бы сделать и в другом месте! Остался бы нетронутым красивый уголок природы.

4-я стоянка «Старое дерево». Это полувысохшее дерево как старый ветеран, отслуживший свой век, ещё продолжает быть домом для зверей, птиц, насекомых. Когда-то это была красавица сосна. Посмотрите, в пучке у сосны обыкновенной по 2 иголки. Мощный корень у сосны уходит глубоко в землю. Буря этому дереву не страшна. Ветер помогает сосне опыляться, а потом разносит её созревшие семена по земле. Сосновыми семенами в парке кормятся птицы.

Жить сосна может на бедной почве, и даже на песке. В этом ей помогают почвенные грибы, которые селятся на корневых волосках дерева. Лишайники селятся на сосне, кору дерева точат жуки - сосновые точильщики. В этих отверстиях сооружают свои гнёзда осы, выводят там личинок, А на осах паразитируют наездники ихневмоны. Дятлы извлекают насекомых из древесных стволов и поедают их. В дуплах, выдолбленных дятлами, поселяются птицы. Дерево, насекомые, птицы, бактерии - все эти живые организмы тесно связаны между собой и представляют зкосистему - сообщество живых организмов и среды обитания. Поэтому вот такие старые полувысохшие деревья очень нужны лесу, они служат домом для лесных обитателей.

Игра «Познакомимся с деревом».

Цель: Стимулировать воображение ребёнка, дать возможность воспринимать мир через такие органы чувств, как слух, обоняние, осязание, не полагаясь лишь на зрение.

Ход игры: разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнёру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Помогите «слепому» партнёру исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания, например «Потереться щекой о кору дерева», не приказывайте «Исследуй дерево», а спросите «Это дерево – живое?», «Ты можешь обхватить его?», «Оно старше тебя?», «Можешь ли ты найти то, что растёт на этом дереве?», признаки присутствия животных, лишайники, насекомых. Когда ваш партнёр закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путём. Затем снимите повязку и дайте возможность игроку найти своё дерево с открытыми глазами. Ребёнок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним множество совершенно разных деревьев.

5-я стоянка «Кузница дятла». Вот видите, ребята, сосновая шишка – в расщелине ствола дерева? А под деревом целый ворох «отработанных» шишек! Это – кузница дятла.

Дятла в народе называют «Лесным доктором». Они сохраняют лес от вредителей. В Бурятии их насчитывается 7 видов: желна (чёрный дятел, седой дятел, трёхпалый дятел, большой и пёстрый дятлы, белоспинный дятел и вертишейка. В нашем парке можно встретить самого распространённого – пёстрого дятла. В дуплах, выдолбленных дятлами в старых деревьях, весной поселяются скворцы и другие дупло гнёздники. Поедая насекомых – вредителей коры и древесины, они приносят большую пользу нашему парку. А зимой крики дятлов и их работа в кузнице оживляет безмолвие леса. (сбор шишек детьми для поделок)

Игра «Крокодил и ляrушки».

Цель: Создать атмосферу радостного возбуждения, которая естественным образом даёт толчок детскому любопытству и сосредоточенности,

Ход игры: На земле лежат «листья кувшинок» (большие листы бумаги). Их количество должно быть на 1 меньше числа игроков, Из числа игроков выбирается «крокодил». Остальным отводится роль лягушек. «Крокодил» спит, лягушки прыгают вокруг «кувшинок». По сигналу ведущего «крокодил» выходит на охоту, «лягушки» занимают домики-кувшинки. «Крокодил» «съедает» оставшуюся без домика «лягушку», 3атем убирается одна «кувшинка» (лист, и так далее - до тех пор, пока не останется одна «лягушка» в «кувшинке».

6-я стоянка «Лишайники». Как в сказке, стоят деревья, стволы которых сплошь покрыты лишайниками, Это удивительное растение, представляющее особое содружество нитей грибов. Они могy т жить везде: и в пустынях, где царит жара, и на севере, где мороз до минус 50, и в тропических лесах, и на голых скалах, везде, где только возможна жизнь, Поселяться они могут на любых субстратах - на cтекле, древесине, железе, тряпках, коре деревьев, на камнях и т. д. Но они не переносят одного – загрязнения атмосферы. Они очень чувствительны, и погибают первыми при малейшем загрязнении атмосферы. Вот почему в городских парках и скверах и вблизи промышленных предприятий вы не встретите лишайников, Так вот при помощи лишайников можно судить о чистоте воздуха в данной местности

Вот посмотрите, какое обилие и разнообразие в нашем парке! Сосны так обрастают ими, что коры не видно.

7-я стоянка «Муравейник».

Чистота, здоровье леса -

всё зависит от него,

Муравей - хозяин леса,

3ащитим давай его!

Лес здоров, если на каждый гектар приходится, по крайней мере, 4 муравейника, Установлено, что если бы леса остались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться с пожаром. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи! Они истребляют вредных насекомых как на поверхности почвы, так и на стволах, ветвях деревьев, и там, где не могут достать птицы.

Одна муравьиная семья может за день уничтожить до 2 килограммов вредных насекомых,

много муравейников повреждается при рубке, обработке леса, лесных пожарах и проходящим человеком. Многие, идя с палкой, считают обязательным ткнуть ею в муравейник, Так делать нельзя! Значение муравьёв в защите леса от вредителей огромно, Поэтому их надо всемерно оберегать.

Рефлексия:

Мы с вами совершили прогулку по экологической тропе, ознакомились с такими природными объектами, как смешанный лес и болото, определили, в каком состоянии они находятся, увидели,

какое воздействие может оказать на природу человек. Мы имели возможность понаблюдать за обитателями леса и болота, послушать шорохи, пение птиц.

Мы убедились, что даже на таком небольшом участке леса можно так много увидеть необычного, почувствовать и узнать жизнь природы, если быть наблюдательными. Мы поняли, что нужно очень бережно относиться ко всему живому и неживому, чтобы не нарушить той красоты и гармонии, которая существует в природе.

А теперь я предлагаю вам поучаствовать в викторине. С целью закрепления тех знаний, которые вы получили, совершая экскурсию по нашей экологической тропе.

Публикации по теме:

Экскурсия по экологической тропе с увеличительными стёклами «Наш друг-природа»Экскурсия по экологической тропе с увеличительными стёклами «Наш друг-природа» Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача- поддерживать стремление.

Интегрированное занятие по развитию речи и познавательному развитию в средней группе «Весна — мир природы отходит ото сна» Интегрированное занятие по развитию речи и познавательному развитию (мир природы) в средней группе «Весна – мир природы отходит ото сна».

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) «Экскурсия по родному краю» Цель: Закрепить знания детей об Алтайском крае, богатстве растительного и животного мира края и кулундинской степи, о достопримечательностях.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебный мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной.

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых» Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых»Цель: сформировать.

Конспект ООД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Сбережём удивительный мир» Тема. Сбережём удивительный мир растений и животных леса Цели: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства.

Конспект экскурсии в осенний лес «Удивительный мир природы» (старший дошкольный возраст). Конспект экскурсии в осенний лес "Удивительный мир природы" (старший дошкольный возраст). Цель: Усвоение представлений об осенних изменениях.

Конспект занятия-прогулки «Экскурсия по экологической тропе» с детьми старшего возраста Цель: Знакомство детей с разновидностью прогулки – экскурсией по территории детского сада, по экологической тропе. Формирование знаний о.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный.

Экскурсия в парк «Путешествие по экологической тропе» (старшая группа) Экскурсия в парк старшая группа: «Путешествие по экологической тропе» Образовательная ситуация 1. Весна (апрель) Задачи: Формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию. Экскурсия по экологической тропе «Удивительный мир природы»
Опубликовано: 27 декабря 2018 в 20:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД