Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Значение солнца и воздуха в жизни человека,
животных и растений»
в старшей группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Дать знания о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
2. Познакомить с явлениями, которые могут происходить под воздействием солнечных лучей.
3. Дать знания о мерах предосторожности от солнечных лучей.
Оборудование: презентация.
Словарная работа:
солнцезащитные очки.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
- Я прочитаю вам короткий, но содержательный рассказ. Ваша задача: догадаться, чей это рассказ?
- Встану я рано, распущу золотые косы, умоюсь росой, поднимусь под облака, выпью туман, залью светом долины, накормлю растения, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море (Ответы детей).
- Действительно, это солнце рассказало о своих каждодневных делах. Сегодня мы будем говорить, чем важно солнце для человека, растений, животных.
Ещё с древнейших времён люди поклонялись солнцу. В его честь слагали гимны, возводили великолепные храмы, устраивали праздники, сочиняли загадки, поговорки, заклички. Образ солнца запечатлён в различных произведениях народного творчества. Солнечные узоры используют на салфетках, игрушках, ими расписывают посуду и другие предметы домашнего обихода.
Вот пример загадки:
Голубой платок,
Красный колобок
По платку катается,
Людям улыбается.
Послушайте заклички наших предков:
1. Красно солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
2. Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весной красной вернись!
Рассмотрите солнечный узор, который изображают на предметах домашнего обихода.
2. Рассказ воспитателя «Солнце – источник света и тепла»
Солнце – главный источник света и тепла. Мы видим его на небе небольшим светящимся кругом. Велико ли солнце? Представьте, что зёрнышко пшена – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.
Далеко ли солнце? Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 20 секунд. Если лететь к солнцу со скоростью реактивного самолёта, то придётся добираться до него больше двадцати лет.
Запомните, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар, вокруг которого движется наша Земля.
3. Физкультминутка. Подвижная игра «Какое солнце?»
Дети образуют круг, воспитатель встаёт в центр круга. Каждому ребёнку воспитатель бросает мяч и задаё т вопрос: «Как люди ласково называют солнце?»
Тот, кто поймал мяч, начинает свой ответ с фразы: «Солнышко моё…». После ответа игрок возвращает мяч воспитателю, а сам перебегает на любое другое место в кругу.
4. Беседа «Чем важно солнце для человека, животных и растений?»
Солнце – великий труженик. Оно работает без отдыха круглые сутки. Начнём с того, что солнце светит…
- Продолжите мою мысль и расскажите, как светит солнце. (Ответы детей).
Действительно, солнце светит, и поэтому днём всегда светло. Над Землёй словно бы горит гигантская лампочка. Благодаря этому свету мы видим окружающий мир и друг друга.
- Подумайте, можно ли посмотреть на солнце. Легко ли это сделать? Почему?
- Какое человеческое изобретение помогает нам смотреть на солнце безболезненно? (Ответы детей).
- Давайте рассмотрим солнцезащитные очки. (Рассматриваем)
Солнце греет…
- Продолжите мою мысль и расскажите, как солнце греет? (Ответы детей).
Действительно, солнце греет. Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а поэтому нагревается воздух. Он поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. Начинается движение: настоящие тёплые воздушные реки текут в холодные места планеты и отдают своё тепло Земле, а холодный воздух перемещается к нагретой поверхности и снова от неё нагревается. И так без конца!
Солнечный свет и тепло – важные условия для жизни и развития не только человека, но и животного и растительного мира.
- Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе? (Ответы детей)
- Как беречься от солнечных лучей? (Ответы детей)
Солнцу мы должны сказать спасибо и за свежий воздух, вдыхаемый нами. Вы спросите, почему солнцу, а не деревьям? Ведь это они выделяют кислород! Всё правильно! И деревьям – большое спасибо. Но без солнца, без помощи солнечных лучей они не смогли бы этого делать, потому что процесс, при котором очищается воздух, то есть забирается из него вредный углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете, возможен только под воздействием солнечных лучей.
5. Догадайся по весёлым стихам и скажи, какие явления могут происходить под действием солнечных лучей.
а). Мост воздушный без перил
Дождик с солнцем сотворил.
И никто, хоть рядом был,
По нему не проходил.
(Радуга).
- В любой ли день можно увидеть радугу? (Ответы детей)
- Какие условия необходимы для её появления? (Ответы детей).
Запомните условия появления радуги: идёт дождь и одновременно ярко светит солнце. Радугу можно наблюдать рано утром или ближе к вечеру, именно в это время солнце, наши глаза и центр радуги находятся на одном уровне.
б). Солнечный луч над утёнком смеётся,
Облаком лужа по небу несётся.
Просит утё нок: «Пролейся дождём –
В лужице будем плескаться вдвоём.
Вы правильно догадались, что дождик – это тоже работа солнца. С поверхности морей, океанов, рек, озёр под воздействием солнца вода в виде пара поднимается вверх, в воздух. Мельчайшие водяные капельки собираются в тучи. Ветер гонит их на сушу, чтобы напоить леса, поля, луга, ведь без воды растения не могут расти.
Итог.
- Скажите, что представляет собой Солнце?
- За что люди так любят солнце?
- Чем важно солнце для растений, животных и для тебя?
- Где воздух теплее : у поверхности земли или на уровне 2 этажа?
- Почему в солнцезащитных очках можно безболезненно смотреть на солнце?
- Назови добрые дела солнца.
- Какие явления могут происходить под воздействием солнечных лучей
- Какие условия необходимы для появления радуги?
- Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе?
- Как беречься от солнечных лучей?
Отгадайте загадку:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт.
Давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать, бывая под солнцем.
а). Нельзя смотреть на солнце без защитных очков.
б). Нельзя загорать с утра до вечера.
в). Надо чередовать пребывание под солнцем и в тени.
г). В жаркий день лучше надевать светлую одежду.