Галина Вальцева
Конспект ООД «Русские музыкальные народные инструменты — балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 8 «Планета детства»
Управление образования Администрации г. о. Реутов, Московской области.
143969 М. О., г. о. Реутов, ул. Октября, д. 40 тел. 8(496) 661-48-16 t-mail : madou8pd@mail.ru
Конспект ООД по теме : «Русские музыкальные народные инструменты – балалайка»
Публикация «Конспект ООД „Русские музыкальные народные инструменты — балалайка“» размещена в разделах
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Подготовила воспитатель старшей группы
Вальцева Галина Игоревна
«Русские народные музыкальные инструменты – балалайка»
Цель: познакомить детей со струнным русским народным инструментом – балалайка.
Задачи:
1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка : с особенностями, строением, звучанием.
2. Приучать детей внимательно слушать музыкальное произведение, высказываться о характере музыки;
3. Приобщать детей к народной музыке;
4. Воспитывать интерес к произведениям русского фольклора;
5. Формировать доброе отношение друг к другу;
6. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).
Предварительная работа:
1. Беседа об инструментах, их видах и назначении.
2. Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
3. Прослушивание звучания музыкальных инструментов на НОД по музыке.
Раздаточный материал:
- Заготовка формы балалайка на картоне (на каждого ребёнка)
-Гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.
-Кисть №3,7.
Организационный момент: Звучит русская народная музыка. Воспитатель просит повторить в той же последовательности русские народные инструменты, которые он назовёт. И сегодня к нам в гости пришел еще один очень интересный музыкальный инструмент, а какой, я думаю, вы сами мне скажете, если отгадаете загадку!
Ой, звенит она. Звенит,
Всех игрою веселит!
А всего – то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай–ка!
Это наша… (балалайка)
Ход непосредственно образовательной деятельности:
В: Правильно! Это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка! (Достает балалайку) Марианна, что это за инструмент? Матвей, балалайка – какой инструмент? (Русский народный музыкальный).
В: Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе)
В: Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная)
В: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус? (на треугольник). Значит корпус какой? (треугольный). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
(показ картинки «изготовление балалайки» - приложение 1)
Что еще мы видим у балалайки? Струны! Сколько струн у балалайки? Мы еще раз потрогаем струны. И теперь скажем из чего они сделаны? (одна из железа, а две из пластмассы). А как вы думаете, для чего нужны струны? (когда ударяешь по струнам, появляется звук). Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
А посмотрите, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Она называется гриф! Он похож на линейку, тем, что как и у неё у грифа есть деления? Они называются лады! Для чего они нужны? Как вы думаете? (ответы детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется.
Балалайка, балалайка
Веселее заиграй-ка!
Физкультминутка:
«Балалайка». (выполнение движений в соответствии с текстом)
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, чтобы начать работу.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы с вами нарисуем балалайку. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, воспитатель проводит упражнения для мелкой моторики рук и напоминает правила работы с гуашевыми краскми.
Пальчиковая гимнастика
Цынцы-брынцы, балалайка, (сжимаем и резко разжимаем пальцы, как будто брызгая)
Цынцы-брынцы, заиграй-ка. (шевелим пальчиками).
Цынцы-брынцы, не хочу. (поворачиваем руки в запястьях).
Цынцы-брынцы, спать хочу! (изображаем спящего).
Цынцы-брынцы, куда едешь? (показываем домик)
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток. (стучим кулаком об кулак).
Дети с воспитателем приступают к раскрашиванию балалайки. Дети рисуют под музыкальное сопровождение – запись концерта балалаечников).
После окончания работы воспитатель включает аудио-проигрыватель.
Звучит весёлый проигрыш.
В: Как сейчас звучала балалайка?
Звучит грустный проигрыш.
В: А сейчас как звучала балалайка?
В: Мы с вами рассмотрели балалайку, рассказали, что она сделана из дерева, из чего она состоит, послушали, как она звучит. А теперь я вам предлагаю поиграть!
Игра «Угадай инструмент». (Воспитатель включает на аудио-проигрывателе разные музыкальные инструменты).
Подведение итогов занятия.
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какие мелодии, исполненные на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Я предлагаю вам дома придумать историю о том, как подружились русские народные инструменты, например, балалайка с баяном, или о том, как поспорили балалайка и гитара- кто из них нужнее в современное время. Или нарисовать балалайку не обычную, а например- в сарафане.