Евгения Смирнова
Конспект занятия кружка «Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия кружка «Русские узоры» в подготовительной группе
Тема: «Балалайка, балалайка, побренчи- ка, поиграй- ка»
Цель: Познакомить детей с балалайкой, историей возникновения русского народного инструмента, символа нашей страны.
Задачи:
1. Расширять знания детей о русском народном инструменте- балалайке.
Публикация «Конспект занятия кружка „Балалайка, балалайка, побренчи-ка, поиграй-ка“» размещена в разделах
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
2. Познакомить детей с русскими пословицами, с загадками про балалайку.
3. Активизировать словарь детей, обогатить его словами (весело, звонко, задорно)
4. Прививать любовь к Родине, уважение к национальным традициям русского народа.
Оборудование: балалайка, аудиозапись, иллюстрации с изображением скоморохов и балалаечников, образец украшения балалайки, картон желтого цвета, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я познакомлю вас с музыкальным инструментом, а что это за инструмент вы узнаете, если отгадаете загадку.
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень".
Дети: Балалайка
Воспитатель: Правильно, это русский народный музыкальный инструмент – балалайка!
(Достает балалайку)
Ты возьми - ка, зайка,
В лапки балалайку!
В круг скорее выходи,
Плясовую заводи! -
Как все начали плясать
И платочками махать -
И баран с козой,
И мышонок удалой!
Каждый пел и веселился,
То - то праздник получился
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите и скажите, из какого материала сделана балалайка? (из дерева). Значит она, какая? (деревянная). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, а детали соединяют специальным клеем.
Давайте рассмотрим балалайку, из чего она состоит.
У балалайки есть корпус, он треугольной формы. Еще есть струны, для того, чтобы был звук. Балалайка – струнный инструмент.
Воспитатель: Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Балалаечником.
(Показываю иллюстрации с изображением балалаечника)
Воспитатель: Ребята, хотите послушать небольшой рассказ из истории балалайки.
Балалайка – традиционный музыкальный инструмент, ставший символом русской культуры. Под балалайку танцевали, пели песни и частушки. Этот звонкий музыкальный инструмент получил широкое распространение среди русского народа.
Исследователи народных инструментов считают, что слово «балалайка» произошло от слов «балакать», «болтать», «балагурить» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Возможно, такое название инструмента возникло из-за его бренчащего звучания.
Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, пели, задорно играли на балалайках, зарабатывая на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. (Показываю детям иллюстрации с изображением скоморохов)
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране.
Воспитатель: Ребята, хотите послушать, как звучит русский народный инструмент балалайка?
Дети: Да.
(Прослушивание аудиозаписи)
Воспитатель: Народ придумал много пословиц и поговорок о балалайке.
- Балалайка не огонь, а разогреет.
- Бери балалайку в руки, и не станет скуки.
- Наш брат Исайка – без струн балалайка.
- Орать- не в балалайку играть
(Объясняю детям смысл пословиц)
Воспитатель: Ребята, балалайка была очень популярна в крестьянских семьях. Секреты игры на ней передавались от отца к сыну. Под балалайку люди плясали и пели. Давайте и мы с вами немного повеселимся.
Физкультминутка: «Балалайка».
Балалайка, балалайка,
Побренчи-ка, поиграй-ка!
Барабань-ка, барабан!
Разверни бока баян!
К небу поднимаем трубы,
Громко, громко дуем в трубы.
В бубен бьем, бренчим, дудим,
Барабаним и трубим!
Воспитатель: Ребята, русский народ очень полюбил этот музыкальный инструмент. Балалайку украшали разными узорами, цветочками, ягодками. Сегодня мы с вами тоже изготовим свои балалайки и украсим их красивыми цветами. (Показываю способ вырезания и украшения балалайки)
Дети самостоятельно, по шаблону вырезают корпус балалайки из желтого картона и украшают аппликацией из цветной бумаги. Струны дети рисуют с помощью линейки.
Воспитатель: Какие красивые у вас балалайки. Молодцы! Сегодня вы узнали много нового про русский народный музыкальный инструмент – балалайку и можете поделиться знаниями со своими родными и друзьями.