Папки-передвижки

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели»

Ольга Максимова
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели»

Программное содержание:

1. Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской народной культуры.

2. Познакомить детей с историей возникновения гжельского промысла России, с основными элементами росписи.

3. Учить замешивать и подготавливать солёное тесто; придавать задуманную форму, развивая мелкую моторику рук.

Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Народные мастера гжели“» размещена в разделах

4. Учить рисовать, используя один цвет в росписи, развивать умения составлять оттенки синего цвета, пользуясь палитрой.

5. Продолжать развивать навык рисования всей кистью и её концом, развивая интерес к многообразию узоров.

6. Обогащать и активизировать детский словарь: промысел, гжель, жгель, гончарный круг, глина и т. д.

7. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; интерес к истокам русских традиций.

8. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание к творческому процессу.

Использованные технологии:

1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России.

2. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду.

3. Данкевич Е. Лепим из солёного теста.

4. Лопухина И. С. Ритм, речь, движения.

5. Презентация «Народные мастера гжели».

6. Использование фрагментов русской народной мелодии «Ярмарка».

Материалы:

- Листы или полоски бумаги

- простой карандаш, гуашь синего и белого цвета

- наглядный материал с изображением гжельской росписи

- гжельская посуда, статуэтки

- раздаточный материал

- палитры

- тонкие кисти для рисования и толстые

- подготовленная презентация о возникновении промысла и народных мастерах

- диск русской народной музыкой

- скалки

- стаканы с водой

- подготовленное тесто

- формочки для лепки

- игра «Русский сувенир»

Предварительная работа:

- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель

- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи

- подготовка солёного теста к совместной деятельности; заготовок для росписи

- посещение русской избы в ГБДОУ

- экскурсия в библиотеку: русский народный промысел «Гжель»

Организация совместной деятельности:

1часть – вводная (беседа с детьми о гжели, просмотр презентации «Народные мастера»).

2часть – практическая (работа с палитрой, цветом на бумажных заготовках; работа с подготовленными из солёного теста формами).

3часть – заключительная (рассматривание детских работ, беседа, игра «Русский сувенир»).

Ход совместной деятельности:

1ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

вступление педагога (Использование технологии Алексахина Н. Н.)

Кто придумал это слово,

Это слово немудрёно?

Гжелью раньше гжель звалась

Была пёстрой, а сейчас –

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцвели на белой глине

Синие цветочки.

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок под названием Гжель. Давным-давно, жили-были там умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, и решили лепить из неё посуду разную. Да, такую, какой свет не видывал. Один мастер слепил чайник : носик в виде головки петушка. Ручку в виде хвоста, другой слепил кувшин из кваса (квасник) и украсил его по-своему лепными фигурками (посмотреть и рассказать, что происходит с этими фигурками). У другого мастера чаёвницы беседу за столом ведут, из самовара чай пьют. Другие мастера придумали сахарницы, да не простые, а в виде рыбке сказочной. Улыбается рыбка, хвостиком помахивает и т. д. (педагог продолжает работать с детьми по ходу подготовленной презентации).

Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров : волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Послушайте стихотворение:

Синие цветы у гжельских мастеров

Распустились все бутонами

Словно яркий сон;

Приукрасили посуду и часы

И подсвечники также хороши.

Синие цветы у гжельских мастеров

Радует наш глаз, и дивят народ.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Украшалась посуда сначала разными оттенками и называлась гжельской майоликой, а затем стала расписная гжель сине – голубая (много девушек было в тех краях с голубыми глазами, а кто говорит, что озёра местных мастеров поразили). Узоры многообразны: из сеточек, полосок, цветочков, лепестков. Очень любили мастера сказочных животных и птиц. Очень красивая получалась роспись и изделие. Полюбилась людям посуда и стали называть её нежно – голубое чудо. И сегодня мы с вами превратимся в сказочных гжельских мастеров : и полепим, правда, из теста, и познакомимся с элементами гжельских узоров, перенесём свои первые эскизы на бумагу, а чуть позже на просушенные заготовки из солёного теста (роспись заготовок – вторая встреча).

Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся : технология И. С. Лопухиной «Цветок» :

Наши синее цветы,

Распускают лепестки

(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)

Головой качают,

С ветерком играют

(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)

Наши синие цветы,

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

2ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ.

Педагог знакомит детей с гжельским орнаментом, гжельскими линиями и изгибами, а также ребята учатся работать с синим цветом, оттеняя узоры; педагог знакомит детей прорисовки элементов при помощи простого карандаша. Идё т разъяснения педагога: на прошлом занятии мы знакомились с вами с искусством гжельских мастеров, с элементами росписи, наносили узоры на полоски из бумаги. Какими? Давайте повторим. Это было сочетание дугообразных петельных линий с мазками и точками (показ). Сегодня мы познакомимся с более сложным узором и попробуем его нанести на другой материал - с розой (делается акцент на цветочных орнаментах; показ прорисовки руководителем). Кистью рисовать легко с разным нажимом, чтобы линии и мазки получались изящные, лёгкие, летящие. Кисть надо держать перпендикулярно к месту, не останавливаться во время мазка. Посмотрите.

Сначала вы попробуйте нарисовать на палитре, как в прошлый раз, а затем наносите на изделие. Обратите внимание, что в гжельской росписи преимущество за двумя цветами, но эти два цвета дают множество оттенков (педагог предлагает поэкспериментировать на палитре).

Звучит русская народная мелодия «Ярмарка, дети расписывают заготовки; педагог комментирует, направляет: Мастера стараются

Узоры получаются!

3ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т. д. Педагог предлагает поиграть в «Русский сувенир» (для закрепления знаний).

Молодцы! У нас с вами очень хорошо получилось отобразить гжельскую розу, с которой мы познакомились, а так же закрепить узоры, мазки, орнаменты, мы попробовали работать с разными материалами.

Надеюсь, что знакомство с гжелью останется в ваших сердцах (Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России).

Синие птицы, по синему небу

Море цветов голубых,

- Кувшины и кружки

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка

Глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

Публикации по теме:

Конспект «Игра — экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» Технологическая карта НОД Тема мероприятия. Приключение в стране Королевы Песчинки Чаловой Лидии Александровны Воспитатель ГБДОУ №29 высшей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Народные игрушки» Цель: познакомить детей с народной игрушкой как одной из форм декоративно-прикладного искусства. Задачи: создать условия для.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста беседа на тему «Народные промыслы нашего края» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Транспорт» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ТРАНСПОРТ». (Интегрированное занятие:.

Конспект викторины «Путешествие по сказкам» (коми и русские народные сказки) для старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: обогащение творческих способностей детей. ЗАДАЧИ: (Парма) - (общение) Совершенствовать внеситуативно – личностное общение детей как.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в картину» Конспект занятия с детьми старшего возраста «Путешествие в картину» Цель: Развитие интереса у детей к рассматриванию картин обогащения.

Конспект занятия с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с гиперактивными детьми Задачи: => налаживание отношений психолога с группой и детей между собой; => развитие произвольности.

Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. «Веселые музыканты» Цель игры: формировать у.

Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 13:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД