Папки-передвижки

Конспект ООД с детьми старшей группы «Русские народные традиции» (1 фото)

Елена Кушманцева
Конспект ООД с детьми старшей группы «Русские народные традиции»

Конспект совместной деятельности с детьми

старшего дошкольного возраста с элементами фольклора.

«Русские праздники и традиции»

Воспитатель: Кушманцева Е. В.

ГБДОУ №76 СПб

Цель: Формирование знаний русской национальной культуры.

Задачи:

1. Формирование чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям, праздникам русского народа.

Публикация «Конспект ООД с детьми старшей группы „Русские народные традиции“» размещена в разделах

2. Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.

3. Развить творческие и речевые способности детей.

4. Расширять кругозор детей, развивать их речь:

- Дать общее представление о праздниках «Масленица», «Пасхе», «Покрова Святой Богородицы»; традициях, обычаях и забавах;

5. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл.

-- Воспитывать любовь и прививать интерес к традициям русского народа; воспитать доброту, умение проявлять сочувствие и просить прощение; обучать детей коллективным играм, работе в парах;

6. Создать благоприятную праздничную обстановку, создать у детей радостное настроение.

Оборудование: Предметы русского быта -самовар, сарафан старушки веселушки, баранки, сушки. Предметы народного творчества – народные игрушки, гжель. Иллюстрации народных росписей, народных игрушек из глины Изделия народно-прикладного искусства (дымковская игрушка, хохломские изделия, Городецкой росписи и др. Книги народных сказок-теремок, колобок, гуси-лебеди, репка… Гуашь, кисточки, альбом, ножницы, простой карандаш.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Ознакомление с предметами мини-музея русского быта. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов. Беседа; разучивание стихов, песен; разучивание танцев, хороводов; подвижные игры; отгадывание загадок; труд (изготовление птички оберег из ткани и приготовление блинов);

Предполагаемый результат: Дети знают русские народные игры «Гус лебеди», «Карусель», «Горелки», «Жмурки», «Тетерка». Знают народные пословицы о труде. Хорошо ориентируются в народных праздниках- «Масленица», «Пасха», «Покров Святой Богородицы». Знают и понимают смысл слова «традиция». Проявляют интерес к знаниям русских традиций и обычаев.

Ход: Дети заходят в зал; дети одеты в русскую народную одежду (девочки в сарафанах, мальчики в рубахах).

Воспитатель:

Появляется женщина (в сарафане и платке)

«Здравствуйте, ребята! Как вас много, как хорошо, что вы в гости зашли! Вы нарядные и красивые пришли. Как и принято приходить в гости.

Пословица «А для дорого гостя и ворота настеж».

-Я вот чай пью, да гостей жду.

-Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Дети садятся полукругом.

Сегодня я хочу рассказать вам о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия).

Воспитатель:

Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас –

Россия-это наша Родина - это русские леса, поля, моря и реки.

- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка

- Родина – это место, где стоит наш детский сад.

- Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем.

А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка.

К путешествию в старину приглашаю -

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,

Игры веселые затевайте.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

Наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»? Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. На Новый год?

наряжаем елочку, дарим подарки.

Традиция – хлебосольство. В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

-Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома.»Что есть в печи - настол мечи».»Гость доволен- хозяин рад». А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.

-Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям?

В старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, приметы, поговорки.

А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок, называют их героев).

В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда).

Ведь говорят в народе : «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

-«Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра»,

- «Дело мастера боится»,

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Без дела жить - только небо коптить.

Наш народ работал много, дружно и отмечал праздники весело, как говорится «с размахом».Этот обычай назывался - народным гуляньем.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда – зима!» Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

Зазывалы кричали: Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите. (Дети берут с изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.) Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.) А какое веселье царило на ярмарке! Водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры, катались на каруселях.

Игра: Карусельку заведем.

Дрын-дрын- дрын-дын! 2р

И еще раз заведем,

Дрын-дрын- дрын-дын! 2р

-Карусельщик! Каруселька готова!

- Готовы!

Расписные карусели,

Полетели, полетели 2р

Встали - сели 2р

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом 2р

Все живей, живей, живей,

Все скорей, скорей, скорей.

Встали – сели 2р

А потом, потом, потом

Все ползком, ползком, ползком!

Расписные карусели,

Полетели, полетели.

Ах, какие чудеса!

Летят ленты в небеса!

(Ленты подбрасываются вверх).

Ну, какие же посиделки без работы. Язык болтал - устал, теперь и ручкам работа найдётся. Сегодня мы нарисуем одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?

Завелась

неведомая птица,

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Это птица не простая –

Расписная, золотая,

Просто диво – безделушка,

Зовут ее народная игрушка.

(Дымковская игрушка петушок)

Возьмите альбомный лист и обведите свою ладонь.

Потом рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора.

Конспект ООД с детьми старшей группы «Русские народные традиции»

Прежде, чем приступить к росписи, рассмотрим, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии.

– Ребята, а раскрасите своих петушков красками в группе.

Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны.

Разудалый народ

Становись в хоровод.

Будем песни распевать, Будем весело плясать!

Игра «Идет матушка весна»

Идет матушка Весна

Отворяйте ворота

Первый март пришел всех детей провел,

А второй апрель - отварил окно и дверь.

Ну, а третий- май -сколько хочешь гуляй.

Хлеб, соль, вода

Пропускаем не всегда.

-Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры.

Я сейчас загадаю загадки:

Я не вижу ничего, Даже носа своего.

На моём лице повязка, Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу, Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень, Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Стой подоле, Гляди на поле

Глянь на небо Птички летят

Колокольчики звенят (Горелки)

Сядем рядком, да поговорим еще ладком.

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Символами Пасхи стали Яички, кулич и творожная пасха.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскрес!» В ответ следует сказать: «Воистину воскрес!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

3. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Где же мы сегодня побывали?

Что вам запомнилось больше всего?

Что вы узнали нового?

Чему научились?

Хотели бы вы снова оказаться в прошлом и узнать что-то новое?

-Ребята, чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, знать ее, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

К нам пришли сегодня гости, преподнесем гостям угощенья.

Выходят девочка с караваем и мальчик в русских костюмах с угощением и солью, кланяются.

Мальчик:

Жива традиция, жива

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого до нашего.

Девочка с угощением:

И потому принять извольте

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Прощалочка

Раз и два- топ. топ

Раз и два- хлоп, хлоп

Шаг на встречу - здравствуйте

Ну и до свидания!

Я приготовила для вас подарки-раскраски «Народные промыслы»группе придумайте свою роспись. И, конечно угощения вам.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Народные традиции. Татьянин день» для старшего дошкольного возраста Татьянин день- народные традиции 25 января,замечательный праздник - Татьянин день! И как любой другой праздник,Татьянин день,тоже имеет.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Праздник «Сретение»: обычаи, традиции, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы»Материал для беседы с детьми «Всё о празднике «Сороки»: обычаи, традиции, песенки-заклички, народные приметы» Актуальность Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания зачастую утрачивается историческая преемственность.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Праздник-презентация проекта в старшей группе «Народные традиции»Праздник-презентация проекта в старшей группе «Народные традиции» Цель: Приобщение к русской национальной культуре. Задачи: 1. Пробудить интерес к культуре России. 2. Способствовать развитию познавательной.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры»Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы!У нас в Учреждении прошла "Неделя народных игр". И сегодня я покажу вам сценарий спортивного.

Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы»Материал для бесед с детьми «Все о Пасхе: обычаи, традиции, стихи, народные приметы» КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ПАСХЕ. Дети готовятся к празднику светлого воскресенья вместе с родителями: красят яйца, расписывают их, пекут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД с детьми старшей группы «Русские народные традиции»
Опубликовано: 22 июля 2021 в 15:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД