МААМ-картинки

Конспект ООД в подготовительной группе «Вологодские кружева»

Наталья Ноженко
Конспект ООД в подготовительной группе «Вологодские кружева»

Конспект ООД в подготовительной группе

«Вологодские кружева» (корректорная графика)

Воспитатель МКДОУ № 3 Сидорова Н. С.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Ознакомление детей с вологодским народным промыслом – кружевоплетением, формировать умения создавать узоры на салфетке нетрадиционным способом.

Программные задачи:

Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Вологодские кружева“» размещена в разделах

• Познакомить детей с изделиями вологодских кружевниц, учить детей создавать с помощью корректорной графики узоры в стилистике кружевоплетения;

• Закреплять умение детей рисовать кружева нетрадиционным способом (ручкой-корректором, развивать технические умения);

• учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора.

• развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;

• развивать творческую фантазию, самостоятельность при составлении композиции из знакомых элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок и др.);

• обогащать у детей зрительные впечатления;

• активизировать и обогащать словарный запас детей новыми словами и словосочетаниями (кружево, кружевницы, палочки-коклюшки, вологодские кружева, кружевоплетение)

• вызвать у детей интерес к творчеству народных умельцев Вологды;

• воспитывать эстетичное отношение к бытовой культуре и предметам искусства;

• воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.

Материалы и оборудование: презентация, почтовая коробка, письмо, кружевные изделия, заготовка для работы (листы бумаги разной формы, из цветного картона и ватман, ручки-корректоры, ширма, коклюшки, подушка-валик.

Содержание организованной деятельности:

1. Вводное слово педагога: Слайд 1

- Ребята, сегодня на улице морозно, а в нашей группе тепло, светло и весело. А тепло нам от ваших улыбок. От улыбок гостей, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу, повернёмся к гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки и радостное настроение.

Проходят и садятся на стульчики.

2. Введение детям новых знаний. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Почтальон приносит посылку.

- Смотрите ребята, нам пришла посылка. Не ошиблись ли, давайте проверим адрес. Всё верно? А откуда же она? Кто же нам её прислал? Вы знаете? Написано, что из города Вологды. Вы слышали когда-нибудь о таком городе? Где он находится?

Слайд 2. Видеосюжет про Вологду.

Слайд 3.- Где находится Вологда? (Этот город находится на севере России рядом с нашей Архангельской областью).

- Чем знаменита Вологда? В Вологде есть кремль, как в Москве, там делают вкусное масло и плетут кружева. А ещё там живёт Дед Мороз. Может он нам посылку отправил?

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что же там!

Что я вижу! Что за диво! Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, так красиво? Аж, захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, В мир преданий и добра,

Чтоб сказать всем: есть в России Чудо — люди-мастера!

Воспитатель достаёт из посылки кружевные изделия, показывает детям.

Слайд 4.- Посмотрите, какие красивые кружевные изделия. Кто же их плёл и как? Вы знаете? А вам интересно узнать?

- Ой, смотрите, тут ещё какое то письмо. Давайте прочитаем его. Кто сможет?

Письмо:

«Здравствуйте ребята, пишет вам Вологодская кружевница. Обращаюсь к вам с огромной просьбой. Я готовлю кружева на ярмарку, ярмарка скоро, а работы еще много. Воротники, салфетки успела сплести, а вот скатерть – не успеваю. Не поможете ли мне? Вместе дело спорится, а врозь-хоть брось. Если вы готовы приехать, то жду вас во вторник, в Вологде, у себя в мастерской» (Вологодская кружевница)

- Так от кого нам пришло это письмо и посылка с красивыми кружевными вещами? (От вологодской кружевницы)

- А кто такая кружевница? (Мастерицу, которая плетёт кружева, называют кружевницей).

Слайд 5. Показ репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница»

Художник написал портрет кружевницы. С лёгкой улыбкой смотрит она на нас из далёкого прошлого, а её руки всё плетут и плетут кружева. В каждом изделии душа мастерицы, её мечта.

- Как вы думаете, от какого слова произошло это название?

- Правильно, оно произошло от слова «кружева».

- Давайте с вами все вместе произнесем это слово.

- А в каком городе живут мастерицы-кружевницы? Вологде)

- С давних времён в городе Вологде создавали эту красоту мастерицы-кружевницы. Зимы там такие же, как у нас снежные, да морозные, и мороз рисует на окнах причудливые узоры. А в избе у теплой печи сидит девушка-мастерица. Смотрит она на морозный узор и старается создать такой же в своём кружеве.

- Ну что, ребята, вы готовы помочь кружевнице и отправиться в путешествие в старинный русский город Вологду?

- Ребятки, а какой у нас сегодня день недели? (Вторник)

- А какой день недели был вчера? А какой будет завтра? А в какой день недели нас ждёт кружевница?

- Значит, ждёт она нас именно сегодня. Нам немедленно надо отправляться в путь, а то не успеем! На чем же нам можно доехать до Вологды? (На поезде, на машине, на автобусе)

- Мы с вами поедем на поезде. Я буду локомотивом, а вы - моими вагончиками.

Двигаются по кругу за воспитателем

- Давайте сделаем небольшую остановку, полюбуемся красотой зимней природы и нарисуем в воздухе кружевной узор.

Слайд 6. Звучит музыка. Воспитатель читает стихотворение. Дети в воздухе рисуют руками узоры.

Вологда завьюжила белыми снегами (круговые движения туловищем,

Вьюга стелет кружево прямо перед нами (рисуют восьмёрку перед собой).

Рассыпает искорки северные краски (крутят ладошками с растопыренными пальчиками,

Снежные присказки кружевные сказки (обхватить ладонями щечки, покачать головой).

Кружевницы ниткой кружева плетут (Крутят руками)

Там цветы и птицы дивные живут (Рисуют в воздухе цветок и машут руками, как птицы).

Их коклюшечка «рисует» тут и там (Поворачиваются в стороны)

Нитка тянется за нею по пятам (хлопают ладошкой по пяткам).

Нитью Вологда обвита (круговые движения руками,

Кружевами знаменита (руки вверх и развести в стороны).

- Какие кружевные узоры мы рисовали?

- Вот мы с вами и приехали в Вологду.

- Смотрите, какая чудесная изба. Не в ней ли ждёт нас наша кружевница-мастерица? Давайте постучим.

Ширма. За ширмой сидит мастерица, плетёт коклюшками кружевную салфетку.

Кружевница : Здравствуйте, ребятушки. Как хорошо, что вы приехали ко мне. Я совсем зашилась, не успеваю на ярмарку скатерть сплести, а заказов, ой, как много.

Ведь кружевоплетение – народный промысел, который возник на Руси очень давно, но Вологодские кружева и ныне в почёте и уважении. Ими украшают одежду, бельё, жилище. Поможете мне сделать кружевную скатерть на ярмарку?

Восп. : Если ты научишь нас кружевоплетению, то мы с радостью тебе поможем. Правда, ребята?

Кружевница : С удовольствием я вам расскажу и покажу. Передавалось мастерство кружевоплетения от матери к дочери. Начинали учить девочку плести кружева лет с пяти. Вырастала девица и становилась настоящей мастерицей. Удивительные по красоте узоры создавали вологодские кружевницы.

Слайд 7. Воспитатель: Скажите, ребята, а что вам они напоминают? Кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле, в них присутствует неповторимая сказочная красота, похожая на зимнюю волшебную сказку.

Кружевница : Вологодская метель - кружева,

И заснеженная ель – кружева,

Занавески на окне - кружева,

От мороза на окне - кружева.

- Одним словом, что видят наши кружевницы в родной природе, то и переносят на сколок своего рисунка (показ). Вы, наверное, со мною согласитесь, что для создания кружевных изделий требуется немало умения, времени, терпения, доброты, любви, чтобы сплести такую кружевную сказку.

Слайд 8. Восп. :А чем же плетут кружева?

Кружевница : Не крючком, не спицами, а с помощью палочек-коклюшек, на их концы наматываются нитки (показ). Это специальные деревянные палочки для плетения кружева. А ещё для плетения кружева используется подушка-валик, деревянная подставка, сколок.

Вос. : А что такое сколок?

Слайд 9. Кружевница : Сколок-это узор на бумаге с отмеченными точками.

Восп. : Спасибо тебе, кружевница, за то, что научила нас кружевоплетению. Мы теперь точно сможем помочь тебе сплести кружевную скатерть. Мы узнали, что можно выплести её из маленьких кусочков?

Кружевница : Да. Но работать вы должны дружно. И прежде, чем сплести узор, его необходимо придумать и нарисовать на сколке. А уже потом сплести и собрать скатерть по кусочкам.

3. Практическая работа.

Вос. : Сейчас мы ненадолго станем мастерами кружевного дела.

- Давайте посмотрим, как работают кружевницы.

Слайд 10. Видеоролик про вологодских кружевниц.

- Мы в кружевной мастерской, вы мастера, ваши столы - это подушка - валик, корректоры - коклюшки, белая корректорная жидкость - нити. Корректоры, как коклюшки надо потрясти, чтоб звучало «Кок-клюк» и держать их надо вертикально, нажимая двумя пальчиками на корректор, будем рисовать узор.

Слайд 11. - Какие узоры мы можем нарисовать? (точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, сетка, цветок и др.).

- Обратите внимание на то, что каждый узор начинается от центра и соединяется с краями. Узор может быть повторяющимся.

- Предлагаю всем вам подумать, какой элемент узора вы создадите сейчас вот на этой маленькой салфетке, чтоб в конце занятия мы смогли собрать их и сделать большую общую скатерть для кружевницы.

В ходе самостоятельной деятельности оказать помощь затрудняющимся детям советом, отдельным показом.

Выполненные салфетки размещаются на доске, прикрепляя их с помощью двустороннего скотча к ватману.

4. Итог ООД. Рефлексия.

- Ребята, давайте пригласим кружевницу и вместе полюбуемся нашей скатертью. Каждый кусочек в ней по-своему красив и нет ни одного похожего!

- Что можно разглядеть в твоем узоре? Почему ты, Маша, нарисовала солнышко?

Кружевница : Спасибо вам, ребятки, за помощь. Теперь мне можно спокойно ехать на ярмарку! А вы до конца рассмотрели посылку?

- Мы достали кружевные изделия и письмо от тебя.

Кружевница : На дне посылки была маленькая коробочка, когда вернётесь в свой сад, откройте её, там мой подарочек для вас.

- А сейчас нам надо попрощаться с кружевницей и возвращаться обратно в город Мирный, в наш любимый детский сад. Наш поезд отправляется. Ту-туууу

Приезжают, садятся на стульчики.

- Ну вот, путешествие наше подошло к концу. Что запомнилось вам больше всего? Что для вас было новым? Чему вы научились? Давайте посмотрим, какой нам подарочек приготовила кружевница.

Публикации по теме:

Конспект ООД «Школа дорожных знаков» в подготовительной группеКонспект ООД «Школа дорожных знаков» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию «Художественное конструирование» «Вологодские кружева»Конспект НОД по познавательному развитию «Художественное конструирование» «Вологодские кружева» Цель: Развитие у детей способности самостоятельно строить по схеме, входящие в узор орнаментальные элементы вологодских кружев. Овладение.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Осеевой «Сторож». Слушание песни «Если добрый ты…» Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы»,.

Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «Грибы» Конспект ООД в подготовительной группе на тему: «Грибы» Цели: Уточнить знания детей о грибах, правилах сбора грибов. Познакомить детей с.

Конспект ООД в подготовительной группе «Оленёнок» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие. Вид деятельности: продуктивный (аппликация) Цель: совместное обучение детей.

Конспект ООД в подготовительной группе «Профессии» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного.

Конспект ООД в подготовительной группе «Мир камней» Мир камней Подготовила: Лопатько Наталья Александровна Детский сад №7 г Алагир КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Мир.

Конспект ООД в подготовительной группе «Зимний лес» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного.

Конспект ООД «Книга сказок» в подготовительной группе Задачи: 1. Закрепить у детей знания о сказках как о жанре, об их классификации, умения определять части сказок (начало, середина, конец.

Конспект ООД в подготовительной группе «Золотая осень» Видео Конспек ООД в подготовительной группе на тему «Золотая осень». Подготовила и провела воспитатель Фаткуллина Гульшат Низаметдиновна МАДОУ.

Автор публикации:
Конспект ООД в подготовительной группе «Вологодские кружева»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 23:03
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД