Получи документы

Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»

Галина Меринова
Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

- закрепить знания детей о различных матрешках : липецкой, тверской, полхов-майданской.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения матрешки;

- продолжать учить различать липецкую, тверскую и полхов-майданскую матрешки по признакам, характерным для данного промысла;

- учить составлять описательный рассказ по схеме;

- закрепить умение рисовать узоры, основываясь на определенном виде росписи матрешек;

Темочки:

- учить детей сравнивать, сопоставлять, развивать логическое мышление;

- воспитывать у детей любовь к народному творчеству, развивать эстетический вкус.

Оборудование:

- липецкая, тверская, полхов-майданская матрешки,

- схемы для описательных рассказов,

- три плоскостных изображения матрешек,

- конверты с разрезными матрешками,

- полоски бумаги, гуашь, кисти.

Предварительная работа:

знакомство детей с липецкой, тверской, полхов-майданской матрешками, игры с ними, чтение стихов, загадок, потешек, разучивание русских народных игр и хороводов.

Ход ОД:

- Дети, отгадайте загадку:

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка).

- Правильно, дети, это матрешка. Как вы думаете, какая это матрешка? (Липецкая). Сегодня у липецкой матрешки день рождения!

Давайте поздравим матрешку!

Будь здоровой, будь счастливой,

Будь как солнышко красивой,

Будь всегда трудолюбивой!

И расти большой-большой,

Вот такой, вот такой!

- Еще я желаю матрешке иметь много друзей. А я ведь не зря, дети, вспомнила про друзей. У матрешки они тоже есть – другие матрешки, которые появились на свет в других городах. Давайте пригласим их в гости. (Дети приносят полхов-майданскую, тверскую и еще одну липецкую матрешек).

- Поставьте рядом с именинницей ее сестренку, вот эту липецкую матрешку. (Показывает на полхов-майданскую матрешку).

Дети исправляют:

- Нет, это не липецкая. Это полхов-майданская матрешка.

- А вы откуда знаете? Посмотрите, у нее волосы черные, как у именинницы, и глаза черные!

Дети называют отличия липецкой и полхов-майданской матрешек.

- Ну надо же, как я могла ошибиться! А это какая матрешка? ( Ответ детей: тверская).

- Откуда вы знаете? Расскажите. И сравните ее с липецкой матрешкой. (Ответы детей).

- Ой, дети, какие вы молодцы, сколько знаете про матрешек! Давайте прочитаем для наших матрешек стихи!

1) Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные!

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет!

2) Мы матрешеньки,

Мы милешеньки,

Щечки пухленькие,

Сами кругленькие,

Мы хотя и небольшие,

Но такие славные.

Все цветами расписные,

А одна – за главную!

3) Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрешка –

То матрешек целых пять!

- Дети, а знаете ли вы. Когда и где появилась первая русская матрешка? Давным-давно, более ста лет назад, когда еще и бабушек наших на свете не было, привезли из Японии в Москву фигурку добродушного лысого старика мудреца Фурукума. Внутри были еще несколько фигурок, одна меньше другой. Посмотрел на эту игрушку наш русский токарь по дереву Василий Звездочкин и решил выточить свои фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. В это время девочек очень часто называли именем Матрена. Отсюда пошло название – «матрешки». И так они понравились людям, что стали изготовлять матрешек в разных городах и селах, и расписывали их везде по-своему. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов.

- А у вас дома есть матрешка? Чем она вам нравится? Как выглядит ваша матрешка? Почему матрешку в основном изображают в платке, сарафане, с цветами, с корзинкой? А вы запомнили, почему матрешка называется именно так?

- А теперь, дети, давайте повеселимся. У нас же день рождения!

Музыкальная игра «Плетень».

- Однажды матрешки поспорили между собой: какая из них лучше? Липецкая? Полхов-майданская? Тверская? Вы как думаете? Кто хочет представить нам свою любимую матрешку? Но составлять рассказ о матрешке нужно по схеме. (Схема выставляется на панно, воспитатель вместе с детьми вспоминает условные обозначения схемы).

Описательные рассказы детей по схеме.

- Невозможно решить, какая матрешка лучше. Каждая хороша по-своему! К нам на день рождения пришли еще три подружки-матрешки, только они какие-то странные!

(Перед детьми ставятся три плоскостные матрешки, на которых нет платочков и фартуков).

- Какие же ненарядные матрешки! Дети, их нужно одеть. Но сначала надо решить, где какая матрешка. А как решить, если на них нет узоров?

(Дети называют отличия, ориентируясь на лица матрешек и их платья).

- А вот фартуки и платочки матрешек. Смотрите, тут еще какой-то конверт! (Открывает его). Это разрезные матрешки! Их надо собрать.

(Проводятся игры «Собери матрешку» и «Одень матрешку»).

- Дети, мы много уже говорили об узорах, которыми украшают матрешек. Что на них изображено? (Ответы детей).

-Да, дети, в своих работах мастера отражали русскую природу. Они с любовью переносили на деревянные бока матрешек то, что им дорого: частички луга, поля, леса. Вот и появились из-под их кисти цветы и бутоны, листья и ягодки. Но в каждом краю мастера изображали их по-своему. Поэтому и отличаем мы липецкую матрешку от полхов-майданской, майданскую от тверской.

- А сейчас вы превратитесь в мастеров-художников. На полосках бумаги вы нарисуете узор для одной из матрешек, а потом мы составим из отдельных узоров целый ковер в подарок имениннице.

Дети изображают на бумаге элементы росписи липецкой, майданской и тверской матрешек. По окончанию работы воспитатель поднимает вверх одну из матрешек и спрашивает :

- Кто из вас выполнил узор для этой матрешки? Какая это матрешка?

Из узоров составляется ковер на панно.

- Молодцы, дети! Ни разу не спутали вы матрешек, все задания выполнили правильно. Я предлагаю закончить день рождения матрешки хороводом, как в старые добрые русские времена. Ведь не бывает дней рождений без музыки и плясок!

Проводится хоровод «Пойду ль я, выйду ль я».

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Русская матрешка» Цель. Продолжать знакомить с народными промыслами. Задачи. Знакомить с процессом изготовления семеновской матрешки; учить различать семеновскую,.

Перспективный план по чтению художественной литературы для старшей группы сентябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Комплексное занятие «Ваня, Ванечка, куда ходил?» - потешка. Цель: учить выразительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 17:15
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Ах, матрешка, что за диво…»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Меринова (УИ 113937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД