Получи документы

Конспект ООД «Юные орнитологи г. Светлограда» по развитию лексико-грамматических категорий

Ольга Купаева
Конспект ООД «Юные орнитологи г. Светлограда» по развитию лексико-грамматических категорий

Конспект ООД

«Юные орнитологи г. Светлограда»

по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ОНР) «Капитошка»

по лексической теме : «Перелетные птицы».

(ОО «Речевое развитие»)

Выполнил:

учитель-логопед МБДОУ ДС №48

«Одуванчик» г. Светлоград

Купаева Ольга Николаевна

Программное содержание:

Публикация «Конспект ООД „Юные орнитологи г, Светлограда“ по развитию лексико-грамматических категорий» размещена в разделах

Цель: формирование фонематических, лексико-грамматических средств языка по теме «Перелетные птицы».

Задачи ОО «Речевое развитие».

Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.

Коррекционно-развивающие : развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец, стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.

Создание РППС (оборудование) : мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, е письмо, картины с изображением птиц, макеты деревьев, силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграционные задачи с другими образовательными областями

ОО «Познавательное развитие» :

- продолжать учить детей активно включаться в процесс познавательной деятельности.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» :

- воспитывать эстетические чувства, воображение и образные представления детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- воспитание чувства дружбы, взаимного уважения.

ОО «Физическое развитие» :

- воспитание безопасной двигательной активности детей.

Методы:

- наглядный;

- практический;

- словесный.

Форма организации деятельности: подгрупповая

Планируемые результаты: формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности (расширить и уточнить словарный запас по теме, совершенствование фонематических представлений).

Ход ООД.

1. Мотивационно-целевой этап.

Логопед: Ребята, мы сегодня с вами виделись утром и здоровались. Сегодня к нам пришли гости, поздороваемся дружно? Здравствуйте уважаемые гости.

1. Актуализация знаний.

Игровая ситуация.

Логопед: Ребята, орнитологи города Светлограда прислали нам письмо. В котором просят вас помочь составить журнал о перелётных птицах. Их журнал о птицах испортился, попал нечаянно под дождь, когда орнитологи изучали птиц и их повадки. А чтобы составить этот журнал, нужно выполнить все задания, которые прислали орнитологи, они помогут нам изучить повадки птиц, узнать все об их жизни и среде обитания.

Логопед: Ребята, а вы знаете кто такие орнитологи? (ответы детей)

Логопед: правильно, орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. Орнитологи изучают происхождение, развитие, особенности строения, питания и размножения разных видов птиц,

Логопед: ребята, ну что, вы готовы помочь орнитологам? Поможете составить журнал о перелётных птицах?

Ответы детей.

Логопед: ребята, у нас впереди много работы, прежде чем мы займемся деятельностью, нам находимо подготовить наш организм. Выполним вместе с вами дыхательное упражнение «Вдыхаем доброту, радость, силу, а выдыхаем обиды, злость». Необходимо стать ровно, ноги на ширине плеч, вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

Логопед: мы будем изучать жизнь перелётных птиц, много говорить, потому необходимо подготовить наши язычки.

1. Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно - артикуляцнонных мышц

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Упражнения для языка

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Аист» Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Логопед: вот и первое задание (Дети подходят к столу, и становятся полукругом.)

Задание №1. «Отгадай название птицы по описанию, подбери картинки».

Задание № 2. «Покажите и назовите части тела птиц» и укажите их назначение: клюв, голова, глаза, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, когти; клювом птица клюёт пищу, крылья нужны птице для полёта. Тело птиц покрыто перьями.

Логопед: А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

Логопед: В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

Логопед: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы.

Логопед: Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки и лебеди). В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Задание № 3. Д/И «Назови птенцов»

Задание № 4. Д/И «Стаи птиц» (как улетают птицы)

Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям превратиться в птиц и поиграть в подвижную игру «Перелетные птицы». Под музыку игроки хаотично двигаются по группе. По команде ведущего «журавли» игроки должны построиться клином. По команде «аисты» – шеренгой, по команде «дрозды»«лететь кучкой, скученно».

Задание № 5. Дети проходят за столы.

Логопед: следующее задание, нам необходимо посчитать в слух сколько птиц, следите за правильностью речи.

Гимнастика для лаз. Сова

Удивляется луна: / широко открыть глаза

Засветились два окна, /смотрят влево, вправо

А за ними два крыла / моргают

Показались из дупла / посмотреть вверх

Тихо вылетела птица, / посмотреть вниз

Ночью ей в дупле не спиться. / широко открыть глаза

Если писк она услышит, / закрывают глаза

Плохо будет серой мыши /смотрят прямо

Задание № 6. «Определи и назови, первый и последний звук в слове»

Задание № 7. Упражнение «Выпусти птицу». Развитие мелкой моторики. Логопед предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу. Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: «Я из клетки выпущу ….». Игра повторяется с обеими руками поочередно.

Задание № 8. Игра «Какой? Какая?»

Как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?

Аист какой? – Длинноклювый.

У аиста красный клюв – красноклювый.

У грача черные глаза – черноглазый.

У лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У цапли длинные ноги – длинноногая.

Задание № 9. Игра «Скажи наоборот».

Задание № 10. Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Задание № 11. «Считай и называй»

Задание № 12. Игра «Посчитай слоги, определи первый звуки последний».

Логопед прикрепляет на доску картинки перелетных птиц, просит детей посчитать количество слогов в названиях этих птиц и назвать первый звук в каом слове и последний.

Задание № 13. «Подбери к каждой картинке свою схему предложения»

Логопед: сосчитайте слова в этом предложении, составьте схему этого предложения.

Логопед: предлагает детям рассмотреть картинку.

- Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Это утка. Не дорисован утиный клюв.

Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.

Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.

Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.

Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки? Предлагаю вам закончить рисунки.

Массаж Су Джок

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Полетела скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Логопед: Молодцы, справились с заданием, очень красивые птички получились. Мы этих птиц раскрасим, будут они нас с вами радовать.

Задание № 14. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?».

Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него.

Шея лебедя- чья?

Дети. Лебединая шея.

Ноги журавля- чьи?

Дети. Журавлиные ноги.

Клюв утки- чей?

Дети. Утиный клюв.

Крыло гуся- чье?

Дети. Гусиное крыло.

Задание № 15. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней.

Наступила поздняя осень. Лес стоит темный, голый. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.

Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.

На переднем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.

Картина вызывает грустное осеннее настроение.

Вопросы логопеда детям. Логопед добивается развернутого ответа на каждый вопрос.

Кого вы видите на картине?

Что птицы делают?

Где они собираются в стаи?

Каких птиц вы видите на переднем плане? (белые лебеди и кулики)

Какие птицы собрались у самой воды? (журавли)

Кого вы видите вдалеке на воде? (уток)

Стаи каких птиц поднялись высоко в небо? (лебедей и журавлей)

Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о лесе на заднем плане картины, о воде, о небе.

Дети. Наступила поздняя осень. Лес на заднем плане картины совсем голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идет дождь. Дует ветер.

Логопед. Подумайте, какими словами можно сказать о дожде и ветре.

Дети. Дождь осенний, моросящий. Ветер порывистый, холодный.

Логопед. Какое настроение вызывает картина?

Дети. картина вызывает грустное осеннее настроение.

Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, и гости с нами согласятся, что мы с вами прошли огромный путь и по праву заслужили звание «Юный орнитолог». Молодцы!

Рефлексивно-оценочный этап

На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели ОД.

Логопед: Смотрите, какой у нас получился журнал (листаем, вспоминаем, что делали и какие задания выполняли). И этот журнал мы отправим по почте орнитологам. Кто такие орнитологи? (ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Юные орнитологи г. Светлограда» по развитию лексико-грамматических категорий
Опубликовано: 20 марта 2024 в 10:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД