Ольга Купаева
Конспект ООД «Юные орнитологи г. Светлограда» по развитию лексико-грамматических категорий
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
«Юные орнитологи г. Светлограда»
по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ОНР) «Капитошка»
по лексической теме : «Перелетные птицы».
(ОО «Речевое развитие»)
Выполнил:
учитель-логопед МБДОУ ДС №48
«Одуванчик» г. Светлоград
Купаева Ольга Николаевна
Программное содержание:
Публикация «Конспект ООД „Юные орнитологи г, Светлограда“ по развитию лексико-грамматических категорий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнитолог
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Цель: формирование фонематических, лексико-грамматических средств языка по теме «Перелетные птицы».
Задачи ОО «Речевое развитие».
Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.
Коррекционно-развивающие : развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец, стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.
Создание РППС (оборудование) : мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, е письмо, картины с изображением птиц, макеты деревьев, силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграционные задачи с другими образовательными областями
ОО «Познавательное развитие» :
- продолжать учить детей активно включаться в процесс познавательной деятельности.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» :
- воспитывать эстетические чувства, воображение и образные представления детей.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- воспитание чувства дружбы, взаимного уважения.
ОО «Физическое развитие» :
- воспитание безопасной двигательной активности детей.
Методы:
- наглядный;
- практический;
- словесный.
Форма организации деятельности: подгрупповая
Планируемые результаты: формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности (расширить и уточнить словарный запас по теме, совершенствование фонематических представлений).
Ход ООД.
1. Мотивационно-целевой этап.
Логопед: Ребята, мы сегодня с вами виделись утром и здоровались. Сегодня к нам пришли гости, поздороваемся дружно? Здравствуйте уважаемые гости.
1. Актуализация знаний.
Игровая ситуация.
Логопед: Ребята, орнитологи города Светлограда прислали нам письмо. В котором просят вас помочь составить журнал о перелётных птицах. Их журнал о птицах испортился, попал нечаянно под дождь, когда орнитологи изучали птиц и их повадки. А чтобы составить этот журнал, нужно выполнить все задания, которые прислали орнитологи, они помогут нам изучить повадки птиц, узнать все об их жизни и среде обитания.
Логопед: Ребята, а вы знаете кто такие орнитологи? (ответы детей)
Логопед: правильно, орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. Орнитологи изучают происхождение, развитие, особенности строения, питания и размножения разных видов птиц,
Логопед: ребята, ну что, вы готовы помочь орнитологам? Поможете составить журнал о перелётных птицах?
Ответы детей.
Логопед: ребята, у нас впереди много работы, прежде чем мы займемся деятельностью, нам находимо подготовить наш организм. Выполним вместе с вами дыхательное упражнение «Вдыхаем доброту, радость, силу, а выдыхаем обиды, злость». Необходимо стать ровно, ноги на ширине плеч, вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
Логопед: мы будем изучать жизнь перелётных птиц, много говорить, потому необходимо подготовить наши язычки.
1. Упражнения для язычка:
Упражнения для жевательно - артикуляцнонных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Упражнения для языка
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Аист» Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Логопед: вот и первое задание (Дети подходят к столу, и становятся полукругом.)
Задание №1. «Отгадай название птицы по описанию, подбери картинки».
Задание № 2. «Покажите и назовите части тела птиц» и укажите их назначение: клюв, голова, глаза, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, когти; клювом птица клюёт пищу, крылья нужны птице для полёта. Тело птиц покрыто перьями.
Логопед: А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).
Логопед: В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…
Логопед: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы.
Логопед: Каких водоплавающих птиц вы знаете? (гуси, утки и лебеди). В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Задание № 3. Д/И «Назови птенцов»
Задание № 4. Д/И «Стаи птиц» (как улетают птицы)
Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям превратиться в птиц и поиграть в подвижную игру «Перелетные птицы». Под музыку игроки хаотично двигаются по группе. По команде ведущего «журавли» игроки должны построиться клином. По команде «аисты» – шеренгой, по команде «дрозды» – «лететь кучкой, скученно».
Задание № 5. Дети проходят за столы.
Логопед: следующее задание, нам необходимо посчитать в слух сколько птиц, следите за правильностью речи.
Гимнастика для лаз. Сова
Удивляется луна: / широко открыть глаза
Засветились два окна, /смотрят влево, вправо
А за ними два крыла / моргают
Показались из дупла / посмотреть вверх
Тихо вылетела птица, / посмотреть вниз
Ночью ей в дупле не спиться. / широко открыть глаза
Если писк она услышит, / закрывают глаза
Плохо будет серой мыши /смотрят прямо
Задание № 6. «Определи и назови, первый и последний звук в слове»
Задание № 7. Упражнение «Выпусти птицу». Развитие мелкой моторики. Логопед предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу. Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: «Я из клетки выпущу ….». Игра повторяется с обеими руками поочередно.
Задание № 8. Игра «Какой? Какая?»
Как можно назвать аиста, если у него длинный клюв?
Аист какой? – Длинноклювый.
У аиста красный клюв – красноклювый.
У грача черные глаза – черноглазый.
У лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У цапли длинные ноги – длинноногая.
Задание № 9. Игра «Скажи наоборот».
Задание № 10. Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Задание № 11. «Считай и называй»
Задание № 12. Игра «Посчитай слоги, определи первый звуки последний».
Логопед прикрепляет на доску картинки перелетных птиц, просит детей посчитать количество слогов в названиях этих птиц и назвать первый звук в каом слове и последний.
Задание № 13. «Подбери к каждой картинке свою схему предложения»
Логопед: сосчитайте слова в этом предложении, составьте схему этого предложения.
Логопед: предлагает детям рассмотреть картинку.
- Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?
Это утка. Не дорисован утиный клюв.
Это журавль. Не дорисованы журавлиные ноги.
Это гусь. Не дорисовано гусиное крыло.
Это лебедь. Не дорисована лебединая шея.
Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки? Предлагаю вам закончить рисунки.
Массаж Су Джок
Тили- тели, тили- тели-
На юг птицы полетели!
Полетела скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Логопед: Молодцы, справились с заданием, очень красивые птички получились. Мы этих птиц раскрасим, будут они нас с вами радовать.
Задание № 14. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?».
Логопед. Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него.
Шея лебедя- чья?
Дети. Лебединая шея.
Ноги журавля- чьи?
Дети. Журавлиные ноги.
Клюв утки- чей?
Дети. Утиный клюв.
Крыло гуся- чье?
Дети. Гусиное крыло.
Задание № 15. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней.
Наступила поздняя осень. Лес стоит темный, голый. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.
Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
На переднем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.
Картина вызывает грустное осеннее настроение.
Вопросы логопеда детям. Логопед добивается развернутого ответа на каждый вопрос.
Кого вы видите на картине?
Что птицы делают?
Где они собираются в стаи?
Каких птиц вы видите на переднем плане? (белые лебеди и кулики)
Какие птицы собрались у самой воды? (журавли)
Кого вы видите вдалеке на воде? (уток)
Стаи каких птиц поднялись высоко в небо? (лебедей и журавлей)
Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о лесе на заднем плане картины, о воде, о небе.
Дети. Наступила поздняя осень. Лес на заднем плане картины совсем голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идет дождь. Дует ветер.
Логопед. Подумайте, какими словами можно сказать о дожде и ветре.
Дети. Дождь осенний, моросящий. Ветер порывистый, холодный.
Логопед. Какое настроение вызывает картина?
Дети. картина вызывает грустное осеннее настроение.
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, и гости с нами согласятся, что мы с вами прошли огромный путь и по праву заслужили звание «Юный орнитолог». Молодцы!
Рефлексивно-оценочный этап
На последнем этапе проводится заключительная беседа с детьми, направленная на обобщение выполненных заданий путём припоминания и формулирования основной цели ОД.
Логопед: Смотрите, какой у нас получился журнал (листаем, вспоминаем, что делали и какие задания выполняли). И этот журнал мы отправим по почте орнитологам. Кто такие орнитологи? (ответы детей).