Ирина Крашкина
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Будь здоров, Топтыжка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Цели: Познакомить детей с простейшими правилами профилактики нарушения слуха, дать простейшие понятия о строении и функционировании уха, показать значимость этого органа для человека, обсудить вопросы гигиены слуха, формировать способности к наблюдению, к анализу полученных результатов. Учить детей делать простейшие выводы по итогам проводимых экспериментов.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Будь здоров, Топтыжка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Планируемые результаты: знают об особенностях функционирования и безопасности органов слуха, умеют поддерживать беседу, отвечать на вопросы, делают самостоятельные выводы.
Материалы и оборудование:
У педагога:, раковина морского моллюска; воронка, склеенная из плотной бумаги; круг из картона, имитирующий барабанную перепонку; ёмкость с узким носиком; тазик; шарф для завязывания глаз; пищащая игрушка; ширма; две ёмкости с водой, лист бумаги, ножницы, чашка с чайной ложкой; мишка, шапочка для мишки.
Содержание организованной образовательной деятельности.
Вступление.
Воспитатель: Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, умным, энергичным: бегать, прыгать, смотреть мультфильмы, слушать музыку, читать книжки, играть с друзьями, гулять во дворе. Поэтому каждый должен с детства помнить о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Ноги длинные и крепкие, чтобы удерживать и передвигать тело. Руки находятся посередине туловища, чтобы ими было удобно пользоваться. Голова находиться вверху – в надежном месте. Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему мы видим, что находиться вокруг. На голове спереди – то, с помощью чего мы узнаём об окружающем мире, познаём его. Глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы ощущать запахи, язык во рту – чтобы чувствовать вкус пищи.
Сегодня мы поговорим с вами об ухе.
Основная часть.
1 – рассматривание уха.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно снаружи?
(Ответы.)
Воспитатель: То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим. (Хоровой повтор.) Называется она так, потому что похожа на морскую раковину. Посмотрите (показ раковины.)
- Что ещё видите?
(Ответы.)
Педагог направляет внимание детей на наружный слуховой проход.
Воспитатель: Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали.
(Ответы.)
Воспитатель: Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход?
(Ответы.)
Воспитатель: Чтобы в слуховой проход не проникали пыль, грязь и микробы его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая и липкая, к ней прилипают грязь и микробы, потом сера выходит из прохода и мы смываем её, когда моем уши. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода?
( Ответ: нет.)
Воспитатель: природа сделала так, чтобы никто не смог туда добраться. Потому, что в конце прохода есть тонкая- тонкая плеточка. Она называется перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.
2 – значение ушной раковины и барабанной перепонки.
Воспитатель: Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. (Его демонстрирует педагог.) Представьте себе, что воронка это ухо, широкая часть воронки - ушная раковина, узкая слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо, картон – барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идёт к перепонке и ударяется об неё. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. (Педагог сопровождает объяснения экспериментом – льёт воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льётся отдельными каплями; при повторении педагог льёт воду струёй. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.)
- Проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте её к уху узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Как будет лучше слышна музыка? (Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.)
- А теперь представьте, что какой- то мальчик решил ковыряться тонкой палочкой или чем-то острым в ухе. Что может произойти с перепонкой?
Ответы детей : тонкая перепонка прорвётся, проколется.
Педагог делает в картоне или бумаге большую дыру.
Воспитатель: Льём воду. Что получается?
Вода должна литься в таз через это отверстие – бесшумно.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Да вы правы. Вот и остался человек глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.
- Скажите, как же надо беречь свои уши?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А что может случиться, если вы нечаянно втолкнёте в слуховой проход, какой - нибудь маленький предмет, например горошину? Давайте посмотрим. Вот узкая трубочка; предположим, это проход. Вот в него попала горошина. Как её достать оттуда? Попробуйте. (Дети как не стараются достать не могут.) Так будет и с вами, если вы заиграетесь и не заметите, как в проход попадёт мелкий предмет. Иногда и врачи не могут его вытащить. Так что будьте внимательны при игре с мелкими предметами.
3- острота слуха и влияние шума на слух.
Воспитатель: Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли перепонка. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять.
Педагог произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом всё тише и тише. Последние слова произносятся настолько тихо, что их могут расслышать только отдельные дети. Весьма важным моментом занятия, к которому следует привлечь внимание, является прислушиванием детей к очень тихо произносимым словам.
Воспитатель: Когда лучше слышно: когда произноситься тихо или громко?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Следующий опыт будет шумным. Но сначала запомните правило. Когда я подниму руку – вы громко закричите, когда опущу, сразу же перестанете кричать. Понятно. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Готовы.
Далее действуем по описанной методике. Шум продолжается не более 2-3 секунд. Во время крика воспитатель произносит обычным голосом любое слово, например «заяц». После восстановления тишины педагог спрашивает, какое слово было названо во время шума. Выясняется, что его никто не слышал.
Воспитатель: Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что может произойти с вашим слухом?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А если дома телевизор включён на полную мощность, и вы, чтобы друг друга услышать, разговариваете ещё громче? Что тогда случится с нашим слухом?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Вы поняли, что от крика и шума страдает не только тот, кто кричит, но и все остальные – дети и взрослые?
4- определение расстояния до источника звука и направления его расположения с помощью слуховых анализаторов.
Воспитатель: Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие–нибудь другие обязанности, кроме слушанья звуков.
Педагог приглашает всех детей подойти к нему. С помощью считалочки, которую знают дети, выбирается один из воспитанников.
Воспитатель: Мы завяжем тебе глаза, и будем бросать мешочек с горохом, а ты говори, где он упал, далеко или близко.
Педагог указывает, кто из детей бросает мешочек. Ребёнок определяет расстояние, а остальные наблюдают за ним и делают выводы. Опыт повторяют с другими испытуемыми.
Воспитатель: можно ли определить с помощью ушей расстояние до предмета?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Для следующей игры встаньте в круг. Водящему завяжем глаза. По команде «начали» вы будете передавать игрушку друг - другу, по команде «Стоп» тот из вас, у кого в руках окажется игрушка, подаст ей сигнал. Водящий рукой покажет, откуда раздался звук.
Педагог повторяет игру 2-3 раза. В течение занятия каждый из детей должен принять участие в опытах или играх.
Воспитатель: можно ли определить с помощью ушей, откуда раздался звук?
(Ответы детей.)
5- анализ слуховых раздражителей.
Воспитатель: А теперь присядьте на ковёр и мы с вами послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?
Дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в здании, на улице, на участке детского сада.
(Ответы детей.)
Вывод, какие хорошие у вас уши.
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать.
Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, рвёт бумагу, мешает чайной ложкой в стакане.
(Ответы детей, что они слышали.)
6- профилактика заболеваний уха.
Воспитатель: ребята, к нам в гости пришёл Мишка. Посмотрите, у него забинтованы уши. Что с ним случилось? Как вы думайте?
(Ответы детей.)
Мишка: Я гулял в лесу, дул сильный ветер, было холодно. А я забыл одеть шапку. И у меня заболели уши. Ой-ой-ой!
Воспитатель: Надо беречь свои уши, защищать их от холода, ветра.
Заключение.
Воспитатель: Как вы думаете, уши – важный орган?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Зачем они нужны?
(Ответы детей : уши позволяют слышать, определять, откуда доноситься звук, далеко или близко он от нас, разговаривать друг с другом, слушать музыку, танцевать, слушать радио и телевизор, избегать несчастных случаев.)
Воспитатель: Нужно ли их беречь?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А как?
(Ответы детей : мыть уши, не кричать громко, не засовывать посторонние мелкие предметы в ухо, не ковырять ничем в ухе, надевать шапку в холодное время года.)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Я приготовила вам небольшие подарки. До свидания!