Алена Милова
Конспект ООД с элементами конструктивной деятельности «Нижегородская ярмарка. Виды народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей через знакомство с народными промыслами родного края.
Задачи:
- Способствовать ознакомлению детей с основными видами народных промыслов Нижегородского края (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Семеновская роспись, с их характерными особенностями;
- Способствовать обогащению и активизации словаря детей;
Публикация «Конспект ООД с элементами конструктивной деятельности „Нижегородская ярмарка, Виды народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Темочки
- Способствовать совершенствованию конструктивных способностей детей при создании матрешки в технике «оригами»;
- Способствовать развитию творческих способностей детей при декоративном оформлении изготовленных фигур матрешек;
- Побуждать к развитию эстетических чувств, эмоций, переживаний, интереса к народному искусству родного края;
- Способствовать воспитанию интереса к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Способы: художественное слово, игровая мотивация, использование мультимедийной презентации, рассматривание изделий народных промыслов, проблемные вопросы, беседа, загадывание загадок, метод повторения, анализ, подведение итогов.
Средства: мультимедийная доска, аудиозаписи русских народных мелодий, изделия народных промыслов, русские народные костюмы для детей, карточки с изображением Хохломской, Городецкой, Семеновской росписи; 2 сарафана из бумаги большого формата, квадратные листы бумаги на каждого ребенка, ножницы, салфетки, кисти, баночки с водой, гуашевые краски.
Предварительная работа: беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание фотографий, альбомов, рисунков о народных промыслах родного края; заучивание стихотворений о народных промыслах; изобразительная деятельность по данной тематике.
Ход:
(Дети, одетые в русские народные костюмы под музыку входят в зал).
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Как известно, Нижегородская область одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. И сегодня мы отправляемся в город мастеров на Нижегородскую ярмарку, чтобы познакомиться с некоторыми народными промыслами Нижегородского края.
Воспитатель:
Ярмарка товарами богата,
Привезли умельцы сувениры.
От зари до самого заката
Торговали тем, что сердцу мило…
Воспитатель: Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым,
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Что же это?.
Ответы детей
Воспитатель: Конечно же Хохлома! (на экране появляется слайд с изображением изделий из хохломы)
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума.
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата и красива.
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого материала сделаны эти изделия?
Ответы детей
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Давайте посмотрим на изделия и назовём основные цвета хохломской росписи.
Ответы детей
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Ответы детей
Воспитатель: Идём дальше, ребята!
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать!
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь.
И купавки как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо роспись!
Ответы детей
Воспитатель: Правильно ребята, в этом стихотворении рассказывается о городецкой росписи (на экране появляется слайд с изображением изделий из Городца). На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Это – настоящее произведение искусства. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты. В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Ответы детей Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию. Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера? Ответы детей ( уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.
Воспитатель: А теперь послушайте одну сказочную историю: «Жил когда-то давным - давно царь и приказал он мастерицам Нижегородского края сшить два сарафана с элементами хохломской и городецкой росписи. Указ царя мастерицы выполнили, но случилась беда – при отправке сарафанов налетел
сильный-сильный ветер и сдул с нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал по полянке.
Воспитатель: А давайте, ребята, поможем найти для каждого сарафанчика именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, описывают его, определяют какому из сарафанчиков он принадлежит и опускают в карманчик на фартучке).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Быстро сказочные сарафанчики украсили! Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждый из сарафанчиков относится.
Ответы детей
Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте одну загадку:
Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы — (матрешки)
Ответы детей
(дети подходят к столу, где выставлены семеновские матрешки и изделия семеновской росписи).
Воспитатель: Семеновская роспись приобрела широкую известность украшением традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами (на экране появляется изображение с изделиями, украшенными семеновской росписью). Родилась куколка нового облика в нач. ХХ в. в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца. Деревня эта в 7 км от Семенова возникла на месте древнего городища, где жил народ «меря». Скажите, ребята, из чего делают мастера матрешки?
Ответы детей
Воспитатель: Да, мастерицы делают заготовки матрешек из дерева, на дерево-«белье» (не окрашенные изделия) художницы семеновской росписи «наводили» гусиным пером контур (под роспись тушью) на хорошо просохшей грунтовке. В последствии стали рисовать стальным пером. Брови на личике куколки выписывали дугой, глаза рисовали широко раскрытыми, а носик – две маленькие точки. Далее обрисовывали платок с узелком и двумя кончиками, намечали ручки, фартучек, красили сарафан и прописывали букет. Роспись цветов на платке и переднике делались анилиновыми красками, хорошо растворяющимися в воде. Ребята, а какие цвета можно выделить в качестве основных в росписи семеновской матрешки?
Ответы детей
Воспитатель: А какие основные элементы росписи встречаются в семеновской матрешке?
Ответы детей
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели сделать матрешку из бумаги?
Ответы детей
Воспитатель: У меня заготовлены для вас квадратики белой бумаги, которые мы будем сегодня превращать в матрешек, а затем разукрасим их элементами семеновской росписи.
Воспитатель: Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз называют элементы семеновской росписи).
Описание работы:
1. Из белого листа бумаги сделаем квадрат 15см на 15см
2. От вершины сложить боковые края к центру.
3. Перевернём нашу фигуру и наметим карандашом пунктирные линии, место разреза ножницами.
4. Сделаем по этим пунктирным линиям разрезы с двух сторон и от вершины загнём надрезанные углы внутрь.
5. Отрежем ножницами лишние уголки у платочка матрёшки и вернём к серединной, вертикальной линии боковые стороны.
6. Загнём боковые углы внутрь – это имитирующие ручки нашей матрёшки.
7. Перевернём нашу матрёшку. Верхний и нижний уголки отогнём внутрь, как показано на образце.
8. Снова перевернём нашу фигуру. Получилась вот такая матрёшка.
Воспитатель: А сейчас, чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика «Цветочки» :
Наши алые цветы
Распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит (покачивание кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветы
Закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)
Головой качают,
Тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).
Воспитатель: Теперь осталось раскрасить поделку и матрёшка будет готова (звучит аудиозапись русской народной мелодии).
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ работ (отметить красочность, аккуратность детских работ).
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши матрешки получились такими красивыми. Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.
Рефлексия
Ребята, давайте вспомним где мы с вами сегодня побывали? С какими народными промыслами родного края познакомились? Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей
Используемая литература:
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». - С-Пб. : ООО «Детство-Пресс», 2013. - 528 с.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. - С-Пб. : ООО «Детство-Пресс», 2011. - 592 с.
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - В. : ТЦ «Учитель», 2005. - 666 с.
4. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация дошкольников. - М. : МИПКРО, 2003. - 213 с.
5. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М. : Творческий центр Сфера, 2005. - 125 с.
6. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М. : Просвещение, 2000. - 178 с.
7. Жалова С. М. Хохломская роспись. - М. : Детская литература, 1991. - 55 с.
8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры : программа, учебно-методическое пособие. - С-Пб. : ООО «Детство-Пресс», 2010. - 304 с.
9. Клиенов А. П. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2002. - 134 с.
10. Куприна Л. С., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - С-Пб. : «Детство-Пресс», 2002. - 384 с.
11. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М. : ООО «Карапуз - Дидактика», 2006. - 144 с.
12. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М. : - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.
13. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа)