МААМ-картинки

Конспект ООД с элементами конструктивной деятельности «Нижегородская ярмарка. Виды народных промыслов»

Алена Милова
Конспект ООД с элементами конструктивной деятельности «Нижегородская ярмарка. Виды народных промыслов»

Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей через знакомство с народными промыслами родного края.

Задачи:

- Способствовать ознакомлению детей с основными видами народных промыслов Нижегородского края (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Семеновская роспись, с их характерными особенностями;

- Способствовать обогащению и активизации словаря детей;

Публикация «Конспект ООД с элементами конструктивной деятельности „Нижегородская ярмарка, Виды народных промыслов“» размещена в разделах

- Способствовать совершенствованию конструктивных способностей детей при создании матрешки в технике «оригами»;

- Способствовать развитию творческих способностей детей при декоративном оформлении изготовленных фигур матрешек;

- Побуждать к развитию эстетических чувств, эмоций, переживаний, интереса к народному искусству родного края;

- Способствовать воспитанию интереса к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Способы: художественное слово, игровая мотивация, использование мультимедийной презентации, рассматривание изделий народных промыслов, проблемные вопросы, беседа, загадывание загадок, метод повторения, анализ, подведение итогов.

Средства: мультимедийная доска, аудиозаписи русских народных мелодий, изделия народных промыслов, русские народные костюмы для детей, карточки с изображением Хохломской, Городецкой, Семеновской росписи; 2 сарафана из бумаги большого формата, квадратные листы бумаги на каждого ребенка, ножницы, салфетки, кисти, баночки с водой, гуашевые краски.

Предварительная работа: беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание фотографий, альбомов, рисунков о народных промыслах родного края; заучивание стихотворений о народных промыслах; изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход:

(Дети, одетые в русские народные костюмы под музыку входят в зал).

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Как известно, Нижегородская область одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. И сегодня мы отправляемся в город мастеров на Нижегородскую ярмарку, чтобы познакомиться с некоторыми народными промыслами Нижегородского края.

Воспитатель:

Ярмарка товарами богата,

Привезли умельцы сувениры.

От зари до самого заката

Торговали тем, что сердцу мило…

Воспитатель: Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.

Ветка плавно изогнулась,

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым,

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

Ответы детей

Воспитатель: Конечно же Хохлома! (на экране появляется слайд с изображением изделий из хохломы)

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума.

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата и красива.

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого материала сделаны эти изделия?

Ответы детей

Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Давайте посмотрим на изделия и назовём основные цвета хохломской росписи.

Ответы детей

Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.

Ответы детей

Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?

Ответы детей

Воспитатель: Идём дальше, ребята!

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать!

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь.

И купавки как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо роспись!

Ответы детей

Воспитатель: Правильно ребята, в этом стихотворении рассказывается о городецкой росписи (на экране появляется слайд с изображением изделий из Городца). На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Это – настоящее произведение искусства. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты. В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята, скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Ответы детей Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию. Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера? Ответы детей ( уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы). Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.

Воспитатель: А теперь послушайте одну сказочную историю: «Жил когда-то давным - давно царь и приказал он мастерицам Нижегородского края сшить два сарафана с элементами хохломской и городецкой росписи. Указ царя мастерицы выполнили, но случилась беда – при отправке сарафанов налетел

сильный-сильный ветер и сдул с нарядных сарафанчиков все узоры, перемешал их и разбросал по полянке.

Воспитатель: А давайте, ребята, поможем найти для каждого сарафанчика именно свой узор (проводится д/и «Укрась сарафанчик», дети выбирают узор, изображённый на карточках, описывают его, определяют какому из сарафанчиков он принадлежит и опускают в карманчик на фартучке).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Быстро сказочные сарафанчики украсили! Давайте ещё раз назовём, к какой росписи каждый из сарафанчиков относится.

Ответы детей

Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте одну загадку:

Эти яркие сестрички, Дружно спрятали косички И живут семьей одной. Только старшую открой, В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая. Доберешься ты до крошки, Эти девицы — (матрешки)

Ответы детей

(дети подходят к столу, где выставлены семеновские матрешки и изделия семеновской росписи).

Воспитатель: Семеновская роспись приобрела широкую известность украшением традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами (на экране появляется изображение с изделиями, украшенными семеновской росписью). Родилась куколка нового облика в нач. ХХ в. в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца. Деревня эта в 7 км от Семенова возникла на месте древнего городища, где жил народ «меря». Скажите, ребята, из чего делают мастера матрешки?

Ответы детей

Воспитатель: Да, мастерицы делают заготовки матрешек из дерева, на дерево-«белье» (не окрашенные изделия) художницы семеновской росписи «наводили» гусиным пером контур (под роспись тушью) на хорошо просохшей грунтовке. В последствии стали рисовать стальным пером. Брови на личике куколки выписывали дугой, глаза рисовали широко раскрытыми, а носик – две маленькие точки. Далее обрисовывали платок с узелком и двумя кончиками, намечали ручки, фартучек, красили сарафан и прописывали букет. Роспись цветов на платке и переднике делались анилиновыми красками, хорошо растворяющимися в воде. Ребята, а какие цвета можно выделить в качестве основных в росписи семеновской матрешки?

Ответы детей

Воспитатель: А какие основные элементы росписи встречаются в семеновской матрешке?

Ответы детей

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели сделать матрешку из бумаги?

Ответы детей

Воспитатель: У меня заготовлены для вас квадратики белой бумаги, которые мы будем сегодня превращать в матрешек, а затем разукрасим их элементами семеновской росписи.

Воспитатель: Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз называют элементы семеновской росписи).

Описание работы:

1. Из белого листа бумаги сделаем квадрат 15см на 15см

2. От вершины сложить боковые края к центру.

3. Перевернём нашу фигуру и наметим карандашом пунктирные линии, место разреза ножницами.

4. Сделаем по этим пунктирным линиям разрезы с двух сторон и от вершины загнём надрезанные углы внутрь.

5. Отрежем ножницами лишние уголки у платочка матрёшки и вернём к серединной, вертикальной линии боковые стороны.

6. Загнём боковые углы внутрь – это имитирующие ручки нашей матрёшки.

7. Перевернём нашу матрёшку. Верхний и нижний уголки отогнём внутрь, как показано на образце.

8. Снова перевернём нашу фигуру. Получилась вот такая матрёшка.

Воспитатель: А сейчас, чтобы ручки не ленились

Очень дружно потрудились,

Нужно пальчики размять!

Пальчиковая гимнастика «Цветочки» :

Наши алые цветы

Распускают лепестки (медленное разгибание пальцев)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит (покачивание кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветы

Закрывают лепестки, (медленное сжимание пальцев)

Головой качают,

Тихо засыпают (покачивание кулачками вперёд-назад, ладошки соединяются, пальцы складываются в замок).

Воспитатель: Теперь осталось раскрасить поделку и матрёшка будет готова (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

Самостоятельная деятельность детей.

Анализ работ (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши матрешки получились такими красивыми. Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.

Рефлексия

Ребята, давайте вспомним где мы с вами сегодня побывали? С какими народными промыслами родного края познакомились? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей

Используемая литература:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». - С-Пб. : ООО «Детство-Пресс», 2013. - 528 с.

2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. - С-Пб. : ООО «Детство-Пресс», 2011. - 592 с.

3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - В. : ТЦ «Учитель», 2005. - 666 с.

4. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация дошкольников. - М. : МИПКРО, 2003. - 213 с.

5. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М. : Творческий центр Сфера, 2005. - 125 с.

6. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М. : Просвещение, 2000. - 178 с.

7. Жалова С. М. Хохломская роспись. - М. : Детская литература, 1991. - 55 с.

8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры : программа, учебно-методическое пособие. - С-Пб. : ООО «Детство-Пресс», 2010. - 304 с.

9. Клиенов А. П. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2002. - 134 с.

10. Куприна Л. С., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - С-Пб. : «Детство-Пресс», 2002. - 384 с.

11. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М. : ООО «Карапуз - Дидактика», 2006. - 144 с.

12. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М. : - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.

13. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа)

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. ПродолжениеФотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. Продолжение Приветствую друзей и гостей моей страницы! Продолжаю фотоотчёт с выставки «Небесная мастерская», посвящённая народным художественным промыслам.

«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж На Вологодской земле зародилось много замечательных народных промыслов. Приглашаю в Центр ремёсел «Резной Палисад». Это центр народных,.

Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промысловДидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов Дидактическое пособие по обучению рисованию народных промыслов. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного.

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов»Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов» Доброго времени суток всем уважаемым коллегам! Хочу поздравить всех победителей и претендентов на звание "Лучший педагог 2015" очень.

Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия»Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия» В ноябре в нашем МБДОУ «Детский сад №25 компенсирующего вида» г. Мончегорска проходил смотр – конкурс мини – музеев «Музей народного быта.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьмиФотоотчёт о продуктивной деятельности детей «Рисуем в стиле народных промыслов» в рамках кружковой работы с детьми В детском саду дети учатся предметному, сюжетному и декоративному рисованию. Последний вид более других имеет эстетическую направленность.

Фотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. ОкончаниеФотозарисовка «Небесная мастерская» с выставки народных промыслов Подмосковья. Окончание Приветствую друзей и гостей моей страницы! В этой публикации я завершаю фотоотчёт с выставки «Небесная мастерская», посвящённой народным.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группеМузейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка»Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка» Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов Знакомство детей с народной культурой. Задачи: - расширить знания детей о дымковской.

Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Октябрь Дымковская игрушка 1. «Дымковская барышня» (конструирование из бумаги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД с элементами конструктивной деятельности «Нижегородская ярмарка. Виды народных промыслов»
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 01:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД