Ольга Арсентьева
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР на тему «Весна идет!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с задержкой психического развития
на тему «Весна пришла!»
Цель: интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация»
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР на тему „Весна идет!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- учить рассказывать о приметах наступающей весны («Познание» и «Коммуникация»);
- учить составлять рассказ-описание о весне («Коммуникация»).
- расширить представления детей о весне («Познание»);
- закрепить умение соотносить цифру и количество («Познание»);
- закрепить прямой счет («Познание»);
Коррекционно-развивающие задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна. Характерные признаки весны» («Познание» и «Коммуникация»);
- упражнять детей в отгадывании загадок, описывающих характерные признаки животных («Чтение художественной литературы»)
- развивать лексико-грамматический строй («Коммуникация»);
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения («Коммуникация»);
- развивать фонематическое восприятие («Коммуникация»);
- совершенствовать навыки связной речи («Коммуникация»);
- развивать общую и мелкую моторики («Здоровье»);
- развивать пространственные представления («Познание»);
- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение («Познание»);
- упражнять в ходьбе колонной по одному, с поворотом в другую сторону («Физическая культура»).
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитыватьумение наблюдать за сезонными изменениями в природе («Познание»);
- воспитывать бережное отношение к природе («Познание»);
- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации («Социализация»);
Индивидуальная работа:
Максим: развивать зрительное внимание, развивать зрительно-моторную координацию, закрепить прямой и обратный счет в пределах 8, упражняться в соотнесении цифры и количества в пределах 8, учить работать с разрезными картинками из 5-6 частей.
Егор: развивать произвольное внимание, зрительную память, закрепить прямой и обратный счет в пределах 8, работать с разрезными картинками из 6-7 частей.
Саша: развивать зрительное восприятие, вербальную память, такие операции мышления, как обобщение, анализ, закрепить цифры от 1 до 6, развивать умение устанавливать логическую последовательность картинок, закрепить названия времен года и их последовательность.
Настя: развивать слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, закрепить прямой и обратный счет в пределах 5, упражняться в соотнесении цифры и количества в пределах 5, учить работать с разрезными картинками из 3-4 частей, закрепить понятия больше, меньше, поровну, закрепить обобщающие понятия.
Ход.
I. Вводная часть.
Дефектолог вместе с детьми проводят наблюдение за погодой.
Дефектолог: Ребята, посмотрите, какая погода за окном?
Дети: Солнечная, теплая, безветренная, ясная.
Дефектолог: В какое время года бывает такая погода?
Дети: Весной!
Дефектолог: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел заяц. Он просит у вас помощи.
В лесу все говорят о наступлении весны, а зайка о ней совсем ничего не знает.
Ребята, а как мы можем помочь зайке?
Дети: мы можем рассказать зайцу о весне, показать приметы весны.
Дефектолог: Зайка приглашает вас в лес, собрать приметы весны и помочь узнать ему об этом времени года. Но приметы мы сможем получить, если выполним задания лесных жителей.
А вот тропинка в лес ведет, пройти задания зовет.
Пройти не просто по тропинке, слова скажите без запинки.
Дети идут в колонне по одному по импровизированной тропинке (массажные коврики, сопровождая ходьбу словами:
По тропинке мы идем
Весны приметы все найдем.
Основная часть.
1.«Первая примета».
Дефектолог: Чтобы узнать, к кому привела нас тропинка, отгадайте загадку:
Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Дети: Это медведь!
Дефектолог: Отгадали, ребята! Послушайте задание медведя.
Чтоб примету вам забрать,надо солнышко собрать
Игра «Собери солнышко»
Д: перед вами лежат части солнышка. Сложите их так, чтобы получилось вот такое солнышко (образец выставляется на доске).
Прием дифференцированного подхода:
Максим, Егор – разрезная картинка из 6 частей.
Саша – разрезная картинка из 5 частей. Настя – разрезная картинка из 4 частей.
Д:Уходить вы не спешите, лучше на крышу посмотрите. Что это такое мне скажите?
Дети: это сосульки!
Д: Чтобы путь вам продолжать
Надо все сосульки сосчитать.
«Найди цифру»
Дефектолог: Ребята, сосчитайте, пожалуйста, на своих картинках сосульки выберите нужную цифру.
Прием дифференцированного подхода:
Максим, Егор, Саша: количество сосулек – 6. Настя: количество сосулек – 4
Дефектолог: Получите от медведя примету весны.
Дети получают опорную картинку с изображением солнца и капающих сосулек.
Дефектолог: Весной солнце светит ярче, греет теплее. Тает снег, начинается капель. На крышах домов появляются сосульки.
Нам пора продолжать путь. А вот тропинка ведет нас.
Дети: По тропинке мы идем,весны приметы все найдем.
Дети в колонне по одному идут по импровизированной тропинке, перешагивая с кочки на кочку.
2. «Вторая примета»
Дефектолог: Отгадайте загадку и мы узнаем, к кому привела нас тропинка.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
Дети: Волк!
Заяц: Отгадали загадку! Волк хочет узнать, знаете ли вы, как меняются деревья с приходом весны?
Дети: Весной деревья просыпаются, на ветках появляются листочки.
Дефектолог: Послушаем задание волка.
Волк: Вы картинки разложите
И примету заберите!
Дефектолог: Ребята, волк приготовил нам картинки, на которых нарисована веточка.
Разложите картинки по порядку – какой веточка была сначала, а какой стала потом.
«Разложи картинки по порядку»
Прием дифференцированного подхода:
Максим, Егор, Саша: количество картинок – 4. Настя: количество картинок – 3
Д: А теперь посмотрите, как меняются ветки на деревьях с приходом весны.
Сначала на ветке набухают почки. Почки становятся все больше и больше. Из почек появляются молодые зеленые листочки.
Дефектолог: Отлично справились с заданием.
Волк примету вам отдать очень будет рад!
Дети получают картинку с изображением дерева с набухающими почками.
Д: Весной на деревьях набухают почки. Появляются листочки.
Мы получили еще одну примету весны! Пора нам дальше идти по тропинке.
Дети: По тропинке мы идем, весны приметы все найдем.
Дети идут в колонне по одному по импровизированной тропинке, петляющей между кустами (расставлены кегли).
3. «Третья примета»
Д: К кому привела нас тропинка узнаем, когда загадку отгадаем!
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее.
Дети: Лиса!
Дефектолог: прежде чем приступить к заданию, лиса хочет показать вам, что происходит весной на реке.
Дефектолог: присаживайтесь, посмотрим, что лиса нам показать хочет.
Детям демонстрируется видеоролик «Ледоход».
Дефектолог: А ребята знают,
Как это явление называют?
Дети: Это был ледоход!
Дефектолог: Ледоход - это очень опасное явление. Во время ледохода нельзя близко подходить в реке, а тем более прыгать на льдинки. Лиса приготовила нам волшебные льдинки. Пройдите пожалуйста на полянку и займите места.
Вы на льдинки посмотрите
Там ведь цифры, поглядите!
Цифры там не просто так,
Разложи их так, и так!
«Разложи льдинки с цифрами по порядку»
Дефектолог: Разложите льдинки с цифрами по порядку.
Прием дифференцированного подхода:
Максим: льдинки с цифрами от 1 до 10 Егор: льдинки с цифрами от 1 до 10
Саша: льдинки с цифрами от 1 до 6 Настя: льдинки с цифрами от 1 до 6
Дефектолог: Максим, какие у тебя льдинки?
Каждый ребенок считает свои льдинки.
Дефектолог: Льдинки по реке поплыли,
А вы примету получили!
Дети получают опорную картинку с изображением ледохода.
Дефектолог: Весной на реке ломается лед, начинается ледоход.
Получили еще одну примету! Отправляемся по тропинке дальше.
Дети: По тропинке мы идем
Весны приметы все найдем.
4. «Четвертая примета»
Дефектолог: К кому привела нас тропинка? Отгадайте загадку!
Рыжая шубка
По веткам скачет,
В дупло орешек прячет.
Дети: Белочка!
Дефектолог: Послушаем задание белочки.
Белка:
Первым солнышко проснулось,
добрым людям улыбнулось,
Всюду птичьи голоса
Радуйтесь, пришла весна!
Отгадайте же загадки,
Посмотрите на отгадки!
Дефектолог: Ребята, белочка предлагает вам отгадать загадки и выбрать верную картинку-отгадку.
Прием дифференцированного подхода:
Максим и Егор: 8 картинок-отгадок с изображением перелетных и зимующих птиц (скворец, грач, соловей, ласточка, ворона, снегирь, сорока, синица).
Саша: 6 картинок-отгадок с изображением перелетных и зимующих птиц (скворец, грач, соловей, ласточка, ворона, снегирь).
Настя: 4 картинки-отгадки с изображением перелетных птиц (скворец, грач, соловей, ласточка).
Дефектолог: Послушайте загадку. Выберите картинку-отгадку и покажите мне. Слушайте внимательно.
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку" (Кукушка)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый. (журавль)
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном, из травы и глины (ласточка)
На доске появляются картинки-отгадки.
Дефектолог: как называют этих птиц одним словом?
Дети: Перелетные птицы!
Дефектолог: Получите последнюю примету весны от белочки. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются на родину.
По тропинке вы петляли,
Весны приметы все собрали!
Пора нам ребята из леса выходить и зайке о весне рассказать.
Тропинка нас веди,да из леса выведи!
Дети идут в колонне по одному по импровизированной тропинке (массажные коврики).
5. Составление рассказа-описания о весне по опорным картинкам.
Дефектолог: Вот мы с вами и завершили наше лесное путешествие. А теперь, расскажите, пожалуйста, зайке о тех приметах весны, которые мы с вами собрали.
Дефектолог выставляет приметы весны на доску.
Весной солнце свети ярче, греет теплее. На крышах появляются сосульки, начинается капель. На деревьях набухают почки, появляются первые цветы. На реке начинается ледоход. Возвращаются перелетные птицы из теплых стран.
II. Заключительная часть
Дефектолог: Ребята, зайка благодарит вас за вашу помощь и за ваши рассказы о весне. Теперь ему пора возвращаться в лес. Попрощаемся с зайкой.
Дети: До свидания, заяц!
Дефектолог: Мы сегодня с вами совершили путешествие в лес, помогли зайке узнать о весне.
Литература
Видеоролик «Ледоход на реке Дон» https://www.youtube.com/watch?v=Xt1w5WtHcyw
Пушкарева, Морозова: Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР
Шевченко С. Г. :Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С. Г. Шевченко — М. : Школьная Пресса, 2003.
Шевченко С. Г. Природа и мы. — Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998, 2000.
Катаева АЛ., Стребелева ЕА. Дидактические игры и упражнения. — М., «Бук-Мастер», 1993.
Селихова Л. : Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегр. занятия. Для раб. с детьми (5-7 лет)