Конспект открытого логопедического занятия с участием родителей в старшей группе для детей с ТНР «Зимующие птицы»

Алла Синько
Конспект открытого логопедического занятия с участием родителей в старшей группе для детей с ТНР «Зимующие птицы»

Тема:"Зимующие птицы».

Самой эффективной формой работы являются открытые занятия для родителей. Они проводятся для того, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети в ходе совместной коррекционной работы.

Перед занятием учитель- логопед познакомила родителей с целями занятия и дала установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проведён полный его анализ и подробное объяснение основных методов и приемов, использованных на занятии. Проведена консультация для родителей "Домашнее задание", направленная на закрепление пройденного материала.

Цель: Показать результаты коррекционной работы с детьми за первый период.

Коррекционно – образовательные цели: Уточнение и расширение словаря по теме (закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания); формирование лексико-грамматических категорий (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, сложных прилагательных); формирование фразовой речи; закрепление умения делить слова на слоги; развивать навыки звуко – буквенного анализа ; закрепление полученных знаний о гласных и согласных звуках. Автоматизация правильного изолированного произношения звука [с].

Коррекционно- развивающие цели: Развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильной чувствительности. Совер-шенствование тактильного восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели: Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательного отношения, навыков сотрудничества; воспитание бережного отношения к птицам. Активизация совместной деятельности родителей, детей и педагога. Повышение педагогической компетентности родителей.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ картинок, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: зимующие птицы, воробей, клест, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, красногрудый, белобокая, желтогрудая, длиннохвостый.

Оборудование:ноутбук для прослушивания песенки о зиме, магнитная доска, сюжетная картина "Зимующие птицы", предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; шапочки-маски зимующих птиц, угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, поднос, кормушка, символы гласных и согласных звуков (красные, синие, зеленые кружочки, мяч.

Предварительная работа. Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, наблюдение за зимующими птицами. Беседа с воспитателями о зимующих птицах. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка», физ. минутки «Зимняя прогулка».

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Формирование положительной установки детей и родителей на участие в занятии. Координация речи с движением.)

Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на зимнюю прогулку. А чтобы нам было веселее давайте возьмем с собой родителей.

Дети: Давайте.

(Логопед приглашает родителей пройти на ковер. Дети и взрослые выполняют движения соответственно тексту.)

Логопед: - Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела (становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускаются)

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти (идут, высоко поднимая колени).

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали (идут быстрым шагом друг за другом) .

- Вот мы прибежали в парк. А на улице холодно. Давайте с вами погреемся.

А в лесу мороз и ветер, (Похлопывают себя)

А в лесу гуляют дети. Грозят пальцем

Ручки, ручки согревают, Потереть ладошки друг о друга

Ручки, ручки потирают.

Нам мороз не страшен, Указательными пальцами массировать крылья носа.

Вот как мы попляшем. Постукивающие движения пальцами по щекам.

2. Объявление темы занятия. (Развитие диалогической речи, развитие мышления, тонкой моторики.)

Логопед: - Ребята, идя сегодня утром на работу, я услышала сигналы бедствия. Кто же ждет нашей помощи? Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

Д/и "Сложи птичку". (Работа с разрезными картинками)

(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

Логопед: - Кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел).

Логопед: -Ребята, скажите одним словом, кто получился на ваших картинках?

Дети: Птицы.

Логопед: -Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: -Почему мы их называем зимующими птицами?

Дети: Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими.

3. Игра «Прохлопай слово». Работа над слоговой структурой слова

Логопед: - Ребята, посмотрите на елочке сидят зимующие птицы. Давайте с ними поиграем прохлопаем названия птиц.

Дети прохлопывают названия птиц, определяя количество слогов.

Клест- 1 слог Си-ни-ца- 3 слога Дя-тел 2 слога

4. Упражнение на дыхание "Ветерок. (Автоматизация правильного произношения звука С).

Логопед: - Ребята, а сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели. Давайте покажем. Как дует холодный ветерок. Поднесите ладошку ко рту, губы в улыбке, зубы чуть приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, произнесем звук С-С-С, почувствуем холодный ветерок на серединке ладошки. (Дети выполняют упражнение).

5. Актуализация знаний о звуках речи. [Развитие фонематических представлений и навыков звукового анализа. ]

Логопед. Ой, ребята,слышу, кто-то к нам стучится! (Из-за двери слышится вой: «У-у-у») Это злой голодный серый волк. Что же делать нам друзья? К нам пустить его или может быть нельзя?

Дети. Пустить!

(Появляется волк. переодетый взрослый.)

Волк. Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые!

Я живу в лесу далеком,

До чего ж мне одиноко …

Вы меня боитесь?

Дети. Да.

Волк. Не бойтесь, я буду добрым, если вы будете дружить со мной.

Дети. Хорошо. Будем с тобой дружить.

Логопед. Волк-волчище что с тобой

Ты совсем-совсем больной

Как ты бедный похудел

Не уж-то заболел?

Волк. Вам хорошо, вы в детский сад ходите, звуки и буквы учите, а я только один звук знаю У-у-у.

Логопед: Сейчас мы тебя познакомим со звуками и буквами.

Дети. Гласные – поются, тянуться, воздух не встречает преграды на своём пути, мы их обозначаем красным кружочком.

Повторение гласных звуков (их символы).

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Согласные – не поются, воздух на своём пути встречает преграду в виде языка, губ, зубов. Твердые согласные мы обозначаем синим кружочком, а мягкие зеленым.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Логопед: Чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Волк: Спасибо, я узнал много нового о звуках.

Логопед: Волк, мы с ребятами решили помочь зимующим птицам, чтобы им было не так холодно и голодно. Давайте вместе подумаем, что мы можем сделать.

Дети и волк отвечают: - Сделать кормушку.

Логопед: Но нам не обойтись без помощи родителей. Ребята, как дятел сообщил нам, что птицам нужна помощь?

Дети: Он стучал по дереву.

Логопед: Вот и мы выложим из кружочков- символов звуков слово ТУК.

Ребята, пока сигнал будет передаваться давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

6. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"». (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)

Сколько птиц к кормушке нашей Сжимать и разжимать кулачки

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, Загибать по одному пальчику

Шесть клестов и голубей

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек. Ритмично сжимать и разжимать кулачки

7. Упражнение «Составь новое слово. (Образование сложных прилагательных).

Логопед приглашает детей пройти на ковер и поиграть с мячом в игру закончи предложение новым словом.

Логопед: К кормушке прилетает много зимующих птиц и все они разные:

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

8. Игра «Угостим зимующих птиц». (Совершенствование грамматического строя речи. Согласование слов в предложении.)

Логопед: - Ребята, посмотрите, какую кормушку сделали ваши родители! Давайте пригласим сюда зимующих птиц.

Логопед: - Ребята, а теперь давайте их угостим.

Посмотрите на этот поднос. Что вы видите на нем? (хлеб, сало, семена, рябина, семечки, зерна). А теперь давайте накормим наших птиц.

Дети:

– Я дам снегирям ягоды рябины.

– Я угощу синиц семечками.

– Я накормлю голубя хлебными крошками.

– Я дам воробью зёрен.

– Я накормлю дятла семенами шишек.

Логопед: - Ребята, какие вы молодцы. Всех накормили зимующих птиц. Мы эту кормушку повесим на дерево, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы.

9. Игра «Назови ласково». (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами).

Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка-галочка

10 Итог занятия. (Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно делать на занятии. Затем они оценивает работу каждого ребенка и благодарит всех за работу.)

Логопед: - О ком мы беседовали?

Дети: О зимующих птицах.

Логопед: - Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах: строить кормушки, подкармливать птиц. Давайте мы с вами выйдем на улицу и повесим нашу кормушку на участке. А когда зимующие птицы прилетят к ней, мы будем за ними наблюдать.

Публикации по теме:

Логопедическая газета «Звуковичок»Логопедическая газета «Звуковичок» В процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями особая роль принадлежит родителям. И поэтому, наибольшей эффективности в.

Проект «Зимующие птицы» Проект "Зимующие птицы" Проблема:"Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки улетели!Да не все такие пугливые. Другие.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект открытого логопедического занятия с участием родителей в старшей группе для детей с ТНР «Зимующие птицы»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 21:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Всероссийский день бега «Кросс нации-2019»

Организация большого спортивного праздника в начале осени стала доброй традицией в столице и регионах. С 2004 года, когда кросс прошёл в первый раз, в нём многое поменялось. Неизменным осталось главное –...

21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

Развлечение для «День бантика»
Развлечения мы ждали Бантики все завязали. Будем весело играть, Все День бантика справлять. Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить...
Конспект занятия «Швейное ателье» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе. «Швейное ателье». Воспитатель: Хоменок Татьяна Анатольевна Цель: Формировать позитивных установок к различным...
Фотоотчет «Экскурсия в пожарную часть»
19 сентября была организована экскурсии в пожарную часть. Дети старшей и подготовительной группы побывали в пожарной части, где детям провели экскурсию по...