Папки-передвижки

Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Пыхчу, пыхчу всех чаем напою»

Алла Биктимирова
Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Пыхчу, пыхчу всех чаем напою»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого мероприятия в старшей группе

А. В. Биктимирова,

воспитатель МДОУ

«Золотое зернышко» п. Учебный

Тема: «Пыхчу, пыхчу всех чаем напою».

Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.

Цель: приобщать детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор;

знакомить детей с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара;

закрепить представление о народных традициях.

Публикация «Конспект открытого мероприятия в старшей группе „Пыхчу, пыхчу всех чаем напою“» размещена в разделах

Задачи:

формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки;

расширять и активизировать словарь по теме;

развивать познавательную активность, способность к речевому планированию – умение строить высказывание, использовать разные части речи, в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

систематизировать и активизировать имеющиеся знания детей о традициях русского народа;

формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

приобщать детей к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, изобразительная, игровая, коммуникативная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, русская народная игра, музыкально- ритмическая игра, беседа, загадки, пословицы, речёвка, рисование, чтение стихотворений.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: (для воспитателя)самовар, картинки, скатерть, баба на чайник, чайная посуда с угощениями, платочек подвешенный на палочке;

(для детей) альбомы, масляная пастель, картинки.

Воспитатель и дети в русских национальных костюмах.

Активизация словаря: обычаи, старина, гостеприимство, самовар, традиции, чаепитие, кулич, подстаканник.

Ход организованной деятельности.

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Хозяйка русской избы (воспитатель) встречает детей и гостей с пирогом:

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

-Кланяюсь низко, Как велит обычай: «Хлеб да Соль отведать прошу!»

Примите моё угощение и проходите к столу.

«Без соли, без хлеба худая беседа».

Гости присаживаются к накрытому столу.

-Гостеприимство является старинным русским обычаем. А на правах гостеприимной хозяйки, я приглашаю вас к себе, в русскую избу.

-Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Рассаживайтесь поудобнее. Комната в избе, в которой мы с вами сидим, называется горницей. Повторите.

-Обведите взглядом мою горницу и отгадайте загадку:

1. Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают – глотает» (Печь)

-Конечно же, это печь. Не случайно, о ней говорили (Голова)

-Голова, значит самая главная. Давайте подумаем: почему самая главная? (Греет, сушит, лечит, накормит)

-Правильно, «без печи, изба – не изба».

Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских сказках. ( Ответы детей: в сказке «Гуси – лебеди» печь прячет Машу с братцем. В сказке «По щучьему велению» - везёт Емелю к царю».)

В этих сказках мы найдём ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку: «Гуси – лебеди» - (пирожок, яблочко, киселёк с молочком);

«Колобок»-(хлеб); «Маша и медведь»- (пирожок.)

Хватит молча гостевать пора загадки отгадывать.

2. «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята знает?» (Чугунок.)

Как же можно было из печи достать горячий чугунок? Слушайте про него загадку:

3. «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

а сам в угол идёт (ухват.)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Еду готовили не только в чугунке. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

4. «Был я копан, был я топтан

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел «(горшок.)

В горшке варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупы и муку.

-В моей горнице стоит интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, узнаете, что же такое.

«Он пыхтит, как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться» (Самовар.)

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар.)

Дети заходят в русскую избу, становятся полукругом.

Дети проходят в комнату.

Дети садятся на лавочку.

Дети отгадывают загадки

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

II. Основная часть

Рассматривание самовара. Дети рассматривают самовар и его устройство, воспитатель описывает его внешний вид. «Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо» (Самовар)

. Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды.

1. Пословица, к делу молвиться.

Наши талантливые предки и тут проявили себя. В Туле изобрели самовар. (Картинка с изображением самовара №1)

Вода в нём быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё : и щепочки, и шишки.

Первой фабрикой, которая стала изготавливать самовары 225 лет назад, была фабрика А. Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица – главный город). (Просмотр картинок № 2)

-Чем хорош самовар?

- В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть.

- Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром.

-Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Вот, посмотрите еще раз на самовары.

-Каких только самоваров не делали: и конические, и овальные, и гладкие, и граненые.

-А расскажите мне русские народные пословицы о чае, самоваре.

«Самовар кипит, уходить не велит».

«За чаем – не скучаем».

«Где есть чай, там и под елью рай»

«Чай пьешь – до ста лет проживешь»,

«Выпей чайку – забудешь тоску».

«Чай пить – не дрова рубить».

Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды и другое.

Мы гостей встречаем

Все: Чаем, чаем, чаем!

Хозяйка: Первым делом угощаем

Все: Чаем, чаем, чаем!

Хозяйка: Приглашаем к самоварам

Все: С чаем, с чаем, с чаем!

Хозяйка: И в накладку, и в прикуску

Все: Чай, чай, чай!

Хозяйка: Пейте чай, друзья, по-русски!

Все: Чай, чай, чай!

2. Традиция чаепития.

-Ребята, я в начале нашей встречи предложила вам вспомнить «русские традиции, вспомнить нашу старину».

Как вы понимаете слово традиции?

- Традиция – слово нерусское, переводится как «передача», то есть то, что передаётся от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?

-Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара вёлся согревающий душу и сердце разговор.

-Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник (картинка.)

-Как вы считаете, какую часть растения используют для приготовления чая?

-На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.

-Если чай заварим листьями земляники, как его назовём? (Земляничный.)

Если с листьями малины? (Малиновый.)

Клубники? (Клубничный.)

Если с листьями жасмина? (жасминовый.)

Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет? (Фруктовый)

Как назывется чай. если добавлять кусочки яблок? (Яблочный.)

Ломтик лимона? (Лимонный).

- Какой чай любят пить в вашей семье?

- Из какой посуды пьют чай в Росси. (Из чашек с блюдцами.)

-Существует и другой способ пить чай, который иностранцы считают истинно «русским» – из стаканов в подстаканниках. Подстаканник же нужен был для того, чтобы не обжечь пальцы, ведь у стаканов в отличие от чашек не было ручек. Дорогие подстаканники обычно изготавливались из серебра, обычные же, как правило, из сплава меди и никеля. Сейчас чай из подстаканников можно отведать во время путешествия в поездах, ибо это самый удобный «походный» вариант. (подстаканник.)

-На Руси чай заваривал хозяин дома, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными грелками из плотного материала. В народе их часто называют «баба на чайник» (показ бабки.)

Заварка разливается из заварочного чайника по чашкам, а затем разбавляется кипятком.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар.)

3. Игра «Достань платочек»

- Где можно было приобрести самовар?

- Для состоятельных людей их делали на заказ. Но самовар можно было купить и на ярмарках, которых в старые времена проходило видимо-невидимо. Самовар можно было приобрести и в лавке, и на базаре.

- А можно было получить по наследству - от родителей к детям – как ценное имущество.

- Давайте поиграем в русскую народную игру «Достань платочек».

Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или верёвке, достать его можно было, только высоко подпрыгнув. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок. (После игры дети садятся на стулья.)

Дети рассматривают самовар

Рассматривают картинки

Ответы детей

Рассматривание самоваров

Дети называют пословицы.

Дети произносят речёвку после слов воспитателя

Ответы детей –петь Колядки на Рождество; печь блины на масленицу; красить яички на Пасху.

Ответы детей-отмечать дни рождения; поминание ушедших, уход и постоянная забота о пожилых родителях; всей семьёй читать книги, смотреть фильмы; выходить на природу.

Ответы детей

Ответы детей

Рассматривают грелку

Ответы детей

Дети по очереди подпрыгивают, стараются дотронуться до платочка.

4. Особенности традиции русского чаепития

-Без самовара просто невозможно представить традиционное русское чаепитие. Недаром говорили в народе: «Печка-матушка, да самовар-батюшка». Самовар всегда ставился в центр стола, что подчеркивало его особую важность.

старину, утром во время завтрака чай пили с хлебом, булками или баранками, сушками, калачами или печеньем.

-По воскресным дням в богатых домах пекли пироги, подавали бутерброды, халву, пирожные, фрукты, ягоды, орехи или восточные сладости, были на столе ореховые вафли, французское и американское печенье, шоколадные конфеты, а крестьяне пили недорогой чай, заваривая его с мятой, листьями смородины, земляники или вишни, добавляя в него яблоки. Чай также пили со сладким вишневым, клубничным вареньем. (картинка)

Наш Саратовский калач тоже был неотъемлемой частью чаепития.

Калач – изделие, выпеченное из пшеничной муки, форма калача: животик, дужка, козырек.

Название происходит либо от слов «коло»«колесо», либо от татарского «калач»«очень аппетитный».

Калач — старейший вид белого хлеба в России. (картинки Саратовские калачи).

Саратовский калач считался всегда самым вкусным хлебом в России, «в старину для настоящего саратовского калача годился только особый вид пшеницы – знаменитая саратовская белотурка.

-Рецепт калача пекари нашли не сразу. Саратовские селекционеры вывели новый сорт пшеницы — «саратовская-29», а в 80-х годах появилась «элита Поволжья». В областном музее краеведения есть образцы этих пшеничных зёрен.

-У нашего земляка – поэта Исая Тобольского есть такие строчки:

«Расспросите даже москвичей:

Все, конечно, калачи едали,

но не лучше наших калачей!»

-Про него даже существует пословица – «С калача лицо белеет»(ребята запомните её).

В наше время калач стали производить не массово, а как эксклюзивный продукт для особых торжеств – свадеб, дней рождений.

Физминутка

Рассматривание картинки

Рассматривают картинки

Дети повторяют пословицу

Воспитатель Дети

У Маланьи, у старушки, Дети стоят, держа руками подбородок – концы воображаемого платочка.

Жили в маленькой избушке Соединяют кончики пальцев над головой –«крыша».

Семь сыновей, Разводят руки в стороны – «много сыновей»

Все без бровей! Удивляются, приподняв а затем опустив плечи.

С такими ушами, Приставляют руки к ушам.

С такими газами, Приставляют к глазам пальцы сложенными кружочками.

С такой головой. Руки поднимают над головой, локти в стороны, пальцы обеих рук соединены.

С такой бородой! Делают свободный жест правой рукой вперёд - «длинная борода», а левая рука на поясе.

Эх! Взмахивают опущенной правой рукой, слегка притопнув при этом ногой (жест досады).

Ничего они не ели, Складывают руки перед грудью.

Друг на друга всё глядели, Выполняют повороты головой вправо – влево.

Делали вот так, Топают правой ногой, взмахнув руками.

Эдак и вот так! Топают левой ногой.

5. Современные традиции.

В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всём мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

(картинки - современные самовары 4)

Традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась и до наших дней. Сейчас трудно представить наш завтрак без чашки чая.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

От недугов исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

6. Рисование узора к самовару.

- А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственным и неповторимым. Кто знает, может, и наши самовары прославятся на весь мир.

Дети рисуют самовары, придумывая свой узор. Выставка самоваров.

Обсуждаются формы, варианты узоров, украшений самоваров.

Дети рассматривают картинки

Дети раскрашивают силуэты самоваров

Ответы детей

Заключительная часть.

- С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?

-Где производили самые первые известные самовары?

-Как можно в современной жизни использовать самовар? (Ответы детей).

-Надеюсь, вам надолго запомнится эта встреча в русской избе.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот, так, мы живё м:

Пряники жуём, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем!

Заканчивается встреча чаепитием.

Ответы детей

Публикации по теме:

Конспект открытого мероприятия для родителей в форме КВН детей старшей группы «Что? Где? Когда?» Конспект открытого мероприятия для родителей. МБДОУ №11 «Радуга» КВН по образовательным областям для детей старшей группы № 9 «Веселинки».

Конспект открытого мероприятия с детьми старшей группы на День матери «Для любимых мамочек»Конспект открытого мероприятия с детьми старшей группы на День матери «Для любимых мамочек» Тема: «Для любимых мамочек» Цель: Прививать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: 1. Формировать.

Конспект открытого мероприятия в рамках «Неделя игры и игрушки» в старшей группе «Мы дружные ребята»Конспект открытого мероприятия в рамках «Неделя игры и игрушки» в старшей группе «Мы дружные ребята» Тема: «Мы дружные ребята» Задачи: Образовательные: - формировать представления детей о дружбе между людьми; - учить детей дружеским формам.

Конспект открытого мероприятия в старшей специальной группе «Русская ярмарка» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о том, что такое ярмарка, раскрыть специфику ярмарки прошлого. 2. Развивать любознательность,.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Письма от королевы всех наук — Математики»Конспект открытого занятия в старшей группе «Письма от королевы всех наук — Математики» Цели: 1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания.

Конспект проведения открытого мероприятия «Минутки поэзии» в старшей группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Агрыз Агрызского муниципального района РТ.

Сценарий утренника в старшей группе «С Новым годом всех-всех-всех» Цель: доставить детям радость и дать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,.

Сценарий открытого мероприятия «Мамин день» в старшей группе Под музыку «Песенка мамонтенка» в музыкальный зал входят дети и встают полукругом. Ведущий: Добрый день, дорогие мамы и бабушки! Поздравляем.

«Они живы, пока мы их помним!» Сценарий открытого мероприятия в старшей группе, посвященного Дню Победы«Они живы, пока мы их помним!» Сценарий открытого мероприятия в старшей группе, посвященного Дню Победы май, 2018 г. Цели: закрепление представлений о празднике Дне победы; формирование патриотических чувств у детей. Задачи: - воспитывать.

Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» в старшей группе Цели: 1. обмен опытом семейных традиций; 2. привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми; -3. создать радостное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Пыхчу, пыхчу всех чаем напою»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 08:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого мероприятия в старшей группе «Пыхчу, пыхчу всех чаем напою»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Биктимирова (УИ 1271740) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД