МААМ-картинки

Конспект открытого просмотра специально организованной деятельности по теме «Ярмарка Павлово-Посадских платков»

ГАЛИНА КОНТИМИРОВА
Конспект открытого просмотра специально организованной деятельности по теме «Ярмарка Павлово-Посадских платков»
▼ Скачать + Заказать документы

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес и любовь к народным промыслам; позитивное, уважительное отношение к труду народных умельцев; художественный вкус и эстетическую культуру; способность чувствовать прекрасное, наслаждаться эстетическим оформлением платков; умение слушать сверстников и взрослых; аккуратность при работе с различными материалами.

Публикация «Конспект открытого просмотра специально организованной деятельности по теме „Ярмарка Павлово-Посадских платков“» размещена в разделах

Образовательные задачи: Познакомить с историей и технологией развития производства Павлово-Посадских платков и их художественными особенностями. Развивать умения выделять характерные особенности: композиция, элементы узора, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование; видеть связь узора с формой. Познакомить детей с видом народного декоративно-прикладного творчества – “батик” (роспись ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составные цветами. Совершенствовать умения расписывать ткань способом «Холодный Батик». Создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей её преобразования, а также условия для поисково-исследовательской деятельности.

Развивающие задачи: Развивать самостоятельность в художественном поиске и воплощении замыслов; любознательность, внимание, воображение; логическое мышление и сообразительность; чувство формы, пропорции, цвета и композиции; связную речь, способность рассуждать. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, предвидеть результат; технические навыки при работе с различными материалами и инструментами.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.

Материалы и оборудование: Ткань - ситец, пяльцы (подрамник, акварельные краски, специальные краски «Батик», простые карандаши, резервирующие материалы (восковые мелки, белая восковая свеча, специальный контур по ткани, бумага, баночки для воды, салфетки, палитра, Павлово-Посадские платки.

Предварительная работа: Рассматривание Павлово – Посадских платков. Беседы об истории возникновения промысла. Знакомство с производством шалей и платков. Чтение стихов. Загадывание загадок. Рисование по мотивам Павлово-Посадских платков. Рисование эскизов отдельных элементов на бумаге. Перенос эскизов на ткань. Прорисовка эскизов резервирующим составом.

Словарная работа: Цветочный узор, гирлянды цветов, бахрома, ручная набойка, шаль, пяльцы, подрамник, резервирующий состав.

Место проведения НОД: Кабинет художественно-эстетического развития.

Участники НОД: воспитанники подготовительной группы, воспитатель.

Формы организации:

1. Интересное начало – точка удивления:

Дети (только мальчики) входят в изостудию, их встречает воспитатель.

Воспитатель: А где же девочки? (прихорашиваются, поэтому опаздывают)

Входят девочки, на плечах накинуты Павлово-Посадские шали.

Воспитатель: Какие вы нарядные, а что это у вас на плечах?

Девочки читают стихи:

1. Павлово-Посадские шали –

Чудо на наших плечах.

Девочек столетья они украшали,

Рождая восторг в их глазах

Красный и чёрный, и синий-

Каждый как новая песнь.

В них влюблена вся Россия,

Их берегут, словно честь.

2. Павлово-Посадские тонкие шали,

Любую девочку украшали.

По яркому полю цветы разбежались,

Венком на краешке задержались.

Розы, ромашки, бутоны и листья,

В хороводе стали кружиться.

3. Девочки наденут платки на головку,

Уголочки на шее подвяжут ловко.

Каждый скажет: нет на свете красивее

Девочек в шалях цвета России.

4. Лето красное ярко цветет на платках,

Словно зарево, шали красивы.

В этих ярких узорах и пышных цветах

Самобытный характер России.

Не платок — красота, всех красавиц мечта.

На головках девичьих играет.

Как набросят платок, так охапка цветов,

На груди у девчат расцветает.

5. Есть в России городок,

Символ города - платок.

Набивным узором славится,

Всему миру очень нравится.

Не платок- красота.

Всех красавиц мечта.

Воспитатель: Весна. На улице пока ни листочка, ни цветочка, а так уже хочется ярких красок! Наверное, поэтому мы и залюбовались красивыми набивными узорами на ваших Павлово-Посадских платках. Раньше я думала, что такие платки носят только бабушки. А сейчас и самой захотелось. Яркий, праздничный и такой наш, русский. О нем и рассказ, присаживайтесь ребята.

Дети садятся на стулья.

2. Познавательный рассказ

Воспитатель: Платок всегда являлся одной из составляющих русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси. Также дорогой платок являлся символом богатства и частью хорошего приданого. Павлово-Посадские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Местные мастерицы издавна занимались изготовлением платков. Постепенно производство разрасталось. В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными Павлово-Посадскими платками. Расходились они по всей России.

На ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов: “манеры” и “цветы”. “Цветок” резали из дерева, и с их помощью наносили краски, причем каждый цвет “требовал” отдельной доски. Контур рисунка набивали “манерами”. Учитывая многоцветье Павлово-Посадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Со временем машинное производство стало вытеснять ручное, набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило упростить процесс изготовления. Живописные, с дивным рисунком, Павлово-Посадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира. Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение. Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

3. Актуализация представлений:

Воспитатель: Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести. Всем Павлово-Посадские платки и шали к лицу! Кому бы вы хотели подарить такую шаль? (маме, бабушке, сестре)

Воспитатель: Почему? Чем вам нравятся Павлово-Посадские шали? (они красивые, яркие, веселые, нарядные, теплые)

Воспитатель: Рассмотрите платок, какие части платка обычно украшены? (углы, края)

Воспитатель: Какие цветы изображают мастера на своих знаменитых платках? (розы, пионы, ромашки, лютики, васильки, зеленые листья и травы)

Воспитатель: В какие цвета окрашивали фон платка? (красный, зеленый, черный, золотистый, коричневый, васильковый, белый)Воспитатель: Чем оформлен край платка? (кистями, бахромой)

4. Постановка проблемы, выдвижение гипотез:

Воспитатель: А мы с вами можем создать подобный платок? Каким образом? (изобразить цветы – печатками, ватными палочками, кисточками)

Воспитатель: Как вы думаете легче рисовать на бумаге или ткани? (на бумаге)

Воспитатель: Почему вы так думаете? (бумага гладкая, плотная и если она сухая по ней краска не растекается, а ткань очень мягкая и пористая)

Воспитатель: Предлагаю занять рабочие места, и попробуем на ткани нарисовать цветок.

5. Проверка решения. Опытно-исследовательская деятельность. Формулировка выводов. Дети пробуют на кусочке хлопчатобумажной ткани изобразить цветок, не используя резервирующий состав.

Воспитатель: Что происходит с красками, когда вы рисуете на ткани? (краска растекается, расплывается, смешивается, четких контуров не получается)

Воспитатель вносит два блюдца с краской. Одно блюдце с дополнительными бортиками, в нем краска задержалась за бортиками и не растеклась по всему блюдцу, как в первом.

Воспитатель: Почему краска во втором блюдце не растеклась? (потому что краску не пропускают бортики)

Воспитатель: Можем ли мы сделать бортики на ткани, которые бы задержали растекаемость краски и каким образом? (можем нарисовать контур рисунка свечкой, клеем ПВА, пластилином получится бортик, и он не будет пропускать краску) Воспитатель: Правильно, все перечисленные материалы являются резервирующим средством и не дадут растечься краске за контуры, то есть образуют так называемый бортик. Попробуйте нарисовать контур цветка свечой или восковым мелком и закрасить свой рисунок.

Дети прорисовывают контур цветка резервирующим средством и закрашивают свой цветок.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (что с помощью резервирующих средств: восковых мелков, свечей, клея ПВА, можно рисовать на ткани, не боясь, что краска растечется или сольется)

Воспитатель вносит заранее подготовленные вместе с детьми рисунки цветов, обведенные специальным резервирующим контуром для «Батика». Эскизы закреплены в рамки – пяльцы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами предварительно подготовили эскизы для Павлово-Посадских платков, используя специальное средство, для рисования в технике «Батик». Вспомните последовательность выполнения этой техники рисования. (Придумали эскиз цветка, нарисовали его на бумаге, затем перевели на ткань. Обработали контуры цветка резервирующим составом. Теперь раскрасим специальными красками или акварелью. Работа высохнет, ее надо прогладить утюгом и можно вставлять в рамку)

6. Мастерская по изготовлению Павлово-Посадских платков.

Дети самостоятельно выполняют работу в технике «Батик», воспитатель оказывает необходимую детям помощь индивидуально. По окончании работы воспитатель предлагает детям сделать вывод.

7. Общий вывод:

Воспитатель: Используя, какие изобразительные средства, можно работать в технике «Батик»? (Если использовать контур по ткани, специальный резерв, восковую свечу, или восковой мелок можно рисовать в технике «Батик». Можно использовать клей ПВА. Рисовать нужно Акриловыми красками, а можно Акварельными. Работать в технике «Батик» нужно не спеша и очень аккуратно)

8. Результат деятельности.

1. Познакомились с историей и технологией развития производства Павлово-Посадских платков и их художественными особенностями, характерными особенностями композиции.

2. Поэкспериментировали с изобразительными средствами.

3. Поэтапно выполнили работу в технике «Батик».

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого просмотра специально организованной деятельности по теме «Ярмарка Павлово-Посадских платков»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 20:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого просмотра специально организованной деятельности по теме «Ярмарка Павлово-Посадских платков»» (включая файлы) размещена пользователем ГАЛИНА КОНТИМИРОВА (УИ 249706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД