Елена Кравченко
Конспект открытого урока по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» во 2 классе на тему «Развитие музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБУДО ДШИ г. Усмани филиал с. Октябрьское
Предмет: «Музыкальная грамота
и слушание музыки»
Открытый урок во 2 классе по теме:
"Развитие музыки"
Преподаватель:
Кравченко Е. Н.
Декабрь 2015-2016 гг.
Цели урока:
• развивать способность активного восприятия музыки;
• возбудить интерес к прекрасному в искусстве, жизни, природе;
• побудить учащихся к творческому самовыражению.
Задачи урока:
• формировать вокально-хоровые навыки;
Публикация «Конспект открытого урока по предмету „Музыкальная грамота и слушание музыки“ во 2 классе на тему „Развитие музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• развивать память, внимание, воображение;
• развивать навыки сольного пения, хорового пения, пения а-сареlla;
• воспитывать актёрское и исполнительское мастерство, умение выступать на сцене.
Предполагаемые результаты:
• личностные: развитие собственного активного восприятия музыки, проявление «себя» активной творческой личностью;
• метапредметные: способность анализировать, дополнять, уточнять учебный материал; овладение новыми умениями и их использование;
• предметные: уметь применять полученные знания, самостоятельно их пополнять и выражать в творчестве.
Оборудование: мультимедийные средства, презентация, аудиозапись 4-ой симфонии П. И. Чайковского, синтезатор.
Методическая литература:
Д. Кабалевский. "Сила искусства".
Д. Кабалевский. "Как рассказывать детям о музыке".
Е. Критская. Г. Сергеева. "Музыка. 2-3 класс. Поурочные планы"
Е. Критская Музыка 2 класс 2-е изд. -М. : Просвещение,2012 г.
Г. Фридкин «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М. : 1981 г.
Ход урока
1. Организационный момент - музыкальное приветствие: "Здравствуйте. " (Исполнение песни «До, Ре, Ми…»)
2. Введение в тему урока.
- Тема нашего урока: "Музыкальное развитие». Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Алина зачитывает стихотворение).
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна.
Именно эти строчки стихотворения говорят о том: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.
А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения?
-в природе: прорастает зерно, растет, изменяется, становится растением;
-человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т. д. ;
Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
Если мы прочтем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.
А наблюдать мы будем развитие музыки на примере русской народной песни "Во поле берёза стояла".
-Сегодня наша главная героиня - берёзка. Посмотрите на рисунок: чем он отличается от обычного изображения берёзки?
-Обратите внимание на карточки. Прошу всех ими пользоваться и активно участвовать на уроке.
-А сейчас я наиграю мелодию. (Учитель меняет темп, динамику, сопровождение, тембр)
- Какое же развитие музыки мы наблюдаем? - Темповое, динамическое, вариационное, тембровое.
- Есть ещё один вид развития музыки - исполнительский.
На доске мы видим нотную запись песни (понятие "реприза" - это одноголосно записанная мелодия).
-Кто желает исполнить ее на инструменте?
-Давайте вместе приготовим руку для дирижирования и пропоем по нотам.
3. Исполнение песни с инструментами. (Деление на 2 команды. Поют со словами и играют на инструментах).
4. Беседа "Виды оркестров"
- Вот и получился у нас небольшой оркестр. Что же такое оркестр?
-А какие оркестры вы знаете?
Оркестр народных инструментов (балалайки, баяны, домры, гитары, рожки, дудочки, ложки, треугольники, колокольчики).
Духовой оркестр, который сопровождает военные парады (состоит из труб медных, ударных).
Эстрадный оркестр (инструменты, с которым выступают наши эстрадные музыканты).
5. Слушание классического произведения.
- А сейчас мы послушаем, как звучит большой симфонический оркестр, которым умело управляет дирижёр. Прозвучит финал 4-ой симфонии П. И. Чайковского. (Симфония – это оркестровое муз. произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из 4-х). Слушайте очень внимательно. (Работа с карточками). Если вы узнаете знакомую мелодию, поднимите руку, но дослушайте всю музыку до конца молча. А потом мы обсудим услышанное. (Звучит аудиозапись).
- Молодцы. Вы, конечно, узнали нашу русскую народную песню "Во поле берёза стояла". Какие же виды развития музыки вы услышали? Правильно - тембровое, вариационное, динамическое, исполнительское.
6. Рассказ о композиторе.
- Почему же великий музыкант, которого знают все в мире, включил в свою сложную симфонию такую простенькую песенку? Да потому что П. И. Чайковского с детства окружали русские народные песни, русская природа, крестьянский быт. Детские впечатления остались с ним на всю жизнь, и он неоднократно вводил темы русских народных песен в своих операх и балетах. Ведь песня сопровождает человека повсюду. Мама поёт младенцу колыбельную, детям постарше поют потешки, дразнилки, праздничные колядки, парни и девушки водят хороводы. Без песен не было и свадебного обряда. С песней работали в поле.
Главная партия финала светлая, жизнерадостная, с чертами танцевальности. По характеру музыки она близка удалым плясовым напевам.
7. Презентация "Тайны симфонического оркестра"
- А сейчас мы посмотрим, какие инструменты звучат в симфоническом оркестре, как они расположены на сцене.
(Презентация сопровождает рассказ учителя).
8. Пение под фонограмму
- А какой оркестр сопровождает наше эстрадное пение? Эстрадно-симфонический. Давайте исполним под фонограмму песню "О трех китах".
- Спасибо, молодцы! А каких таких китах мы пели?
9. Повторение пройденного.
- Ребята, давайте повторим и закрепим, какое было развитие музыки в произведении Чайковского? - Исполнительское, сценическое,
динамическое, темповое, вариационное. А в исполнении вами в оркестре песни? – исполнительское, тембровое. А в «Трех китах?» - исполнительское, динамическое.
10. Домашнее задание - нарисовать берёзку в любое время года, музыкальный инструмент, в который вы бы превратились.
11. Итоги урока
-Перечислить этапы развития музыки, назвать произведение, на примере которого наблюдали развитие музыки.
-Что такое развитие? Скажите одним словом… (изменение)
-Чему мы сегодня научились? (Определять виды развития).
-В произведении какого композитора было яркое развитие? (П. И. Чайковского).
-Как оно называлось? (Финал 4 симфонии)
-Что такое симфония?
-Что такое оркестр?
12. Рефлексия.
Поднимите руку высоко вверх, если…
-На уроке было интересно, узнали много нового.
Рука внизу…
-Остались вопросы.
13. Оценочная деятельность.
-Спасибо за урок. Вы все отлично поработали, были очень активны.