Маргейм Надежда Анатольевна
Конспект открытого занятия «Наш дом — Южный Урал» в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о
родном крае. Воспитывать чувства патриотизма и уважение к своей Родине. Воспитывать эмоциональное положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному краю, селу.
Оборудование: презентация «Заповедник»; письмо от Старика – Краеведа; глобус; шарик; аквариум с рыбками; карта России.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
-Ребята, нам на почту детского сада пришло письмо от Старика - Краеведа, я вам его сейчас зачитаю.
Публикация «Конспект открытого занятия „Наш дом — Южный Урал“ в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
Краевед, ребята, это – человек который изучает родной край. (Переводится - Край ведать)
«Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Я – Старик –Краевед, всё ведаю всё знаю о своей Стране и родных её просторах. Услышал я, что вы изучаете историю своего края и придумал интересное путешествие. Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но прежде чем отправиться я хочу проверить, готовы ли в путь. Ответьте на мои вопросы.
1. Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета. (Глобус) (Приготовил глобус)
2. Глобус, имеет какую форму?
Верно, шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.
- Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей).
- А людей, которые живут в России, как можно назвать? (Россияне)
Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину.
2. Основная часть.
-Ребята! А в какой области мы живем?
Правильно! В Челябинской области, обратите внимание на карту. А еще мы говорим, что живем на Южном Урале.
- Среди просторов нашей родины есть чудесный край, в котором мы живём.
- Скажите, пожалуйста, как называется наш край? (Урал)
- Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские.
- Какие Уральские горы? Что можно про них сказать? (Высокие, холмистые).
- Ребята, что такое Родина?
Правильно! Это место, где человек родился и живет. Где мы узнаем, что такое дружба и у нас появляются первые друзья. Где нам всем живется хорошо, радостно и счастливо.
-Для вас, я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать, за что мы любим наш поселок.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко»
(Дети передают шарик – сердечко и говорят, за что они любят нашу родину)
- Я люблю свою родину, потому что здесь живут мои родные!
- Я люблю свою родину, потому что она красивая!
- Я люблю свою родину, потому что здесь мои друзья!
- Я люблю свою родину, потому что здесь я родился!
- Я люблю свою родину, потому что здесь живут мои бабушка и дедушка!
- Я люблю свою родину, потому что она замечательна!
- Я люблю свою родину, потому что она уютна!
- Я люблю свою родину, потому что мне здесь весело!
- Я люблю свою родину, потому что она многонациональна!
- Я люблю свою родину, потому что здесь мой дом!
- Я люблю свою родину, потому что здесь мои мама и папа!
- Я люблю свою родину, потому что она самая любимая!
Молодцы!
-Ребята, а вы знаете, чем богат наш Южный Урал?
-Да, у нас много рек, озер, разнообразный животный и растительный мир, богатые леса, есть металл, драгоценные камни, выращивают хлеб, делают трактора и машины, добывают нефть. На Южном Урале очень красивая природа – есть горы и пещеры, реки большие и малые, лечебные озера. Также есть Ильменский заповедник, очень уникальное место.
-Кто мне скажет, что такое заповедник?
Заповедник –это такое место, где человек не может выстроить дом, вырубить лес, построить фабрику или завод. Заповедник – это дом не для человека, а для животных и растений. Здесь они – полные хозяева. Их жизни ничего не грозит – ведь в заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды, здесь не должно быть посторонних. За этим следят сотрудники лесной охраны заповедника.
Мы сейчас с вами немного по путешествуем по Ильменскому заповеднику, который расположен недалеко от города Миасса Челябинской области.
Физминутка.
Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко (постучать кулачком)
Пробежал по крыше, (бег на месте)
Покачал тихонько
Ветками черемух (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то,
Вперемешку с пылью. (полетели)
Ильменский заповедник очень красив. Среди гор, покрытых тёмными хвойными и лиственными лесами, живут животные, птицы, ягоды, деревья, насекомые и различные камни.
Раз земля заповедная, значит - неприкосновенная. Что нельзя делать в заповеднике?
В заповеднике нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озёрах, собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры. Это все запрещено делать!
А вот любоваться красотой уральской природы можно. На территории заповедника находятся 30 озёр. Среди них есть озеро Большой Еланчик. Оно очень красивое. Вода в нём чиста и прозрачна.
На территории заповедника проживает более 57 видов животных, самые распространение из них – лоси и косули, волки, лисицы, пятнистые олени и кабаны, кроты и ежи.
Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: развивать умение обобщать и выделять предметы отличные от других по определенным признакам, свойствам, качествам; умение сравнивать и делать простейшие выводы.
Ход игры: Рассмотреть предложенные картинки, найти лишний предмет по внешним признакам, используя ранее полученные знания.
А так же заповедник богат птицами, можно встретить 170 различных видов птиц, к ним относятся лебеди, серые гуси, глухари, рябчики.
Подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»
Цель: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц); воспитывать любовь к природе, ко всему живому (к птица)
Ход игры: дети стоят в кругу, воспитатель перечисляет перелетных и зимующих птиц. Если услышали зимующих птиц, то крепко обнимите себя крепко. Если услышали перелетных птиц, то машите руками и полетели.
Перелетные птицы
Ласточка
Аист
Дрозд
Дикая утка
Грач
Кукушка
Соловей
Цапля
Стриж
Зимующие птицы:
Сова
Дятел
Синица
Снегирь
Голубь
Воробей
Сорока
Ворона
Глухарь
Также в заповедной зоне обитают рыбы: карась, окунь, щука, ерш, лещ, карп, сом, лосось.
Игра «Водные обитатели»
Цель: Закрепить названия рыб. Развить у детей кругозор, мышление, память.
Ход игры: Вылови речную рыбу и назови что за рыба.
Ильменский заповедник богат деревьями. Какие виды деревьев вы знаете?
Заключительная часть.
-Где мы с вами побывали? Что узнали?
-Какие животные встречаются в заповеднике?
-Какие рыбы?
-Что нельзя делать в заповеднике?
Смотрите ребята, а что это такое?
-Верно, это подарок. Откроем и посмотрим, что там?
-Так это карта, которую прислал нам старик – Краевед, какая она большая: здесь есть и леса, и моря, и реки, и горы. Великая наша Россия!
Раскинулась она от Крайнего Севера до южных морей. Это огромная страна!