Ольга Шарова
Конспект открытого занятия (НОД) по автоматизации звука [Р] «Путешествие с пуговицей Красавицей»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: малоподгрупповое занятие (2 ребенка)
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
-автоматизация звука «Р» на материале изолированного произношения, слогов, слов и предложений;
-формирование фонематических представлений;
-обогащение словарного запаса;
-формирование лексико-грамматических категорий (закрепление умения согласовывать числительные с существительными);
-совершенствование связной речи;
2. Коррекционно-развивающие:
-развитие чувства темпо-ритма;
-развитие словесно-логического мышления;
-развитие зрительно-моторной координации;
Публикация «Конспект открытого занятия (НОД) по автоматизации звука [Р] „Путешествие с пуговицей Красавицей“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Пуговицы, пуговки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- развитие анализаторных видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного);
- развитие кожно-кинетического восприятия (узнавание предметов на ощупь по тактильному ощущению);
-развитие артикуляционной и мелкой моторики;
-развитие функционально-мышечной умелости при выполнении мелких, четко дифференцированных движений;
3. Коррекционно-воспитательные:
-формирование положительной установки на участие в занятии, инициативности.
Оборудование: персонаж «Пуговица-красавица», два клубка шерстяных ниток, рукавицы (5 штук) наполненные: 1-горох, 2- ракушки; 3-пуговицы, 4- косточки от слив, 5 – орехи; две деревянные разделочные доски с прикрепленными к ним крышками от пачек с соком, бельевая веревка, прищепки, картинки (шорты, куртка, рубашка, свитер, рукавицы, спортивный костюм, ребристый коврик для ходьбы (2 штуки, картинки с контурным изображением пуговицы (2 шт., два лабиринта с нарисованными животными и продуктами питания, запись отрывка из мультфильма «Чебурашка».
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог: - Здравствуйте ребята! Я хочу вас познакомить со своей новой знакомой. Я только что нашла ее.
Пуговица: - Здравствуйте ребята! Как вас зовут?
- "Представляете, я оторвалась от куртки моего хозяина Ромы, а он даже не заметил. Он такой неряха. Хорошо, что Ольга Владимировна меня подобрала. А пойдемте ко мне в гости! Я живу совсем рядом, в квартире, на четвертом этаже".
2. Развитие артикуляционной моторики
Пуговица: - "Вот мой дом. Проходите".
Педагог: Ребята, давайте разуемся и вытрем ноги (около условной входной двери лежит коврик, с ребристой поверхностью для хотьбы.
Пуговица: Проходите, присаживайтесь за стол.
Педагог: Ой, Пуговица, а зачем у тебя на столе зеркала стоят?
Пуговица: я люблю, когда Ромы нет дома, смотреть на себя в зеркало и красоваться.
Педагог: А мы с ребятами знаем одну интересную игру, для которой нам нужны зеркала, хочешь мы ее тебе покажем?
Пуговица: Конечно хочу.
А) Самомассаж:
Ручки растираем и разогреваем
А потом лицо теплом нежно умываем
Пальчики стирают все плохие мысли
Ушки растираем сверху вниз мы быстро
Их вперед сгибаем
Тянем вниз за мочки
А потом руками
Потрогаем мы щечки.
А теперь мы пожжем тебе игру, для язычка.
Б) Артикуляционная гиманастика
1. Упражнения для губ
-«лягушата»
-«хоботок»
-на раз улыбка «лягушата», на два «тянем хоботок»
2. Упражнения для языка:
-«Парус»
-«Качели»
-«Моляр»
-«Лошадка»
-«Гриб»
-«Гармошка» Выполняют самомассаж, артикуляционную гимнастику
3. Автоматизация изолированного произношения звука «Р».
Развитие функционально-мышечной умелости при выполнении мелких, четко дифференцированных движений Педагог: Пуговица-красавица, а почему у тебя на полу клубки ниток лежат?
Пуговица: Это все Рома, всегда у него беспорядок.
Ребята, помогите мне сделать уборку. Начнем с клубков, а чтоб было веселее устроим соревнование. Каждый из вас должен наматывая нитку произносить звук «Р». Кто будет первым, тот и выиграл. Раз, два, три – начни!
Как вы здорово рычите, звук «Р» мой любимый звук. Я тоже умею рычать: р-р-р-р Дети наматывают нитку на клубок и «рычат»
4. Автоматизация звука «Р» в словах (начале, середине и конце). Согласование числительных с существительными.
Развитие тактильной чувствительности (различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие).
Пуговица: - какие вы молодцы! Посмотрите, рома рукавицы разбросал. Давайте к посчитаем сколько их тут?
Пуговица: Рукавицы не простые, а с сюрпризом. Вам нужно на ощупь определить, что лежит в каждой рукавице, и найти две, в которых мои подружки спрятаны – пуговицы.
Пуговица: давайте их аккуратно сложим в ящик. Дети считают рукавицы (одна рукавица, две рукавицы, пять рукавиц)
На ощупь определяют содержимое каждой из рукавиц.
5. Формирование фонематических представлений.
Автоматизация звука «Р» на материале слов
Пуговица: - Рома и вещи не развесил, помогите мне ребята.
Развесьте одежду сушиться, прикрепляя к бельевой веревку вещи прищепками. Каждый по очереди берет по одной вещи и называет ее.
А чтобы было веселее, давайте поиграем в игру, и проверим внимательные ли у вас ушки. Бельевая веревка разделена на три части, если в названии вещи звук «Р» стоит в начале слова, то ее нужно повесить на первом отрезке веревки, если в середине – на втором, в конце слова, значит на третьем.
На первом: рубашка, рукавицы;
На втором: спортивный костюм, куртка, шорты;
На третьем: свитер;
Развешивают одежду, называют предметы гардероба.
6. Развитие зрительно-моторной координации. Автоматизация звука «Р» на материале слов и предложений.
Пуговица: Давайте немного отдохнем. Присаживайтесь, я приготовила для вас игру. Ват два лабиринта. С левой стороны нарисованы животные, справой то, чем они питаются. Вы должны сказать полным предложением, какое животное, чем питается. Руки помогать не должны, следят только глаза.
7. Развитие словесно-логического мышления. Автоматизация звука «Р» на материале слов
Пуговица: -А это разделочные доски. Ох уж этот Рома, они же должны быть на кухне. Они, кстати, ребята, у нас тоже не простые. На каждой из досок крышки. Открутите крышки, и посмотрите, что там! Назовите картинки которые нарисованы под крышками.
А сейчас, я буду вам загадывать загадки, а отгадки вы должны найти среди картинок.
1. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое (ромашка)
2. После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает. (радуга)
3. Если ты устал играть,
То ложишься на (кровать)
4. Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть ее всегда готовы. (трава)
5. Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы. (краски) Откручивают крышки. Называют слова, отгадывают загадки.
8. Автоматизация звука «Р» на материале предложений Педагог: А сейчас ребята, я вам прочитаю рассказ, вы должны будете его пересказать, а картинки вам в этом помогут.
«Краски»
Девочке Рае подарили новые краски.
Краски были яркими и красивыми.
Стала Рая рисовать новыми красками.
Красками она нарисовала траву, ромашку и радугу.
- Убирай свои краски, — сказала мама, - пора спать.
Пересказывают рассказ с опорой на картинки.
9. Автоматизация звука «Р» на материале слога. Развитие чувства темпо-ритма.
Пуговица: Ребята, а пойдемте смотреть мультфильм. Дети подходят к столам, где стоит ноутбук. Это мой любимый мультфильм, а больше всего мне нравится вот эта песня.
А теперь давайте ее споем. Только вместо слов будем петь слог ра.
Смотрят отрывок из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»
10. Итог занятия.
Педагог: -Ребята, пора нам возвращаться в детский сад. Давайте прощаться с нашей новой знакомой – Пуговицей.
Спасибо вам ребята, я обязательно расскажу Роме о вас, о том какие вы красивые, умные и очень аккуратные. А я уж прослежу, чтобы он эту чистоту поддерживал.
А вот вам от меня подарки. Чтоб вы меня вспоминали я дарю вам свои портреты, только они черно-белые. Сделайте их цветными. Обведите мой портрет по контуру красным фломастером. А потом расскажите родителям о нашей встрече и о том какая я.
Педагог: -Ребята, что мы сможет рассказать о пуговице.
1. какой она формы: пуговица круглая
2. цвет: красная
3. она красивая.