Получи документы

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара» (1 фото)

Валентина Белянина
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием фольклора

Составила старший воспитатель

Белянина Валентина Валерьевна

с. Майдаково,2015г.

Тема: «В гостях у самовара»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара»

Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Задачи.

Образовательные:

Публикация «Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе „В гостях у самовара“» размещена в разделах

- способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.

-расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие».

-дать детям возможность взглянуть на чудо – самовар по – особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.

- формировать умение детей переносить ранее полученные знания в игру.

Развивающие :

- способствовать развитию у детей памяти, мышления.

-развивать творческие способности детей, певческие навыки.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям русского народа.

-воспитывать у детей желание быть гостеприимными.

Предварительная работа:

- разучивание пословиц, поговорок о чае, самоваре.

- знакомство с росписями декоративно- прикладного искусства.

Образовательная область: познание, формирование целостной картины мира.

Материал:

Наглядный:

- самовары, русские народные костюмы.

- мультимедиа (виды самоваров, игра «Узнай роспись»)

- запись песен на mp3

Ход занятия

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поприветствуем их.

Дети: — Добрый день!

Воспитатель: — Добрый день, гости дорогие! Сегодня у нас уютно, как дома. Рады видеть вас в нашей горнице.

Воспитатель:

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в нашей горнице стоит старинный сундучок, а там спрятался интересный предмет. Сегодня я вас хочу познакомить с историей этого предмета, а какого именно вы узнаете, отгадав загадку:

«У носатого Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И, как зеркало блестит»

«Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет».

Дети: Самовар!

Воспитатель: - Много старинных обычаев было на Руси. Один из таких обычаев пить чай из самовара. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал самое почетное место в доме. Про него в народе ласково говорили: «Самовар-батюшка».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете: «Почему назвали самовар «Самоваром (ответы детей)

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Давайте вместе произнесё м : «Самовар».

Воспитатель: - Ребята, много пословиц придумал русский народ про самовар. Какие вы знаете?

Дети:

1) Самовар кипит, уходить не велит.

2) Самовар, что море Соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.

3) С самоваром — буяном чай важнее и беседа веселее!

4) Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

5)В Тулу со своим самоваром не ездят.

Воспитатель: - Чтобы больше узнать о самоваре, давайте отправимся в прошлое.

Скажем наши волшебные слова: «Раз, два, три — повернись, в прошлом очутись».

Воспитатель: - Садитесь рядком – поговорим ладком. Расскажу про самовар вам ребятушки.

Презентация «В гостях у самовара».

Дети встают на физкультурную минутку.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

Воспитатель: - Только на Руси пили чай из самовара. Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три четыре, пять домой вернулись мы опять». Давайте подойдём к самовару и посмотрим на него внимательно.

У него есть крышка (показывает, дно (поддон, корпус (стенки, две ручки (деревянные, кран, четыре ножки.

Воспитатель: — Посмотрите на самовар.

Что вы можете мне рассказать о самоваре?

(Берет самовар Тульский и вместе с детьми рассматривают его)

Воспитатель: Ребята, какой он?

Дети: Красивый, блестящий, гладкий (гладят, железный?

Воспитатель: А по весу, какой? Тяжёлый (поднимают)

Какой по форме самовар?

Дети: Цилиндрический

Воспитатель: — На что похож?

Дети: стакан, на …

Воспитатель: — А показать вам, как самовар устроен внутри?

Наливаем в самовар воду через специальное отверстие.

В этом специальном отверстии наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. — Самовар, в который ложили древесный уголь так и называется — углевой.

Воспитатель: — Из чего же делают самовар?

Дети: Самовар делают из железа.

Воспитатель: Так какой самовар?

Дети: Железный

Воспитатель: Скажите, хорошо ли это или плохо, что он железный.

Давайте с вами подумаем, чем же хорошо, что самовар железный?

Дети: — Прочный не сгорит, не разобьется.

Воспитатель: А что плохого?

Дети: Тяжёлый, можно обжечься, неудобно нести.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а все ли детали железные

Дети: Нет не все.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Ручки у самовара не железные, а деревянные?

Воспитатель: А как вы думаете, самовар это опасный предмет или нет?

Почему вы так считаете?

Дети: Стенки самовара горячие, потому что в нём кипяток, можно обжечься.

Если в самоваре кипяток и приподнять крышку можно обжечься горячим паром.

(поэтому нужно брать самовар прихваткой или за ручки)

Воспитатель: - В наши дни самовар считается русским сувениром. Издавна

люди украшали самовары, раньше делали надписи. Ручки, ножки, края самовара могли быть выполнены в виде рыб, петухов, львов и др. Сейчас самовары стали электрические, расписывают их разными росписями – гжельской, хохломской, жостовской. Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай роспись».

Воспитатель: - Исполняется танец «Самовар» на песню «Пых – пых».

Воспитатель: - ребята помогите разгадать загадки - добавлялки:

Самовар раздуть помог

Старый кожаный (Сапог)

Я над чашками начальник

Я не кто – нибудь, а (Чайник)

Раз – ромашка, два ромашка

Вся в цветах у мамы (Чашка)

Продолжи пословицу:

Дома стены (помогают).

Не дом хозяина красит, а (хозяин дом).

Не красна изба углами (а красна пирогами)

Кашу маслом (не испортишь).

Когда я ем (я глух и нем).

Воспитатель: - Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники, баранки.

Многие художники изображали на своих картинах чаепитие.

Воспитатель: Действительно чай пили на Руси очень давно.

Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

Воспитатель: —Ребята и только у нас в России за чаем общаются и поют чайные частушки.

Воспитатель: О самоваре можно говорить ещё много, но

Вот настал момент прощанья,

Говорим мы:

Дети: хором

«До свиданья!

Воспитатель:

До счастливых новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно — нравственному воспитанию в подготовительной группе «Благовещение» .

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» для старшей группы Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» для старшей группы Цель. Духовно – нравственное развитие ребёнка.

Конспект ООД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Планета доброты» Конспект ООД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Планета доброты» Цели: Углублять представление детей о доброте, как о.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Давай дружить»Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Давай дружить» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей; воспитывать.

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.

Конспект открытого занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» Конспект занятия в средней группе «Колобок» по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» 2013-2014 учебный год Воспитатель:.

Конспект занятия по духовно — нравственному воспитанию. Конспект мероприятия по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе Тема: изготовление коллажа. Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Пасха — праздник Светлого Христова Воскресенья» «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья» Подготовила и провела воспитатель старшей группы Мандрыкина Н. И. Цель: знакомство детей.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «День любви, семьи и верности» Цель: духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной веры. Задачи: воспитывать положительное отношение к православной.

План совместной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе План совместной деятельности с детьми по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе. Беседа «Русско – народное творчество»[/b].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 00:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД