Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Масленица» для детей среднего возраста

Оксана Подшиваленко
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Масленица» для детей среднего возраста

Автор-составитель: воспитатель средней группы МБДОУ «Детский сад №67»г. Кургана Подшиваленко Оксана Викторовна.

Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;

- познакомить с последовательностью дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни;

- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье; частушка

Развивающие:

- развивать логическое мышление, память;

- развивать речь, познавательную активность;

- развивать музыкальные способности;

- развивать физические качества: ловкость, силу.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;

- воспитывать интерес к русскому фольклору;

- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;

Материалы и оборудование: нарисованные блины с неделями Масленицы, кукла Масленица на саночках, канат с бантиком, полоска на полу, солнышко на палочке, обруч с 10 лентами, 4 платка, мольберт с картинкой Чучела-Масленицы и дровами, стол с картинками «Языки пламени» - 11 шт., солнышки с грустным и весёлым лицом — 10 шт., блюдо с блинами на шпажке, магнитофон, музыкальное сопровождение: хороводная песня «А мы Масленицу дождались», минусовка «Частушки», запись для игры «Перетягивание каната»

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Брынцы, брынцы», хороводной игры «Карусели», разучивание с девочками частушек

Ход занятия:

1. Настрой на работу.

Воспитатель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель:

-Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг.

Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,

Теплота наших рук

Обойдёт весь наш круг.

Психологический настрой «Подари улыбку»

Воспитатель:

Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки).

2. Основной этап.

Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.

Загадка:

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают! (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.

- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)

-Хотите об этом узнать (ответы детей). Тогда проходите на стульчики для дальнейшей беседы.

Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте ещё одну загадку:

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Воспитатель: - У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.

Воспитатель: Первый блин. (Вешаю на доску картинку)

Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали две куклы –чучело — Масленицу (для улицы в человеческий рост и маленькую домашнюю, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Воспитатель: - Встречайте домашнюю Масленицу хороводом

Дети танцуют под музыку «А мы Масленицу дожидались»

(Выезжает Масленица на саночках по музыку)

Воспитатель: Второй блин (вешаю на доску картинку)

Второй день- вторник- называется «Заигрыш». Как вы думаете, что делают в этот день? (ответы детей). Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Игра «Перетягивание каната» (под музыку)

Воспитатель: Третий блин (вешаю на доску картинку)

Третий день Масленицы - среда - «лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? (Да).

Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(Поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Подайте блинца!

(Протягивают руки вверх ладонями).

Физзарядка для глаз (с Солнышком)

Воспитатель: А на что похожи блины? (ответы детей) А на солнышко похожи? (Да)

Сегодня на минутку заглянуло к нам солнышко и хотело бы провести с вами зарядку для глаз.

Воспитатель: Четвёртый блин (вешаю на доску картинку)

В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем

Игра «Карусели». (обруч с лентами.)

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»

Воспитатель: Пятый и шестой блины. (вывешиваю блины на доску)

Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.

ВоспитательМаслену неделю полагалось

Есть – до икоты,

Кричать – до хрипоты,

Петь – до надсаду,

Плясать – до упаду!

Эй, девчата-хохотушки!

Запевайте-ка частушки! (Выходят девочки, надевают платки на плечи и поют частушки)

1. Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

2. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

3. Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

4. Как на масленой неделе

На столы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Все вместе: Мы пропели вам частушки

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Воспитатель: -Ребята, как вы поняли, что такое «частушка»? (ответы детей)

Это короткая песенка шуточного характера.

Воспитатель: Последний блин (вешаю на доску картинку)

Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.

В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

Воспитатель: Мы с вами тоже попрощаемся с Масленицей. Подходите к столу, берите языки пламени и вешайте со словами прощения над нашими дровами. (Дети подходят к столу, на котором лежат языки пламени, и вешают их на Чучело).

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло,

Раздувайся фитилёк,

Разгорайся, огонёк.

Молодцы! Вот мы и попрощались с зимой и встретили весну.

3 Рефлексия.

Воспитатель: -Ребята, кто же теперь скажет, сколько дней длится Масленица? Мы смогли найти ответ на наш вопрос в начале занятия? А как назывались дни, кто-нибудь запомнил? На столе лежат солнышки, символ Масленицы. Возьмите их по одному в руки и покажи то солнышко, какое настроение вызвало у вас наше занятие.

- А наша домашняя групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь и гостей наших угощайте. А она останется в нашей группе оберегать её до следующей Масленицы.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим миром» Актуальным сейчас является поиск эффективных путей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. У умственно отсталых дошкольников.

Конспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗКонспект интегрированного сеанса ознакомления с окружающим миром и лепки «Воробей» в ГКП детей с ОВЗ Цель: дать общие представления о строении птиц (у птиц две лапки, два крыла, на голове клюв, глаза, хвост, тело покрыто перышками); о размере.

Конспект ИОС. Дифференциация понятия «Посуда» по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы Конспект ИОС. Дифференциация понятия «Посуда» по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы. Подготовила: Блащинская Анна.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обувь» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим «Обувь» Старшая группа Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посуда»Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Посуда» Цели и задачи: • Закрепить умения детей узнавать и называть посуду, изображённую на картинках; • Учить различать посуду по квалификации:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Мыло-фокусник»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Мыло-фокусник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №76» муниципального образования города.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы на тему «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1. Закреплять знания детей о диких и домашних.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Для чего нужны дорожные знаки?" Программные задачи: познакомить.

Родительское собрание «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми» Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми» Подготовила: Воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Золотая осень» Образовательные задачи: 1. Научить отыскивать в природе осенние признаки. 2. Познакомить детей с простейшей системой:стала холодно-пропали.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Праздники
  • Грибы
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Масленица» для детей среднего возраста
Опубликовано: 17 марта 2016 в 18:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...