Юлия Николаевна Новикова
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию лексико – грамматического строя речи и развитию связной речи.
Тема. Перелётные птицы.
Цели:
- обогащение и расширение словарного запаса;
- закрепление в речи усвоенных ранее грамматических единиц.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- формировать у детей обобщающее понятие «перелётные птицы», закреплять сформированные ранее понятия «домашние птицы», «Зимующие птицы»;
- продолжать учить детей находить общее и различное между двумя объектами, сравнивая их между собой;
- закрепление умения изменять существительные по падежам (Р. п., Д. п.) и по числам (мн. ч., Р. п.);
- продолжать формировать умение детей образовывать притяжательные прилагательные;
- формировать у детей пространственную ориентацию, закреплять умение адекватно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами «за», «перед», «между»;
- продолжать учить детей составлять краткое описание объекта с выделением существенных признаков;
- развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто вспомнит, кто как голос подаё т:
Собака – лает
Лошадь – ржёт
Жук – жужжит
Змея – шипит
Петух – кукарекает
Лягушка – квакает
Кошка – мяукает
Утка – крякает
Корова – мычит
Лев – рычит
Ворона – каркает
2. Беседа.
- Ребята, как можно назвать одним словом тех, кто нарисован на картинках?
- Скажите, что общего у всех птиц, чем они похожи?
- А чем отличаются?
- А ещё чем?
- Правильно некоторые птицы живут рядом с домом, за ними ухаживает человек – это птицы домашние, а остальные птицы живут сами по себе. Они – дикие.
- Каких вы знаете домашних птиц? А диких?
(дети отвечают, ориентируясь на выставленные картинки)
3. Упражнение «Распредели птиц».
- Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
- Правильно, зимующие.
- А кто знает, как называются птицы, которые улетают на зиму в тёплые края?
- Конечно эти птицы называются перелётные.
(на наборном полотне – кормушка и картинка, изображающая тёплую южную страну)
Логопед указывает на птиц и по очереди спрашивает детей:
- Саша, кто это? (это воробей)
- Куда ты поставишь эту картинку? Почему? (на кормушку, потому что воробей – это зимующая птица) и т. д.
Для усложнения детям даётся несколько домашних птиц.
4. Упражнение «Один – много»
- Итак, здесь у нас с вами зимующие птицы, а здесь перелётные. Почему эти птицы называются «зимующие»? А почему эти птицы называются «перелётные»?
- Ребята, а птицы по одной улетают на юг, или их собирается много? А как мы говорим, когда летит много птиц?
- Стая. (повторить хором)
- Это один лебедь, а в стае много….
- Это одна ласточка, а в стае много….
Журавль - …
Аист - ….
Грач - ….
- А зимующие птицы собираются в стаи?
- Это одна ворона, а в стае много….
- Это один воробей, а в стае много….
Синица - ….
Голубь - ….
(все формы множественного числа дети повторяют хором)
5. Физкультминутка.
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздаётся, кто-то по лесу крадётся.
Зайка путает следы – убегает от беды.
Прыгнул в бок – и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно серенький клубок, чтоб никто найти не смог!
6. Игра «Скажи, где птица?»
Дети выходят в игровую зону и садятся полукругом.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Вы превратитесь в птиц.
Детям надевают шапочки с изображением воробья, грача, ласточки, журавля, лебедя, голубя. Каждого ребёнка спрашивают, в кого он превратился, остальные дети оценивают правильность выполнения.
- Здесь встанет журавль. Перед журавлём встанет грач. Между журавлём и грачом встанет голубь. За голубем встанет воробей. Слева от воробья встанет ласточка. Справа от грача встанет лебедь.
- Кто стоит между журавлём и грачом?
- Кто стоит слева от воробья? И т. д.
Вопросы играющим детям: - Воробей, ты где стоишь?
Облегчё нный вариант: - За кем ты стоишь? Перед кем ты стоишь?
Затем дети меняются местами: наблюдающие становятся играющими.
7. Упражнение «Чьё перо?»
Шестеро детей в шапочках птиц. Остальным логопед раздаё т птичьи перья: лебединое, грачиное, ласточкино, голубиное, воронье, журавлиное.
- Ребята, я вам раздала пёрышки птиц, вы на них внимательно посмотрите и решите, кому отдадите их. Вопрос каждому ребё нку:
- Кому отдашь перо?. Значит это чьё перо?
Затем дети повторяют притяжательное прилагательное хором.
8. Упражнение «Отгадай птицу»
- Ребята, сейчас я загадаю птицу и расскажу про неё, а вы должны догадаться, какую птицу я загадала.
….
- А теперь вы сами будете загадывать друг другу такие загадки про птиц.
9. Итог занятия.
- О ком говорили?
- Что у всех птиц общего? Чем они различаются?
- Каких вы знаете перелётных птиц?
- Почему они называются «перелётные»?
- Каких знаете зимующих птиц?
- Почему они называются «зимующие»?