Анохина Ольга Владимировна
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Спаси лес»
Конспект открытого занятия по экологии
в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности квест- технологии.
Задачи: формировать основы экологической грамотности : живая природа нуждается в помощи и защите; развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Спаси лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес, путешествие в лес. Конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро – длится до вечера!
Воспитатель: Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет)
Ребята, на пакете надпись: для детей группы «Гномики»! Это для нас. Хотите узнать, что в пакете? Дети: Да!
Воспитатель открывает пакет и читает послание:
«Внимание! Срочно! Мы- обитатели леса. Знаем, что вы добрые и отзывчивые ребята, любите природу и много о ней знаете, поэтому решили обратиться к вам за помощью! С нашим лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала его. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала у вас в группе. В группе есть флажки с цифрами, у каждого флажка есть задание. Нужно выполнить все задания и получить части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти лес и его обитателей».
Воспитатель: Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).
Тогда давайте найдем флажок с цифрой 1.
1. Экологический светофор. Ребята, а светофор- то необычный! У него только два сигнала: красный -запрещающий, зеленый- разрешающий. Для вас у него есть задания. Постараетесь выполнить? Поднимите красный круг для тех действий, которые запрещены в лесу, а зеленый круг для тех, которые разрешены.
- Дети оставили костер в лесу.
- Дети наступают на мухомор.
- Дети вешают кормушку.
- Ребята бьют стекло в лесу.
- Дети сажают дерево.
Воспитатель: Что же, задание экологического светофора мы выполнили. Если вы дали правильные ответы, то в конверте должна появиться часть картины. Сейчас мы откроем конверт и посмотрим. Вот первая часть картины.
Воспитатель: Готовы продолжить поиски? Тогда нужно найти флажок с цифрой 2 и узнаем, куда двигаться дальше. На полу три обруча синий– водоем, зеленый – лес, желтый с цветами - луг.
2. Кто где обитает.
Ой, ребята, посмотрите, рядом с флажком сундучок. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем? Здесь маски с изображением животных, насекомых. Хочу напомнить вам, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях; что одни обитают в водоемах, другие – в лесу, некоторые - на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство. Возьмите каждый по маске. Посмотрите внимательно, подумайте и вспомните, кто где живет. Зеленый обруч — это лес, желтый с цветами- луг, синий- водоем.
Воспитатель: Пока звенит колокольчик, вы можете показывать характерные движения, которые свойственны вашему животному или насекомому. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место.
Воспитатель: Вот и вторая часть картины в конверте около флажка. Значит, вы правильно всех расселили по домам!
Давайте найдем флажок с цифрой 3.
3. Прилетели птицы.
Смотрите, около флажка задание. Я сейчас буду произносить стихи, в которых перечисляются птицы, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же дайте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.
Прилетели птицы: Голуби, лисицы…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и вороны…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, совы, макароны… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Ласточки, грачи, Вороны, воробьи, Комары, кукушки…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, кукушки… Совы, попугаи, Лебеди, трамваи…
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, мне кажется, справились с испытанием! Сейчас проверим- заглянем в конверт (находят часть картины в конверте).
Воспитатель: Куда же нам идти теперь?
Следующие задание с флажком 4.
4 Экологические задачки.
Воспитатель: Ребята, а здесь задачки. Попробуете их решить? Но задачи необычные, а экологические!
1. Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.
-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?
Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.
2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
3. Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, - попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.
-От них, все равно, никакой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
4. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод. Колокольчики - краса леса. Много людей приходит в лес, и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.
Воспитатель: Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием? Проверим конверт. Воспитатель находит часть картины.
Воспитатель: Ребята, нам нужно двигаться дальше и найти флажок с цифрой 5. Подходим к мольберту с планетами.
5. Планета Земля. Когда мы совершаем хорошие поступки- помогаем природе, тогда наша планета Земля радуется за нас, гордится нами. Но бывают и плохие поступки, которые очень огорчают нашу планету. Давайте порадуем Землю и расположим картинки с «добрыми делами» около радостной планеты, а те поступки, которые могут огорчить нашу Землю- около грустной.
Воспитатель:Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием? Проверим конверт. Находят часть картины.
Воспитатель: Вот мы и нашли все части картины! Сможете ее собрать? Дети собирают пазл.
Воспитатель: Что на ней изображено? Ответы детей.
Воспитатель: Ваши ответы правильны, одним словом можно сказать, что изображена природа, лес. А человеку необходима природа?
Дети: Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).
Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса? Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях! Молодцы!
Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть?
Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще мы узнали, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь, поэтому передаем для вас подарок. С благодарностью, жители леса!»
Воспитатель: Здесь медальки «Защитник природы».