Гаянэ Вайзьян
Конспект открытой НОД «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщать знания детей о А. С. Пушкине, его творчестве и сказках.
Задачи:
- Формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции.
- Систематизировать знания детей о сказках А. С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта.
- Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя, слушать и пони-мать заданный вопрос.
Публикация «Конспект открытой НОД „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- Воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству, закреплять, развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки, развивать интонационную выразительность речи, учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования.
Демонстрационный материал: книги – сказки А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам : «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и о прекрас-ной царевне Лебеди», «Сказка о попе и его работнике Балде», портрет А. С. Пушкина.
Предварительная работа: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой ца-ревне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и его работнике Бал-де». Рисование героев из сказок с использованием различных изобразительных тех-ник. Заучивание отрывков из сказок. Организация выставки детских рисунков.
Оборудование и материалы: группа украшена иллюстрациями сказок, портрет А. С. Пушкина. Макет дуба с золотой цепью и прикрепленными листьями - заданиями, невод и синяя ткань для сценки, 2 клубочка ниток. Записи фонограмм мелодий «В гостях у сказки», звуки моря, К. Сен-Санс «Аквариум».
Ход занятия
В: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними.
Д: Здравствуйте.
В: Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие по сказкам. А вы сказки любите?
Д: Да.
В: И как начинаются сказки, подскажите?
Д: Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве, за лесами, за полями, за высокими горами.
В: А вот автора сказок, в которых сегодня побываем, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
п о в а р и х а
б у я н
п е т у ш о к
з е р к а л ь ц е
г в и д о н
д а д о н
Задание к кроссворду.
1. Вы же голубушки – сестрицы
Выходите из светлицы
Поезжайте вы за мной
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха
А другая … (повариха).
2. Ты волна моя волна.
Ты бурлива и вольна
Пожалей ты нашу душу.
Выплесни ты нас на сушу.
В: Как, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и цареви-чем? (Буян)
3. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (петушка).
4. Правду молвит молодица.
Уж и в прямь была царица.
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (зеркальце) одно.
5. Вот открыл царевич очи
Отрясая грезы ночи
И дивясь перед собой
Видит город он большой
И среди своей столицы
С разрешения царицы
В тот же день стал править он
И назвался князь … (Гвидон).
6. Негде в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил – был славный царь … (Дадон).
В: Молодцы, ребята, вот вы и отгадали автора этих сказок – это А. С. Пушкин. Что вы знаете об А. С. Пушкине?
1 ребенок: А. С. Пушкин родился в Москве, в небогатой дворянской семье. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в 3 года.
2 ребенок: А. С. Пушкин писал не только стихи, но и сказки. Сказки он любил еще с детства. Арина Родионовна – это няня А. С. Пушкина часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу.
3 ребенок: А. С. Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером. Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт, но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всем мире.
В: Правильно, его именем названы город, станция, метро, улицы, площади и он из-вестен всему миру. Я хотела бы отметить, что он очень любил Кавказ, и людей живу-щих здесь. Ему очень нравились красота здешних людей, быт и обычаи наших пред-ков. Его пленяла красота кавказской природы. Именно поэтому он приезжал сюда часто и писал.
В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в чудесную страну сказок А. С. Пуш-кина. У меня есть волшебная вещица, а какая вы узнаете, отгадав загадку.
Маленький, кругленький
А за хвост не поймаешь. (Клубок).
В: Чтобы клубок привел нас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова.
«Катись клубок впереди и детей в сказку приведи».
В: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб. Здесь и золотая цепь, у подножия стоит сундук с золотом. Скажу вам, это дерево не простое, а волшебное. Смотрите, около него лежит конверт. Давайте прочитаем, что там написано.
«Приглашаю, вас в путешествие по моим сказкам, произнесите слова заклинания и вы оживите сказочного героя, и если вы удачно пройдете испытание, то сможете открыть ларец с сюрпризом».
В: Итак произносим слова заклинания.
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
(Появляется герой Кот – ученый).
Кот: Ну и ударился я, ну и мяукнулся, если бы я не был самым прыгучим котом в на-шем Лукоморье не собрать бы мне косточек. Вот, что значит путешествовать по раз-ным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну. Ай да мяу, Ай да я! Слава коту ученому! Мур – р! (обращается к детям).
- А вы, почему меня не хвалите? Думаете легко попасть прямо к вам. Отнюдь! Это не каждому коту под силу. У меня получилось, потому что я самый ученый кот на свете.
В: Дети, а кто знает, что такое Лукоморье?
Д: Лукоморье – это морской залив, у изогнутой как лук богатыря земли.
В: Значит, где царство находится?
Д: Царство находится на берегу моря.
В: Да, вы правы, на берегу моря. Кот, ты ведь у нас самый умный, объясни – ка нам, что за листочки на дубе висят?
Кот: Эти листочки не простые, а волшебные. На каждом из них задание для ребят. Вот вам первый листочек.
В: 1 листочек. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Д: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказ-ка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и царевне Лебеди», «Сказка о попе и его работнике Балде».
Кот: Какие вы умные, молодцы.
В: Вы, ребята, наверное, устали, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Ветер по морю гуляет Показать волны правой рукой
И кораблик подгоняет Волны правой рукой
Он бежит себе в волнах Вытянуть руки вперед, соединить ладони
На раздутых парусах Соединить руки над головой
Мимо острова крутого Расцепить руки, сесть на корточки
Мимо города большого Дети встают
Пушки с пристани палят Дети хлопают
Кораблю пристать велят. Дети топают.
В: Ну, что идем дальше, сорвем 2 листочек. Дети, вам нам надо будет посмотреть иллюстрацию к сказке и рассказать зачин (начало) этой сказки.
1 иллюстрация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Д: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Царь с царицею простился
В путь дорогу снарядился
И царица у окна села ждать его одна.
В: Правильно.
2 иллюстрация «Сказка о рыбаке и рыбке».
Д: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
3 иллюстрация «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и царевне Ле-беди».
Д: «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и царевне Лебеди».
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
4 иллюстрация ««Сказка о золотом петушке».
Д: «Сказка о золотом петушке».
Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил – был славный царь Дадон.
5 иллюстрация «Сказка о попе и его работнике Балде».
Д: «Сказка о попе и его работнике Балде».
Жил – был поп; толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой, какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам не зная куда.
В: Молодцы, ребята. На 3 листочке у нас игра «Сказочные последовательности».
Игра «Сказочные последовательности».
1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из: «Сказка о царе Салтане, его сыне Гвидоне и царевне Лебеди». Дети должны разложить их в сказоч-ной последовательности. (Князь Гвидон сначала превращался в муху, потом в кома-ра, и в конце в шмеля).
2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны поставить их в той последовательности, в которой встретил царевич Елисей (солнце, месяц, ветер).
1 ребенок: Свет наш солнышко ты ходишь
Круглый год по небу.
2 ребенок: Месяц, месяц, мой дружок
Позолоченный рожок.
3 ребенок: Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи туч.
Кот: Молодцы. Я еще не видел ребят умнее и смекалистее вас.
В: Срываем 4 листочек с нашего дуба. Вспомните, все числа, которые встречаются в сказках А. С. Пушкина.
Д: 33 богатыря, 7 богатырей, 3 девицы, 3 щелчка, 3 раза забрасывал невод, 30 витя-зей, 30 лет и 3 года жили старик со старухой.
Кот: Молодцы, ребята, следующий листочек – показ сценки, название которой вы должны узнать.
Сценка «Диалог старика и рыбки» (начало)
Кот: А кто мне скажет название этой сказки?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Кот: Правильно. Ребята, а что означают слова – «землянка», «ветхая», «невод».
1 ребенок: Землянка – жилище, вырытое в земле немного выступающее над поверх-ностью земли.
2 ребенок: Ветхая – это старая, покосившаяся землянка.
3 ребенок: Невод – это сеть для ловли рыбы.
Кот: Какие молодцы, так весело мы с вами провели время, и вы очень хорошо вы-полнили все задания.
В: Да, кот ученый, все ребята, очень старались.
Кот: Вы справились со всеми заданиями, и теперь мы можем открыть ларец с сюр-призом. Посмотрите, сколько, много золотых монет для вас.
В: А золотые монеты мы заберем с собой, теперь нам надо возвращаться в группу. А где же наш волшебный клубочек?
Пушкин : Здравствуйте.
В: Ребята, вы догадались, кто к нам пришел?
Д: А. С. Пушкин.
Пушкин : Я сидел в саду на скамеечке и мимо меня прокатился клубочек. Он привел меня к вам. Я стоял тут и слушал ваши ответы и убедился в том, что вы хорошо знаете мои сказки (отдает клубок).
Пушкин (читает стих) :
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда
Полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.
Дети с воспитателем читают:
«Катись клубок впереди и детей из сказки выводи».
Рефлексия:
1. Дети, где мы сегодня побывали?
2. Чьи произведения мы сегодня вспомнили?
3. А что нового мы узнали из жизни А. С. Пушкина?
4. А какие сказки А. С. Пушкина мы сегодня повторили?
5. Кто у нас сегодня был в гостях?
Также нами была организована выставка "Что за чудо эти сказки". На выставке были представлены работы детей совместно с родителями.