Приложение МААМ

Конспект педагогического совета на тему «Речевая культура педагога»

Анна Брилева
Конспект педагогического совета на тему «Речевая культура педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема педагогического совета «Речевая культура педагога»

Форма проведения – круглый стол

Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанников, рассмотреть актуальные речевые жанры, используемые воспитателем в диалоге.

Ход педсовета:

Тестовое задание «Ваш настрой» (проводится в начале и в конце заседания). (Лист передается по кругу и постепенно складывается гармошкой, чтобы следующий участник не видел написанного предыдущим).

Публикация «Конспект педагогического совета на тему „Речевая культура педагога“» размещена в разделах

Задание участникам в начале работы: Напишите на одной строке свое настроение и свои ожидания от совместной работы.

Информация для педагогов :

С введением ФГОС ДО, с обновлением содержания дошкольного образования, связано повышение его качества, использование новых методов и перестройка традиционных. Вместе с тем, качество дошкольного образования и его востребованность напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений.

Вопрос к педагогам : коммуникативно-речевые умения – расшифруйте это понятие. (Это умение ориентироваться в ситуации диалогического общения с учетом норм речевого этикета, корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий общения).

Повышение компетентности педагога в педагогическом общении – инструмент гуманизации образования на современном этапе, так как именно профессиональные умения и мастерство воспитателя в создании условий для развития личности ребенка является критерием оценки качества дошкольного образования. Культура педагогического общения невозможна без эмоциональной культуры, включающей умение регулировать свое психическое состояние, управлять эмоциями, понимать другого, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение. Эти умения называют социально-психологическими. Важную часть коммуникативных умений педагога составляют умения выстраивать речевые высказывания. Речевой этикет служит средством организации и поддержания неконфликтного общения на всем его протяжении. В этом плане главное назначение этикета – помочь людям не конфликтовать друг с другом, выполнять необходимые для вступления в контакт действия, в том числе и речевые, для его поддержания и выхода из него. Корректность речевого поведения педагога, во многом определяющая эффективность общения, зависит от соблюдения правил речевого этикета, что позволяет избежать конфликтов, возникающих из-за промахов в общении, произвести хорошее впечатление о себе, расположить к себе собеседника, не принижая собственного достоинства. Для педагогического общения важна регулирующая функция речевого этикета : выбор формулы обращения и соответствующей тональности, что регулирует характер отношений собеседников в профессиональном общении. Выбранные речевые средства обращения к партнеру должны вызывать нужную реакцию.

Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения:

Обосновать просьбу, указать причину ее возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость ее выполнения («Мне это нужно, чтобы…», «Вы меня очень выручите, если сделаете …», «Это необходимо, потому что …» и т. п.).

Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!», «Вы мастер на все руки, и вам не составит труда сделать для группы» и т. п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете» «Спасибо, вы никогда не отказываетесь выполнить мою просьбу»).

Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь», «Буду вам благодарна», «Зараннее спасибо»).

Косвенное, непрямое, скрытое выражение просьбы в форме вопроса («Могли бы вы мне помочь?», «Почему бы нам не сделать это вместе?» и т. п.).

Как вежливо отказать?

Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.

Необходимо объяснять причину отказа («Я не могу это сделать, потому что…», «Не могу выполнить просьбу по причине…»).

Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т. п. («К сожалению, не могу …», «Мне очень жаль, но …», «Сожалею, но …», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если …»).

Как извиниться?

Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своем неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.

Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьезностью проступка. Так, «извините», говорят в ситуациях, когда речь идет о незначительном проступке (например, вы кого-то задели в транспорте). «Простите» используется в случаях, когда речь идет о существенном проступке (например, вы оскорбили, публично осмеяли человека).

Задания педагогам :

Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача (карточка №1) : Составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Ситуация: Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно для него в данный момент.

Риторическая задача (карточка №2) : Найдите весомые аргументы и вежливую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому обратились с просьбой. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Вопрос к педагогам : Какой будет ваша ответная реакция, если родитель вам отказал?

Например: «Понимаю всю сложность вашего вопроса, но мне бы хотелось, чтобы вы, как опытный педагог, попытались решить эту проблему сами»; «С удовольствием помогла бы вам, но у меня не будет ни минутки свободного времени в течение всего дня. Я уверена, у вас все получится и без моего участия»; «Был бы рад вам помочь, но у меня проблема со временем. Возможно, в следующий раз я буду более свободен»

Ситуация: Вам необходимо получить или передать деловую информацию по телефону.

Риторическая задача (карточка №3) : Установите контакт по телефону: приветствие, просьба пригласить к телефону нужного человека и передать информацию. Найдите оптимальные формы речевого общения, соблюдая этикетные нормы общения по телефону, если ваш собеседник – родитель воспитанника вашей группы. Разыграйте данную ситуацию со своим партнером.

Участники разыгрывают в парах данную ситуацию, определяя наиболее оптимальные формы общения собеседников.

Ситуация: Воспитанник вашей группы самостоятельно покинул территорию детского сада, и вы не знаете, где он находится в данный момент. Вам необходимо довести до сведения родителей эту ситуацию по телефону. Как вы будете это делать?

Тестовое задание «Ваш настрой»

Задание участникам в конце работы: Напишите на одной строке свои впечатления от совместной работы.

Подведение итогов: Старший воспитатель читает вслух фразы – ожидания педагогов, высказанные в начале заседания, и с коллегами анализирует причины их реализованности/нереализованности в процессе совместной работы.

«Ваши впечатления» Задания участникам. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

• Что мне сегодня понравилось (стиль, форма, способы общения?

• Какие задания вы выполняли с удовольствием? Как вы думаете, почему они вам понравились?

• Как вы можете использовать полученную информацию в практике общения с коллегами и родителями воспитанников?

Решения педсовета :

I. Каждому педагогу организовывать свое педагогическое общение и взаимодействие с участниками педагогического процесса (детьми, родителями, педагогами) в рамках существующих норм педагогической этики; срок - постоянно

II. Воспитателям разработать индивидуальные проекты самообразования по теме «Организация оптимального педагогического общения с родителями воспитанников»;

срок - в течение месяца.

Публикации по теме:

Уровень сформированности знаний у дошкольников о правилах поведения Достаточный уровень знаний у дошкольников о правилах поведения. Дети имеют полное представление о правилах и нормах поведения в обществе,.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект педагогического совета на тему «Речевая культура педагога»
Опубликовано: 30 января 2015 в 11:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект педагогического совета на тему «Речевая культура педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Брилева (УИ 283921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД