Ольга Ивановна Кулемина
Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст). Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и].
Цели НОД:
Коррекционно - образовательные:
-закрепить в речи правильное произношение гласных звуков,способ характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
-учить различать на слух и по артикуляции эти гласные звуки;
-учить выделять звук в слогах,словах.
Коррекционно - развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-закреплять понятия: "звук","слово";
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте (старший возраст), Тема: Дифференциация звуков [у], [а], [о], [и],» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
-развивать фонематические процессы,
-развивать голос и дыхание.
Коррекционно - воспитательная:
-воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Лексико - грамматический материал : буквы, предметные картинки:окунь,одуванчик, односюжетная картинка сад-предметные картинки фрукты:апельсин,айва,ананас,абрикос,гранат,киви,лимон,
односюжетная картинка огород -предметные картинки овощи:свекла,лук,капуста,редиска,огурец.
Оборудование: письмо от Деда Мороза,игрушка Деда Мороза,предметные картинки с данными звуками,схема для характеристики звуков,фишки для обозначения звуков и составления схем,буквы А,У,О,И,снежинки по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие,сообщение темы.
Здравствуйте,ребята! Шла я сегодня утром в детский сад и повстречала Снеговика-Почтовика,который передал мне для Вас письмо от Деда Мороза.
"Здравствуйте,дорогие ребятишки!Пишет Вам Дед Мороз - Красный
Нос из волшебного зимнего леса!
Знаю,Вы весь год старались
И усердно занимались!
А теперь пришла пора
Различать Вам звуки [У],[А],[О],[И].
Первое задание от Деда Мороза. Будьте внимательны.
Я подойду к каждому и назову звук,вы мне назовете слово на этот звук.
Молодцы,проходите и садитесь.
2. Основной этап
Артикуляционная гимнастика.
Ребята,чтобы хорошо заниматься,нужно нашим язычкам тренироваться.
-"Окошко закрывается и открывается" - спокойное открывание и закрывание рта.
-"Трубочка" - губы вытянуты вперед трубочкой.
-"Лопаточка" - удерживать "Лопаточку" под счет до пяти.
Упражнение"Отбери и назови".
На доске выставлены картинки,в названии которых есть данные звуки :
осел,изюм,слон,гусь,мак,заяц,бобр,жук,индюк,киви,рак.
Посмотрите на доску,проговорите их. Выходя по очереди к доске,ставьте картинки к соответствующей букве.
Акустико - артикуляционный образ звука.
Ребята,когда мы произносим звук[У],то
губы - вытянуты трубочкой,язык - спокойно лежит на дне рта - "домика",зубы - сближены,но не сомкнуты,воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта,не встречая преграды.
Далее даются характеристики по такому же плану звукам [А],[О],[И].
Дети произносят звуки,а затем сравнивают,чем похожи и чем отличаются. Доказывают,что это гласные звуки. (Они поются и не встречают в горлышке преград.)
Упражнение "Чистоговорки".
Ут-ут-ут-две улитки ползут.
Ан-ан-ан-папа чинит кран.
Ок-ок-ок-выпил Ваня сок.
Ин-ин-ин-испекли мы блин.
Хорошо.
Выделение гласных звуков в начале слова.
Если услышите слово со звуком [У],то поднимите снежинку. Если со звуком [О],то хлопните в ладоши. Слушайте внимательно.
Здорово! Теперь топните ногами,если услышите звук [А],поднимите правую руку,если услышите звук [И].
Кто у нас самый внимательный?
(Утюг-усы-астра-ирис-улей-иней-окунь-осы-агат-Оля-Илья-Аня.)
3. Физкультминутка.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ,топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.
4. Игра "Веселый поезд".
Мы отправляемся с вами в зимний лес к Деду Морозу. Но сначала нас ждут интересные задания. Сейчас садимся в скорый поезд и отправляемся. Поезд отправляется,сказка начинается!
(Дети идут по кругу,имитируя руками движение колес и проговаривая чух-чух-чух.)
Первая остановка "Сад".
Дети внимательно смотрят и находят фрукты,в названии которых есть звук [А]. (апельсин-айва-ананас-абрикос)
Следующая остановка "Огород".
Выберите овощи,которые мы положим в корзину со звуком [У] в конце слова. Что отберем? (свеклу-лук-капусту-редиску)
Третья остановка "Телецентр".
В телевизоре пропали некоторые звуки. Нам необходимо починить телевизор. Полностью произнесите слова:-рбуз,-птека,-втобус,-кунь,
-cы,-дуванчик,-гурец. Кто запомнил,какие звуки пропали?
Дети называют. Очень хорошо,справились!
Четвертая остановка "Новогодний лес".
Игра "Эхо". Наше новогоднее эхо не простое. Оно повторяет только слова со звуком [И] (зима-конфетка-снеговик-кубики-листик-елка-санки).
Умнички!Справились со сложными заданиями.
А вот и сам Дед Мороз к нам пришел. Ему понравилось,как вы трудились.
Возвращение домой. Ребята,дедушка Мороз приготовил для вас волшебные карточки с заданием. Необходимо определить,где спрятался звук[У],[А],[О],[И](вначале,середине или конце слова) и закрыть нужной фишкой.
Как только все вы правильно справитесь с этим заданием,мы окажемся снова дома,в группе.
5. Заключительный момент,подведение итогов занятия.
Ребята,вам понравилось наше волшебное путешествие к Деду Морозу?
Какие задания выполняли,что запомнили?
Что было интереснее всего? Что труднее всего?
Вы отлично занимались,хорошо себя вели,слушали друг друга,помогали. Все получаете от Дедушки Мороза подарки.