Ирина Юрьевна Боровкова
Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Фёдор Иванович Тютчев»
▼ Скачать + Заказать документы
- Какое было домашнее задание?
- Пожалуйста, Захар. Оценка.
-Аня. Оценка.
-Лёша. Оценка.
-Арина. Оценка.
-Какое сейчас время года?
-Какой сейчас месяц осени?
-Послушайте фрагмент произведения Пётра Ильича Чайковского Осень и посмотрите презентацию картин разных художников.
Презентация 1
- Осень изображали не только композиторы и художники, но и поэты. Послушайте, как описывает осень один из известнейших поэтов:
Презентация 2 (стихотворения с иллюстрацией)
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
Публикация «Конспект по литературному чтению в 4 классе на тему „Фёдор Иванович Тютчев“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп ходил и падал колос,
Теперь уж пусто все: простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и тихая лазурь
На отдыхающее поле.
***
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И как предчувствие осенних бурь,
Порывистый, холодный ветр порою.
Ущерб, изнеможенье, и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем.
Возвышенной стыдливостью страданья.
***
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит;
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветке шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило,
Какая прелесть в нем для нас,
Когда что так цвело и жило,
Теперь так немощно и хило
В последний улыбнется раз.
- Как вы думаете, кто написал эти замечательные стихотворения?
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэтами нашей великой Родины. И следующий поэт, который у нас в гостях – это Фёдор Иванович Тютчев.
Портрет
- Что вы помните из его биографии?
-Тогда внимание на экран.
Презентация 3 (биография автора)
СЛАЙДЫ жизнь и творчество
– В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.
Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.
Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии (сейчас – Брянская область) переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.
Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук. На семейном совете было решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.
О поэзии всерьёз никто не помышлял… И в середине 1822 года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.
Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом. Здесь Тютчев быстро начал приобретать известность как человек необычайно глубокого ума и острословия.
Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.
В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию.
Стихи Тютчев начал писать в 1818 году ёще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале. Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит.
Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.
Презентация 4, 5 (семейные фото Тютчевых)
- После осени наступит зима, а после зимы ВЕСНА.
Презентация 6 (картины и музыка на тему «Весна»)
- Послушайте замечательное стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Ещё земли печальный вид», которое написал поэт в апреле 1836 года.
- Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.
Душа, душа, спала и ты.
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь.
Или весенняя то нега?.
Или то женская любовь?.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид” на стр. 4
Словарная работа.
- “колышет”- слегка мирно колыхаться.
- “невольно”- случайный, непроизвольный.
- О чем это стихотворение?
- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?
- Какие картины природы начала весны рисует поэт?
- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.
-Какие слова выбрал поэт для изображения унылой поры?
- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны? А у вас?
Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.
- Посмотрите на иллюстрацию к другому стихотворению Тютчева.
-Как вы думаете, о чём оно?
Презентация 7 (презентация разнообразия радуги в природе)
- Это произведение было написано 5.08.1865 года.
- Прочитаем его по четверостишьям.
-Прочитайте 1 вопрос – 5.
-Кто может нам продекламировать это произведение выразительно?
- А теперь работаем в парах.
-Назовите правила работы в парах.
-Вы ставите только + или -
1. Тютчева зовут Федор Николаевич?
2. Он родился в селе Овстуг?
3. Его музей находится в селе, где он родился?
4. Он пишет о детях.
5. Его первого учителя звали Сергей Раич.
6. С детства он хорошо знал французский язык.
7. Мы сегодня читали его стихотворения о зиме?
- Проверьте правильность ответов. -++--+-
- А теперь работаем в группах. Правила работы в группе такие же, как и в парах.
- Откройте тесты на стр…Тест…делает 1 группа, тест…делает 2 группа.
-Итог. Какой поэт был сегодня у нас в гостях? С какими произведениями мы познакомились? Всё ли вам было сегодня понятно? С каким настроением вы покинете этот урок? Вашим домашним заданием будет стр. 4-6 выразительное чтение, а если кто-то захочет выучить наизусть, то это оценится дополнительными баллами.
-Урок окончен.