Конспект по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Кто такие бабочки»

Эльмира
Конспект по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Кто такие бабочки»

«Кто такие бабочки»

Цель.

Формировать представления детей о мире бабочек.

Задачи:

закрепить знания детей о развитии насекомого, среды обитания;

расширить знания детей о бабочках;

познакомить с некоторыми видами бабочек;

познакомить со строением бабочки;

воспитывать интерес к жизни бабочек.

Словарная работа:

Бабочка «Павлиний Глаз». Бабочка «Адмирал». Бабочка «Крапивница». Лимонница. Капустница. Куколка. Красная Книга.

Оборудование:

Картинки и фотографии бабочек, слайды с изображением бабочек, мультимедийное устройство, музыкальная запись Чайковского, краски и бумага.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель.

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. И в гости к нам прилетела Дюймовочка.

Дюймовочка.

Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам из самой тёплой страны, где живут прекрасные эльфы, разнообразные насекомые. Где солнце светит очень ярко, голубое море манит своей красотой. В лесах зреют лимоны и апельсины. Где пахнет миртами и душистой мятой. А по дорожкам бегают весёлые ребятишки. И в этой стране живут…

Загадка.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Она вспорхнула и улетела.

(Бабочка)

Дети.

Бабочка.

Дюймовочка.

В нашей сказочкой стране, также как и в вашей, много бабочек. И дневных и ночных. Попробуйте сами разобраться, каких бабочек называют дневными, а каких ночными?

Ответы детей.

Дюймовочка.

Дневные бабочки активны днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным бабочкам.

Воспитатель.

Ребята, а теперь давайте познакомимся со строением. Тело бабочек состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Голова скреплена с грудью. Места соединения не заметны. На груди у бабочек имеется три пары ног. Значит 6 лапок. У бабочек ноги служат в основном для закрепления на определённом месте и только потом - для передвижения. На голове расположены рот - хобот, усики и глаза. Во время приема пищи бабочка расправляет длинный хоботок, погружая его вглубь цветка, и высасывает нектар. В качестве основного источника пищи - нектар. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека. Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет.

Дюймовочка, расскажи ребятам, как появляются на свет такие красивые бабочки.

Дюймовочка.

На верхушках побегов кустов и деревьев бабочка-мама откладывает яйца. Из них появляются маленькие гусеницы. Они сплетают из паутинок гнездо и там живут большой семьёй. Гусеницы поедают зелёные листочки и очень быстро растут, как вы ребята. Отверстия на брюшке на гусеницы начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прячется под листьями и замирает. Внутри нее растет насекомое. Весной из куколки появляется красивейшая бабочка. Вот так появляются на свет эти насекомые (рассказ сопровождается показом слайдов).

Воспитатель.

Ребята, а давайте вместе с Дюймовочкой проведём физкультминутку.

Физкультминутка.

Этот странный дом без окон (Медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся "кокон".

Свив на ветке этот дом, (Вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (Ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму, (Ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (Взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (Потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (Рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна, (Грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель.

Каких только бабочек нет в природе!

Большой павлиний глаз (Показ картинки). Бабочка Павлиний глаз обитает в садах, на пустырях и других цветущих пространствах. Очень любит питаться крапивой.

Размер бабочки небольшой. Бабочка с быстрым полетом. В покое бабочка держит крылья открытыми или сложенными над телом и часто внезапно, показывав глазчатые пятна, чтобы отпугнуть хищников. Зимуют бабочки на чердаках, в подвалах и других темны помещениях.

Бабочка Адмирал. (Показ картинки) летает на юге нашей страны. Давайте выясним, почему этой бабочке дали такое «морское» название, хотя она ничего общего с морем не имеет? А все из-за необычайно красивого и яркого внешнего вида, который очень похож на одежду адмирала. У этой бабочки большие черные крылья, которые по краям окрашены красной полоской большой ширины. Такие полосы очень похожи на лампасы брюк адмиральского обмундирования и расположены они в передних и нижней части задних крылышек. Причем все крылья бабочки украшены белыми пятнышками, напоминающими звездочки. Эта бабочка еду пробует не ртом-хоботком, а задней или средней ногой. Бабочки часто питаются спелыми фруктами.

Крапивница. (Показ картинки). Весной крапивница просыпается самой первой. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные черные и желтые пятна, а по бокам крыла – оторочка из голубых треугольников с черной каймой (показ фотографии). А еще гусеницы крапивницы могут поедать крапиву, а сама бабочка может предсказывать погоду. Если в яркий солнечный день прячется в укрытие, то, значит, скоро будет гроза.

Лимонница. (Показ картинки). Просыпается весной после Крапивницы. Бледно-желтого цвета крылья у самочки, а у самца ярко-желтого цвета крылья. Со сложенными крыльями лимонница похожа на желтый листок. Если потревожить бабочку, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает к брюшку ножки. Попробуй, заметь её!

Капустница. (Показ картинки). Эту бабочку не любят садоводы, ведь гусеницы Капустницы объедают капустные листья и другие огородные растения. Верхняя сторона крыльев имеет мучнисто-белую окраску. Передняя пара крыльев – с темными углами на верхней стороне. Очень прожорливая бабочка!

Игра «Летает, прыгает, ползает»

Все дети становятся в круг. Ведущий называет 8 названий насекомых. Если насекомое летает, то дети машут руками, если прыгает, то дети начинают прыгать, а если ползает, дети садятся на корточки. Кто неправильно выполнит, тот садится в середину круга. Тот, кто остался в кругу, те и выиграли. (Игра повторяется несколько раз).

Воспитатель.

Численность этих крылатых насекомых с каждым годом уменьшается. Среди причин – вторжение человека в места их обитания, использование химических удобрений, ухудшение экологической обстановки. Многие виды бабочек попали в Красную Книгу. Что это значит?

Дети.

Их осталось немного и потому они нуждаются в защите.

Воспитатель.

Если растение не опылят насекомые, сможет оно дать плоды?

Дети.

Жизнь бабочек коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. Во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.

Воспитатель.

Вы знаете, кто питается бабочками?

Дети.

Птицы, звери, пауки, другие насекомые.

Воспитатель.

Ребята, давайте расскажем нашей гостье стихотворение о бабочках.

Стихотворение.

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется –

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

Воспитатель.

Ребята, давайте подведём итог и ответим на вопросы нашей гостьи.

Дюймовочка задаёт вопросы:

1. С какими бабочками вы сегодня познакомились?

2. Расскажите о строении бабочки?

3. Чем покрыты крылья бабочек?

4. Как появляются на свет бабочки?

5. Чем питаются бабочки?

6. Какие бабочки обитают в ваших краях?

7. Чем заняты бабочки в хорошую погоду?

8. Как называется бабочка, в названии которой есть растение?

9. Кто питается бабочками?

10. Какой вред бабочкам наносит человек?

Ответы детей.

Воспитатель.

Ну а теперь предлагаю Вам вместе с Дюймовочкой нарисовать своих бабочек (дети рисуют бабочку). Молодцы!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Бабочки на полянке» Выполнила: Волкова Марина Александровна, воспитатель группы «Бригантина». Цель: Формирование интереса к окружающему миру; развивать у детей.

Конспект НОД по окружающему миру «Кто такие рыбы?» для старшей группы Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?» Цель: формировать представления детей о рыбах: строение,.

Конспект НОД по окружающему миру с использованием ТРИЗ в старшей группе «Такие разные фрукты»Конспект НОД по окружающему миру с использованием ТРИЗ в старшей группе «Такие разные фрукты» Тема: «Такие разные фрукты». Цель: систематизация знаний детей о фруктах. Задачи: Образовательные: Уточнение и активизация.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по окружающему миру «День Земли» Конспект НОД в подготовительной группе по окружающему миру на тему "День Земли". Цель: - продолжать знакомить детей с историей праздника.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Свойства льда, воды и пара» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства льда, воды и пара». Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Закреплять представление детей о разнообразии профессий, знания детей о том, кем работают родители, что они делают на работе (уметь.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Кто такие бабочки»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 01:54
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба»
Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» Описание: Мастер класс по изготовлению макета «Деревенская усадьба» может быть полезен в работе...
[b]Субботник «Уборка участка!» [b]
Субботник "Уборка участка! " Здравствуйте коллеги и гости моей странички! Наступила осень! Наш участок, который мы с такой любовью и заботой готовили к...
Конспект открытого занятия «Наш гость — Иванушка» для средней группы
Конспект открытого занятия «Наш гость - Иванушка» в средней группе Программное содержание -закрепить знания детей русских народных сказок;...
Портфолио краеведческого проекта для подготовительной группы «Край, в котором мы...
Проект по краеведению в подготовительной к школе группе «Край, в котором мы живём» Девиз проекта: «Любим наш край, нашу малую Родину, храним её и гордимся...
Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели " Грибы. Ягоды" в старшей группе. Всю неделю с 17 по 21...