ГаянеСогомонян
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна в жизни лесных зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Как лесные звери весну встречали».
Цель: обогащение и систематизация представлений детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных в весенний период, их поведении и повадках.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме „Весна в жизни лесных зверей“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Уточнять и расширять представление детей о весенних изменениях в природе, о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время. Формировать умение ориентируясь по внешнему виду животного соотносить его с оставленными им следами на снегу.
Развивающие:
Развивать и систематизировать представление детей об изменениях, происходящих в жизни диких животных в весенний период.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к животному миру.
Методы и приемы реализации содержания занятия: игровой, путешествие.
Активизация словаря: медвежонок, зайчонок, лисята, линька, линяет, стрекотание.
Предварительная работа: беседы на темы: «Весна», «Животные весной», работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна», рассказ К. Д. Ушинского «Весна», Лев Николаевич Толстой басня «Белка и волк», В. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка, В. В. Бианки «Купание медвежат», заучивание стихотворения «Олень» Агнии Барто, д/ игра «Четвёртый лишний», д/игра «Когда это бывает?», д/ игра «Узнай зверя по описанию».
Материал и оборудование: письмо с заданиями, ноутбук, презентация «Как лесные звери весну встречали», карточки с изображением животных и следов -8 шт., карточки с загадками-5 шт., картинки-схемы с изображением весенних явлений-8 шт., тонкие и пуховые рукавицы-8 пар, фонограмма «Звуки весеннего леса».
Индивидуальная работа: Артём Б. - правильно произносить детёнышей животных «лисята, зайчонок», Никита К. - перечисление признаков весны, Матвей П. - повторить правила поведения в лесу.
Ход занятия:
Вводная.
(На окне дети с воспитателем находят зеленый листок – письмо).
Воспитатель: Ребята, к нам в окошко залетел необычный листок, что это? Да это же письмо, сейчас прочтем, что там?
(Чтение письма).
«Дорогие ребята, пишет ваш старый знакомый старичок - Лесовик. Вы давно не бывали у меня в гостях, а ведь с тех пор вокруг все так изменилось, надеюсь, вы примите мое приглашение? Я хочу, чтобы вы сами увидели, услышали и больше узнали о наших лесных новостях. Но в мой чудесный лес вы сможете попасть, ответив на мои вопросы и выполнив задания, которые я вам отправил в письме.
1. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня,
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Основная
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: О времени года весна (Слайд№2).
Воспитатель: Подберите слова, которыми можно описать весну.
Дети: Теплая, солнечная, яркая, цветущая, журчащая, звенящая.
Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни животных весной?
Дети: Животные, которые спали зимой, просыпаются.
Воспитатель: Ребята у меня к вам просьба, весенний ветер немного пошалил в лесу, сорвал и смешал все картинки с нашего лесного календаря. Помогите лесным жителям, отберите картинки-схемы, с изображением признаков весны.
(Дети отбирают картинки-схемы, вывешивают их на фланелеграф и объясняют свой выбор).
Дети: Тает снег, птицы прилетают из теплых краев, появляются почки на деревьях, травка зеленеет.
Воспитатель: Ребята, я думаю вы прекрасно справились с заданием, лесовик будет вами доволен.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в лес? Становитесь за мной, идем!
Дети шагают по кругу и говорят слова:
Мы девчонки, мы мальчишки –
дружные ребята,
Любим в лес ходить гулять -
Мы же дошколята.
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес пришли мы погулять
Воспитатель: Вот ребята, наша с вами первая остановка – привал на опушке леса, присядем на пенечки (стульчики) и немного отдохнем. А теперь закроем глаза и послушаем звуки леса (звучит фонограмма «Звуки весеннего леса»).
Воспитатель: Что вы услышали?
Дети: Журчание ручейка, стрекотание кузнечика, жужжание пчел, пение птиц.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Прежде чем мы пойдем гулять по лесу, вместе вспомним правила поведения в лесу!
Дети: Не сорить, не разжигать костёр.
Воспитатель (читает стихотворение):
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Что за зверь лесой
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц) (Слайд №3).
Воспитатель: Ребята, какие изменения весной происходят в жизни зайца?
Дети: Меняется окраска.
Воспитатель: Весной, как только появляются проталины, у зайчих уже родятся дети, сразу 2-3, а то и 4 зайчонка. Мать-зайчиха мало заботится о своих детях: даст пососать молока, да и убежит… Но у зайцев на этот счет свой порядок заведен. У них каждая мать всем детям кормилица, какая бы зайчиха мимо зайчонка не пробежала, обязательно накормит малышей своим молоком.
Воспитатель: Артем скажи, а чем питаются зайцы весной?
Артем: Молодыми травами, ветками, корой деревьев.
Воспитатель: Матвей, расскажи пожалуйста какие звери являются врагами зайцев? Кто они?
Матвей: Заяц боится волка и лису.
Воспитатель: Верно, на них нападают лисы, волки, а еще орлы, филины, ястребы. Взрослые зайцы от преследования спасаются бегством; бегают зайцы быстро, большими прыжками, потому что задние лапы у них длинные, передние короче, и от волка, и от лисы могут убежать зайцы.
Воспитатель: Что, ребята можете сказать об ушах зайца?
Дети: У зайцев длинные уши, они хорошо слышат, заяц всегда настороже, всегда готов бежать от опасности.
Воспитатель: Следуем дальше?
Дети: Да!
Воспитатель: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом?
Дети: Белка (Слайд№4).
Воспитатель: Что можете рассказать про белку?
Дети: Шерсть у белки зимой серебристо-серая, а весной цвет меняется, она становится рыжей.
Воспитатель: Где обустраивает свой дом белка?
Дети: В дуплах деревьев.
Воспитатель: А чем питаются белки?
Дети: Зерна, ягоды, грибы, орехи, желуди.
Воспитатель: Встаньте, ребята, немножко поиграем.
Физминутка.
Вот высокая сосна
К солнцу тянется она.
(стоя, руки вверх, потянуться, подняться на носочки)
Над поляной дуб старинный
(наклон вперед, развести руки в стороны,
Ветви в стороны раскинул
(стоя, руки к плечам, поворот вправо (влево, руки в стороны)
По тропинке мы шагаем,
Ноги выше поднимаем
(Дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
(прыжки на месте).
Хорошо в лесу гулять
(хлопки).
(Дети садятся на стулья).
Воспитатель: На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть!
Кто это?
Дети: Волк (Слайд №5).
Воспитатель: Где живет волк в лесу?
Дети: В логове.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Чьи следы?». А для этого поделимся на две команды. На столе лежат карточки с изображением следов животных. Вы должны к каждому животному подобрать, тот след, который соответствует данному животному. Ребята приступайте к выполнению данного задания. (Дети подбирают нужные картинки). А сейчас каждая команда расскажет, какой след подходит к данному животному.
1 команда: У нас следы таких животных как –кабан, лиса, заяц.
2 команда: У нас следы таких животных как- волк, медведь, еж.
Воспитатель: Молодцы, ребята справились и с этим заданием.
Воспитатель: А сейчас послушаем еще одну загадку
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая…
Дети: Лисица (Слайд№6).
Воспитатель: Верно, ребята. Что вы знаете о лисе?
Ксения: Дикое животное, живет в лесу.
Воспитатель: Чем питаются лисы?
Влада: Змеями, яйцами лесных птиц, фруктами, ягодами, грызунами.
Воспитатель: Лисицы роют глубокие норы с несколькими запасными ходами, скрытыми ходами. В марте лисица прилежно ищет нору для своего будущего потомства. Когда апрельское солнце обогревает землю и покажется молодая зелень, у лисицы родятся 5-8 слепых, но крепких лисят.
Воспитатель: Вот ребята, сколько зверей мы сегодня встретили в лесу.
Воспитатель: А теперь скажите, что со всеми животными происходит весной?
Дети: У животных начинается линька.
Воспитатель: Почему животные линяют? Почему не оставляют себе тёплые шубы?
Дети: Потому что весной теплеет и животным становится жарко в тёплых шубах.
Воспитатель: У меня на столе лежат рукавички, я предлагаю вам примерить их и рассказать в каких рукавичках тепло, а в каких не очень и почему?
Дети: В тонких рукавичках не жарко, а в толстых пуховых варежках рука начинает потеть.
Воспитатель: Как вы думаете в какой шубе комфортней животным весной, в тонкой или толстой пуховой?
Дети: В тонкой шубе животным не жарко, удобно весной, а в пуховой жарко.
Воспитатель: Я думаю, что Лесовик будет доволен, выполненными нами заданиями. Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад, станем в круг, возьмемся за руки, закройте глазки, послушаем на прощание звуки леса (звучит фонограмма «Звуки леса»).
Воспитатель: Откройте глаза. Мы вернулись в детский сад.
Заключительная
Воспитатель: Ребята, а что нового вы узнали о жизни диких животных?
Дети: Животные готовятся к весне, начинается линька, у них появляются детёныши.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего запомнилось?
Дети: Примерять тонкие и пуховые рукавицы. В тонкой шубке животным комфортно весной, а в теплой зимой.
Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. Я думаю мы еще не раз будем отправляться в лес за новыми впечатлениями.