МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста (6 фото)

Наталья Постнова
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Тема "Удивительный воздух"

Программное содержание. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование. Расширять представление детей о воздухе, о его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Создавать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Удивительный воздух“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, знакомство детей с микроскопом, чтение детской энциклопедии и художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: микроскоп с предметными стеклами, пустые стаканчики, на дне которых закреплены бумажные салфетки, стаканчики с водой, трубочки, глобус, иллюстрации со свойствами воздуха, пустые баночки с ароматизатором (чеснок, лук, лимон).

Ход совместной деятельности

Организационный момент. Воспитатель приглашает детей пройти в центр игровой комнаты, встать полукругом.

Воспитатель. Дети, я вижу – у вас сегодня хорошее настроение. Я хочу пригласить вас на необычное занятие и научить разгадывать тайны! Вы любите разгадывать тайны? Тогда представьте, что эта группа – научная лаборатория. Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это помещение, где проводят разные опыты, эксперименты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Я возьму на себя роль заведующей лабораторией. А вы будете научными сотрудниками! Согласны? Итак, я – Наталья Борисовна - руководитель лаборатории, а вы – научные сотрудники. У нас с вами сегодня особенная профессия – ученый! А кто такой ученый? Чем он занимается?

Дети. Ответы.

Воспитатель. Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг, ищет и исследует неизвестное и непонятное. Ученые размышляют над непонятными вещами и узнают их смысл, а затем пишут об этом статьи и книги. Все вместе ученые создают науку. Есть ученые – историки. Они изучают, как жили люди в прошлом. Есть ученые-математики. Они изучают числа. А мы сегодня отнесем себя к ученым-экологам – ученые-экологи изучают законы природы. Искать ответы на загадки природы нелегко, но зато как интересно такую разгадку найти! (обращаю внимание детей на глобус)

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель. Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Дети. Реки, моря, океаны.

Воспитатель. Назовите океаны, которые вы знаете?

Дети. Северный ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.

Воспитатель. Сколько их всего?

Дети. Четыре.

Воспитатель. Знаете ли вы, что многие учёные считают, что океанов на планете 5, причём все люди живут на дне пятого океана, и мы с вами тоже. Как вы думаете, что это за пятый океан? Послушайте загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

Дети. Воздух.

Воспитатель. Такой большой, что занимает весь мир! Такой маленький, что в любую щель пролезет. Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю вам разгадать некоторые тайны воздуха, изучить его свойства и сделать соответствующие выводы.

Воспитатель. Что вы больше всего любите делать с друзьями?

Дети. Играть.

Воспитатель. Как вы думаете с воздухом можно поиграть? Давайте попробуем его поймать (дети пробуют поймать воздух ладонями). Кто-то смог поймать воздух?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы не смогли этого сделать?

Дети. Потому что мы его не видим.

Воспитатель. Да, он не видим, но он повсюду. Зачем воздух нам нужен?

Дети. Воздух нужен нам, чтобы дышать.

ОПЫТ №1

Воспитатель. Давайте проверим. Закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте не дышать, пока я досчитаю до пяти. Один, два, три, четыре, пять. Ну как, трудно было без воздуха?

Дети. Да.

Воспитатель. Человек без еды может прожить 30 дней, без воды 14, без воздуха – несколько минут. Подумайте, кому кроме человека ещё нужен воздух? (всему живому на планете)

Дети. Всем людям, животным, птицам, насекомым, рыбам, растениям.

Воспитатель. Вы сказали, что растения тоже дышат воздухом, но мне стало интересно: где же у них нос? Предлагаю вам пройти в лабораторию. Но для начала давайте вспомним правила работы в лаборатории.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Не толкать соседа во время работы.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.

Правил №5. Сначала послушай и посмотри, потом сделай.

Воспитатель. На столах стоят микроскопы, подойдите, посмотрите в глазок микроскопа (дети подходят, смотрят) Что вы видели?

Фото «Удивительный воздух»

Дети. На листочках есть отверстия: это через них дышат растения.

ВЫВОД: воздух нужен всему живому на земле.

ОПЫТ №2

Воспитатель. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы. Что в ваших стаканах? (вода и трубочка) Мы сейчас будем вдыхать носом воздух, а выдыхать ртом через трубочку. Возьмите трубочку, вдохните в себя воздух, и подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой.

- Ребята, что происходит с водой? Что мы наблюдаем? (В стакане с водой появляются пузырьки)

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

Вывод: воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

Воспитатель. Итак, попытаемся сделать первый вывод. Пузырьки - это что? - воздух, который (где) внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Наш вывод – воздух есть внутри нас.

Конспект занятия по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста - фото

Воспитатель. Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – мы с вами вдыхаем хороший воздух (кислород)

Выдох – мы выдыхаем плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

Воспитатель. Продолжим разгадывать тайны воздуха.

ОПЫТ №3

Воспитатель. У вас на столах есть стакан, на дне которого прикреплена салфетка. Потрогайте её

Фото №1 Тема Удивительный воздух Программное содержание

Дети. Она сухая.

Воспитатель. Переворачиваем стакан вверх дном и опускаем в ёмкость с водой, теперь поднимаем его из воды, и определяем, намокла ли салфетка.

Дети. Не намокла.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что в стакане есть воздух, и он не пускает воду.

Воспитатель. В пустом стакане есть воздух, причем в каком бы положении стакан не находился – хоть вверх дном. При погружении в воду давление воздуха в перевернутом стакане оказывается сильнее давления воды, которое стремится попасть в стакан, и салфетка остаётся совершенно сухой - воздух не даёт воде попасть внутрь. Но если повернуть стакан в бок, воздух выйдет из него в виде пузырьков и вода сможет проникнуть внутрь и намочить салфетку.

Воспитатель. Уважаемые сотрудники лаборатории, мы с вами уже много работали и как в любой работе, я предлагаю сделать перерыв. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками (1-2-3-)

Дружно топаем ногами (1-2-3-)

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

ОПЫТ №4

Воспитатель. Займите, пожалуйста, места у своих столов, мы продолжаем разгадывать тайны воздуха. Как вы думаете, уважаемые научные сотрудники, есть ли у воздуха запах?

Фото №2 Способствовать познавательно исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование

Дети. Нет.

Воспитатель. В баночках были предметы с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.

Дети. Пахнет лимоном, мандарином, луком, чесноком.

Воспитатель. Почему же воздух пахнет по-разному? (Потому что в баночках находились разные вещества, и они придали запах) Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Вывод. У воздуха собственного запаха нет. Запах ему придают другие вещества.

ОПЫТ №5

Воспитатель. Может ли воздух двигаться? Для этого я возьму веер и помашу на вас. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильнее помашу на вас. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился). Так что же такое ветер?

Ветер – это движение воздуха. Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.

Вывод: воздух может двигаться, перемещаться, движение воздуха – это ветер.

Воспитатель. В процессе предыдущих исследований мы говорили о том, что воздух нужен всему живому. Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зеленые листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

Круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле.)

Воспитатель. Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

Дети. Ответы

Воспитатель. На заводах работают установки (фильтры, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Воздух надо беречь, что бы охранять наше здоровье. Люди сажают, много цветов и деревьев, что бы воздух был чище.

Воспитатель. Уважаемые коллеги, что мы сегодня с вами исследовали?

Дети. Ответы

Воспитатель. Давайте повторим все выводы, которые мы сделали сегодня, разгадывая тайны воздуха (дети по очереди при помощи карточек-сигналов, перечисляют свойства)

Фото №3 Расширять представление детей о воздухе о его свойствах

Воздух внутри нас. Мы им дышим.

Воздух нужен всему живому на Земле.

Воздух есть вокруг нас, и он невидимый.

Воздух занимает место.

Воздух не имеет запаха, но хорошо его переносит.

Воздух может двигаться, перемещаться, движение воздуха - это ветер.

Воздух надо беречь!

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Наша работа в лаборатории сегодня закончилась, пора убирать рабочие места.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки. Задачи: создать условия для ознакомления детей с достижением человечества –.

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо»Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Удивительный — продукт яйцо» Цель: развитие интереса у дошкольников к опытно - экспериментальной деятельности. Задачи: Обучающие задачи: 1. Расширять представления детей.

Конспект занятия по познавательному развитию «23 февраля — День защитников Отечества» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «23 февраля — День защитников Отечества» для старшего дошкольного возраста Цель: Расширить знания детей о празднике-Дне защитников Отечества. Задачи: - Развивать познавательный интерес, память, воображение,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возраста Конспект занятия по познавательному развитию «Вот какой удивительный песок» в группе раннего возраста. Автор Бойко М. В. Цель: способствовать.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию с элементами тренинга «Здоровые зубки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: создание условия для формирования у детей представления о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню циркаКонспект занятия по познавательному развитию «Мы идём в цирк» для старшего дошкольного возраста к Международному Дню цирка Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке. Задачи: Образовательные: Обогащать и расширять знания детей о профессиях.

Конспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «История георгиевской ленты», с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с одним из главных символов Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленты, воспитывать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 17:56
+231Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД