Кириллова Тамара
Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
по познавательному развитию
«Невидимка-воздух»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Дать знания о свойствах воздуха (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Невидимка — воздух“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Дать понятие: безвоздушное пространство.
3. Познакомить с мерами охраны воздуха.
Словарная работа: кислород, углекислый газ, безвоздушное пространство.
Ход занятия.
1. Беседа «Воздух-невидимка»
- Видели ли вы воздух? (Ответы детей)
Он везде около нас, а мы его не видим. Воздух-невидимка. Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас. Забываем, но не можем обойтись без него и несколько минут. Воздухом дышим мы – люди. Воздухом дышат растения, животные, грибы. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.
- А можно ли слышать, как шумит воздух? (Ответы детей).
Действительно, можно слышать шум воздуха. Такой шум создаёт ветер.
- Что же такое ветер? (Ответы детей).
Ветер – это воздух, который двигается, бежит с места на место. Чуть воздух побежит, ударится обо что-нибудь, и слышен шум, свист. Помните, как совсем недавно, Тимоша надул целлофановый пакет, завязал, а потом с силой топнул по нему. Пакет громко щёлкнул и разорвался. Это вырвался из него воздух, который Тимоша нагнал изо рта.
- Когда можно почувствовать, как воздух ударяется вам в лицо? (Ответы детей).
Действительно, когда человек бежит, он чувствует, как воздух ударяется ему в лицо.
- Стоит ли ловить воздух? (Ответы детей).
Конечно, не стоит, потому что он везде с нами, и мы им дышим. Представьте себе, что вы окунулись с головой в воду, вода будет везде вокруг. Так и воздух со всех сторон нас окружает, да ещё, запомните, входят нам в грудь и желудок.
2. «Свойства воздуха»
Какими же свойствами обладает воздух? Давайте подумаем вместе.
а). Воздух- невидимка повсюду вокруг нас. Мы видим через него окружающие предметы, людей, животных, растения. Значит, воздух… (прозрачный). Давайте сравним: дверь, книга непрозрачны, через них не видно других предметов.
б). Столы у нас в группе жёлтые, доска коричневая, комнатные растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета. Значит, воздух… (бесцветен).
в). Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, в парикмахерской, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет. Значит, воздух не имеет. (запаха).
г). Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц – перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее. Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху, холодный снег становится для растений тёплым одеялом. Значит, воздух (плохо проводит тепло)
3. Дидактическая игра «Выбери слова, которыми можно охарактеризовать воздух».
Я называю вам слова. Вы, услышав слово, которым можно охарактеризовать воздух, поднимаете вверх сигнальную карточку. Будьте внимательны.
Влажный, сухой, большой, прозрачный, весёлый, бесцветный, пахучий, лёгкий, чистый, грязный, заражённый, холодный, тёплый, свежий, обыкновенный.
4. Физкультминутка «Ветер дует с высоты»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
5. Бывает ли безвоздушное пространство?
Уже давно люди заметили, что, чем выше поднимаешься в горы, тем труднее становится дышать. Не хватает воздуха.
Та воздушная подушка, которая лежит над землёй, чем выше, тем менее плотна.
Первым человеком, увидевшим безграничное пространство, где почти нет воздуха, был первый космонавт мира – Юрий Гагарин. Ракета подняла его корабль на такую высоту, что он облетел вокруг земного шара выше воздушной оболочки Земли.
А первым из людей побывал в безвоздушном пространстве лётчик-космонавт Алексей Леонов. Во время полёта он вышел из люка космического корабля «Восток» и больше часа летал рядом с кораблём.
Леонов вышел из корабля с собственным запасом воздуха. Он был одет в космический скафандр, похожий на те, в которых спускаются водолазы на морское или речное дно. А за плечами у него были баллоны аппарата, вырабатывающего воздух для дыхания. Так первый человек побывал в безвоздушном пространстве.
6. Рассказ воспитателя «Воздух должен быть чистым».
Вы знаете, что человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнён. Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых много вредных веществ.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, которые постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.
И всё же есть предприятия, которые продолжают загрязнять воздух. Нужно очень многое сделать для того, чтобы он оставался чистым всегда и везде.
А ещё для этого нужно беречь растения. Они задерживают своими листьями пыль и сажу. Растения выполняют и другую важную работу: при дыхании людей и остальных живых существ образуется много углекислого газа. Растения поглощают этот газ и выделяют кислород! Вот почему легко дышится там, где много зелени.
- Почему необходимо протирать пыль с комнатных растений?
7. Итог:
- Как можно догадаться, что вокруг нас есть воздух?
- Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
- Подумайте и приведите примеры, как плохое проведение воздухом тепла оказывается полезным для человека, животных, растений.
- Что такое ветер?
- Отчего загрязняется воздух?
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
- Почему легко дышится там, где много зелени?
Сегодня мы узнали, что чистый воздух прозрачен и бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло. Чистый воздух – одно из главных богатств природы. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, дышать таким воздухом вредно, и люди чаще болеют. Опасен такой воздух для растений, животных. Необходимо заботится о чистоте воздуха.