Августова Елена
Конспект по развитию речи с использованием техники пластилинографии в старшей группе «Русские узоры, расписная варежка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи деятельности педагога:
- стимулирование речевой активности;
- развитие словаря, лексико-грамматического строя и связной речи;
- развитие психических процессов, фантазии, творческих способностей;
- развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений рук, глазомера;
Публикация «Конспект по развитию речи с использованием техники пластилинографии в старшей группе „Русские узоры, расписная варежка“» размещена в разделах
- Варежка. Лепка, занятия с пластилином
- Варежки, перчатки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент, узоры. Лепка, пластилин
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- развитие умений и навыков аккуратной работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей);
- развитие интереса к занятиям пластилинографией – изготовлению полуобъёмного изображения варежки, выбора цвета, сочетания красок;
- обучать детей умению украсить варежку узором из знакомых элементов декоративной росписи;
- развивать умение работать самостоятельно и в коллективе, выражать своё мнение, обсуждать в предстоящей работе.
Материал:
- картон с изображением контура варежки, размер А4;
- набор мягкого пластилина;
- доска для лепки, стеки;
- влажная салфетка для рук;
- наглядная картинка – «Расписная варежка»;
- бисер, крупа.
- магнитофон с аудиозаписью.
Предварительная работа: беседа об истории возникновения варежки и русских узорах, чтение стихов, рисование узоров, орнаментов красками, карандашами.
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
Логопед. Здравствуйте, дети, я очень рада вновь встретится с вами! Но, сегодня я к вам пришла не одна, а со своей старой знакомой бабушкой Варварой, которая любит загадывать загадки и дарить детям свои вязаные изделия. (Входит бабушка Варвара.)
Бабушка Варвара. Здравствуйте мои дорогие дети. Хочу узнать какие вы смышлёные, знаете ли вы загадки. (Бабушка Варвара произносит загадку.)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Логопед. Что же это такое? (Ответы детей).
Логопед. Действительно, это варежки
Бабушка Варвара. Правильно разгадали загадку. Молодцы! За это я дарю вам свой подарок, вот эти расписные варежки.
2. Основная часть занятия.
Логопед. Дети, давайте внимательно рассмотрим эти красивые варежки, обратим внимание на декоративный узор, на его элементы.
Ответы детей: У двух варежек узор одинаковый, состоящий из повторяющихся элементов, зигзагов, точек, геометрических фигур.
Логопед. Узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов (мотивов) называется орнаментом.
Логопед. Бабушка Варвара принесла нам интересную книгу об истории создания варежек и необычных орнаментов.
(Бабушка Варвара рассказывает свой рассказ.)
Слово – «варежка» произошло от глагола «вареги», то есть «варить», потому что в былые времена шерстяные рукавички сначала вязали, а потом проваривали в кипятке, чтобы те стали плотнее, теплее и защитили руки от холода.
Названий у варежек было много : вязанки, плетенки, связни, рукавки – их обычно вязали; катанки, валянки – вы, наверное, уже догадались, что их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.
История варежек в России насчитывает уже немало веков. Считается, что варежки на Руси появились в 13 веке. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.
Варежки женские – миниатюрные, нарядные, многоцветные. Мужские варежки попроще, без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть.
Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные, а затем меховые – мехом наружу. Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса варежки. По праздникам носили варежки с орнаментом, в будни – однотонные.
Богатые люди, дворяне и бояре редко пользовались рукавицами, потому, что их одежда имела очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Одежда с такими рукавами была неудобна для работы, поэтому и появилась поговорка: работать спустя рукава, значит очень плохо.
Со временем мода сменилась, рукава стали короче и чтобы защищать руки от холода высшее сословие тоже стало пользоваться рукавицами и варежками. Но в отличие от крестьянских, они были богаче, наряднее и представляли собой настоящие шедевры, которые передавались из поколения в поколение по наследству.
Узорное вязание варежек из шерсти – одно из немногих женских занятий довольно широко распространенное и поныне.
Мастерицы на протяжении многих лет сохраняют свои самобытные узоры, орнаменты вязания: птицы, цветы, ромбы, треугольники, звёзды, полоски в сложных сочетаниях, символы-обереги.
Слово «орнамент» происходит от латинского слова – украшение. Элементы орнамента подсказывает человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов.
Орнаменты имеют свою символику. Например, ромб – символ солнца, плодородия, добра.
Не меньшую роль играет расцветка орнамента, зависящая от назначения изделия. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные варежки.
Варежка, связанная вручную неповторима, это оберёг, который зимой всегда со мной!
Логопед. Дети, вы все внимательно слушали рассказ бабушки Варвары. А теперь вы расскажите нашей гостье стихи про варежки.
Дети читают стихи про варежки.
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам – друзья!
Бабушка Варвара. Да, дети наши умные, много читают и знают. А сейчас давайте немного отдохнём, потопаем и порезвимся.
Физминутка (движения по тексту).
В наших тёпленьких сапожках
Мы потопаем немножко
Ручки тоже мы согреем
Расписные варежки наденем!
Ох, красивы и теплы они.
Не боимся мы зимы!
Мы с морозом дружим,
Как снежинки кружим!
Практическая часть занятия.
Логопед. А сейчас, дети, вместе с бабушкой Варварой предлагаю вам создать свою собственную неповторимую варежку.
Логопед. Я раздам картон с изображением варежки, а вы придумайте цвет и выберите узор.
Логопед. Для начала рассмотрите, пожалуйста, образец варежки. Где может располагаться узор на варежках?
Ответы детей. Посередине варежки, на резинке, а может быть вся варежка украшена.
Логопед. Какие элементы можно использовать для узора.
Ответы детей. Можно украсить варежку полукругами, полосками, зигзагами, геометрическими фигурами.
Логопед. Чем ещё можно украсить варежку?
Ответы детей. Использовать бросовый материал, бисер, крупу, вермишель, семечки.
Логопед. Дети, как настоящим мастерам вам предстоит большая работа. Поэтому предлагаю размять руки и выполнить пальчиковую гимнастику. Бабушка Варвара вместе с нами будет выполнять, чтобы её руки были здоровыми.
Пальчиковая гимнастика «Варежка»
Маша варежку надела : «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал» (Сжать пальцы в кулачок)
Маша варежку сняла : «Поглядите-ка, нашла! (Все пальцы разжать, кроме одного)
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь (Разогнуть оставшийся согнутый палец. Сжать пальцы в кулачок)
Логопед. Вот теперь наши руки готовы к работе, можно начинать (включается музыка).
Логопед. Мы нарисуем варежку с помощью пластилина, чтобы она получилась как настоящая.
Бабушка Варвара. Дети, а вы помните, как надо начинать работу? Расскажите.
Ответы детей. Отщипывать маленький кусочек пластилина, скатывать колбаску пальцами, положить на контур варежки, прижимать и размазывать на основе.
Логопед. Молодцы! Выберем цвет пластилина для варежки (красный, синий, зелёный).
Логопед следит за работой детей, помогает в выборе цвета, узора, показывает приёмы лепки. Рекомендует после использования одного цвета пластилина вытирать руки влажной салфеткой.
Логопед. Дети, постарайтесь работать аккуратно, чтобы бабушка смогла повторить ваш узор на варежках.
Бабушка Варвара. Дети обдумывайте своё решение по украшению, помогать друг дугу во время работы. Обратить внимание на осанку.
Итог занятия.
Логопед. Посмотри, бабушка Варвара, какие чудесные и расписные варежки у нас получились. Я думаю, нашей гостье они очень понравились ваши работы, и она обязательно свяжет варежки с такими узорами и подарит их детишкам.
Бабушка Варвара. Мне очень всё понравилось, как вы трудились, отвечали на вопросы, помогали друг другу. Вы настоящие мастера своего дела, великие творцы и художники!
Логопед. А вам, дети, понравилось занятие? Что особенно понравилось?
(Ответы детей)
Логопед. Подарим наши варежки своим родителям, братьям и сёстрам! До скорых встреч!
Бабушка Варвара. До новых встреч, дети!