Гузалия Мамышева
Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Животноводы, молочная ферма» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, дошкольник создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.
Публикация «Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой „Животноводы, молочная ферма“ в старшей группе» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Вашему вниманию предлагается конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Животноводы, молочная ферма» в старшей группе.
Задачи:
• Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
• Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
• Продолжать работу по обогащению словаря детей.
• Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.
• Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
• Расширять представления детей о труде животноводов на молочной ферме
• Воспитывать уважение к труду людей, работающих на молочной ферме
Сюжет:Пастбище с коровами, пастух играет на дудочке, коровник, где
доярки кормят, доят коров, механик налаживает водопровод, шофер отвозит молоко
Роли: Пастух,доярки,коровы,водопроводчик,водитель,механик
Атрибуты:халаты, косынки,рога для коров,доильные аппараты,водопровод,ведра, бидон, дудочка,молоковоз, трактор, корм
Игровые действия: пастух пасет коров, играет на дудочке,
Строятся коровник, стойла,механик налаживает водопровод, доильные аппараты, механизатор заготавливает траву,доярки доят коров, водитель отвозит молоко в детский сад, в столовую
Речевые обороты:
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, Бурёнушка моя!
Дай мне, пожалуйста, молока
Выходи, хозяюшка, выноси подойничек;
Подготовка детей к игре
Изготовление атрибутов:рога для коров из картона, траву нарезать; доильный аппарат, водопровод из скакалки, разные емкости для молока (пластмассовые бидончики, баночки)
Обогащение впечатлений:
1. Чтение К. Ушинского «Бодливая корова», стиха «Уж как я ль свою коровушку люблю»
2. Рассматривание иллюстраций по теме (стадо коров, пастбище, где они пасутся, ферма, работа доярки и т. д.)
3. Разговор о жизни коров, о заботе о ней,
4. Просмотр д/фильма о труде животноводов, доярки, механика
5. Мотивация сюжетной игры (тип А) Рисование и обсуждение схемы ролевых взаимоотношений в игре (телятница вырастила коров, пастух выгулял (накормил) коров, механик отрегулировал доильные аппараты и водопровод, доярка надоила много молока шофер довез молоко в столовую и д/с, повар приготовил обед, няня раздала еду детям, няня уложила спать сытых детей
Обучение игровым действиям:
1 этап – этап становления конкретного вида игры как деятельности самого ребенка
Чтобы дети заиграли в доярку, в работников фермы и изображали коров, то надо познакомить их не только с процессом (все компоненты, создать образ тех, кто обеспечивает получение молока. «А мы можем поиграть?»
«А как мы сделаем коров?»
(Дети: Надо сделать рога)
«А что еще надо? (А еще доильные аппараты)
1 часть.
Цели: 1. Вызвать интерес к игре.
2. Помочь перевести реальные знания в игровые образы.
3. Разбудить фантазию в создании атрибутов для игры.
4. Спланировать размещение в пространстве.
«Что, вы все доярками будете?»
(Дети: Я буду дояркой. Я буду пастухом. Я- коровой)
«Что вам надо для игры?» (Рога, кнут, скакалки)
«А где же будет наша ферма? А где пастбища? Хорошо, здесь будет ферма»
«А коровы где будут стоять? Кто-то должен отказаться от роли коровы и начать строить стойла» (Мальчики начинают строить)
2 часть.
Цели: Наблюдать и содействовать развертыванию сюжета (коровы пасутся, потом доярки доят) Воспитатель дает советы по организации места игры и действий, которые может выполнит персонаж.
В. (к строящим стойла): Пошире делайте стойла, чтобы удобно было коровам и дояркам.
Если водопроводчики затрудняются в подборе заменителей для изготовления водопровода, то подсказать материал: цилиндры, скакалки.
Конфликт может вызвать само действие в игре. Доярка начинает доить, а корова отказывается давать молоко. В. : «Уважаемая доярка, я не могу твоей корове приказать дать молока. Ты только сама должна ее уговорить. Иди и договаривайся.
3 часть.
Цели: 1. Порадоваться совершившейся игре!
2. Выделить роли: назвать профессии и дать эмоциональную оценку.
3. Открыть возможности совершенствования содержания образов.
4. Вызвать желание у детей самостоятельно дополнить атрибуты игры, чтобы сюжет игры стал более точным.
В. (решает третью цель): Повезло нашим дояркам, все коровы были послушными, им не надо было и корочку хлеба давать, и поглаживать (называет то, что не делали доярки). Коровушки, конечно, на лужочке травки поели, домой пришли, водички попили, потому что механики воду повели в коровник, молодцы. Им бы еще травкой закусить, а кормушки не было, травки положить было некуда. Ну, у пастуха…чтобы его слушались все коровы. дудочка нужна.
В. (решает четвертую цель): Вы много молока надоили?
Кому же вы его отправили? (Дети: Мы не успели)В. : Что, бидоны не приготовили? Из чего можно сделать бидоны? Дети: Когда, мы будем играть еще)
Второй этап – развитие самостоятельности и самоорганизации.
1 часть игры.
Цель: настроить на игру.
Воспитатель читает стих «Уж как я свою коровушку люблю, свежей травушки коровушке нарву. Кушай вволюшку коровушка моя»
В. : Сегодня будем играть или рисовать?
Дети: играть.
В. : В какую игру?
В. : (индивидуально) Кем ты сегодня хочешь быть? А траву вы уже приготовили? А овощи? И овощами будете коров кормить, чтобы они молоко жирное давали.
2-ая цель: дать возможность самостоятельно определить замысел своей игры, отобрать атрибуты, распределиться в пространстве.
В. : В какую игру хотите играть?
Кто кем будет?
Что же вам нужно для игры?
Где же у вас будут пастись коровы? А где у вас будет ферма?
2 часть.
Цель: наблюдать уровень самостоятельности и самоорганизации, содействовать включению всех детей в игру, увидеть идут ли дети в выполнении роли к созданию идеала.
В. : Какой хороший коровник у них получается, сегодня и поилки сделали, в кормушки корм надо класть
Доярка: Корова не хочет давать молока
В. : Корова не дает молока только тогда, когда за ней плохо ухаживают.
Цель наблюдения: заметить, устанавливают ли связи играющие дети через свои роли, т. е. стремится ли каждый работник фермы получить результат:
- провел ли механик водопровод и работал ли он;
- заготовил ли механизатор траву; передал ли дояркам или сам раскладывал в кормушки;
- получили ли доярки много молока; налили ли в бидоны;
- шофер повез, но неизвестно куда он повез молоко
- провожал ли пастух коров на пастбище, показывал ли хорошую траву, играл ли на дудочке, не гонял ли коров;
- слушались ли коровы пастуха и давали ли дояркам молоко.
3 часть.
1 Цель: вызвать чувство удовлетворения от свершившейся игры, от выполненной роли; Вызвать детей на самооценку.
В. : Как вы считаете, какие были доярки? Ты была дояркой, Оля? Какая ты была доярка? Почему считаешь, что была заботливая?
В. : У доярки очень трудная работа. Надо успеть вычистить стойла на ферме, бидоны вымыть, с каждой коровой нежно поговорить. Курочкой угостить, подоить и молоко с фермы отправить.
2 цель: раскрыть детям для следующей игры возможные взаимосвязи между играющими.
В. : Хорошо, вы не очень много молока получили. В один магазин свезли и все. А ведь надо получит столько молока, чтобы и в детский сад отправить, и в столовую, и на завод, сыр надо делать
3 этап развития игры
1 часть: 1-я цель: понаблюдать, как дети будут обговаривать содержание игры.
2-я цель: помочь детям осознать через игру понимание общественной необходимости результатов труда людей конкретной профессии
В. : Доярки, сколько вы молока получите? А кому же это молоко нужно?
Дети: В детский сад, в столовую, в магазин.
В. (обращается к шоферу): Куда же ты повезешь молоко?
А где у вас будет детский сад?
Дети: Мы сделаем детский сад…
2 часть. Цель: наблюдать, как дети размещаются в пространстве, умеют ли договариваться, уступить друг другу.
3 часть. Цель: содействовать развитию самооценки игры, ее качества на основе анализа установленных связей между разными ролями.
В. : Получилась ли игра?. Разберемся, почему же она получилась?. Почему ты думаешь, что заботливая была?. Так, коровы дали много молока только потому, что доярки заботливые были?
Завершающая беседа идет главным образом между детьми, а воспитатель принимает роль заинтересованного слушателя.
Дети: Мы сделаем детский сад…
2 часть. Цель: наблюдать, как дети размещаются в пространстве, умеют ли договариваться, уступить друг другу.
3 часть. Цель: содействовать развитию самооценки игры, ее качества на основе анализа установленных связей между разными ролями.
В. : Получилась ли игра?. Разберемся, почему же она получилась?. Почему ты думаешь, что заботливая была?. Так, коровы дали много молока только потому, что доярки заботливые были?
Завершающая беседа идет главным образом между детьми, а воспитатель принимает роль заинтересованного слушателя.