Галина Анатольевна Шевлякова
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней речевой группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование лексико- грамматических категорий
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение и уточнение словаря по теме «Цветы».
1) Учить образовывать имена существительные мужского и женского рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2) Продолжать учить образовывать множественное число имен существительных мужского и женского рода в родительном падеже со словом «много»;
3) Продолжать учить называть действия; употреблять в активной речи глаголы настоящего и прошедшего времени.
Публикация «Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней речевой группе» размещена в разделах
4) Закреплять навык употребления в речи имен существительных мужского и женского рода единственного числа в творительном и родительном падеже;
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие речевого слуха, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения, образное и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности.
Оборудование:
Письмо от феи, картинка голубя, дом Феи, игрушки: заяц, ёжик,котик, мышонок, петушок, божья коровка, иллюстрации садовых цветов, мяч-цветок, карточки для игры «Чем это делают».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций садовых цветов, загадывание загадок, чтение стихотворений о цветах, сказок, прослушивание произведения П. И. Чайковского «Вальс цветов», проектная деятельность, заучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
1. Организационный момент.
Логопед:
Ребята, сегодня утром к нам в детский сад прилетел голубь. (На картинке голубь.) Он принес письмо от Феи Цветов. Она приглашает нас к себе в гости. Пойдем?
Давайте скажем волшебные слова.
Дети.
Мы летим, летим, летим
К Фее в гости мы хотим.
Превратились мы в цветы.
- Фея! Фея! Где же ты?
Дети под музыку изображают, как растут цветы.
(На картинке изображение дома Феи Цветов.)
Логопед: Ну, вот мы в гостях у Феи. Какой красивый у нее домик. Но почему дома никого нет? (Входит Фея)
Логопед. Здравствуйте, уважаемая фея. Что у вас случилось?
Фея: Я не могу попасть в свой домик. Злая колдунья заколдовала все цветы. Скоро лето, они должны цвести и радовать всех.
Что же делать? Помогите мне, ребята. Вы можете войти в мой сад, там мои помощники помогут вам выполнить все задания и расколдовать цветы. За каждое задание вы будете получать цветок, принесете их мне.
Логопед: Ну вот мы и в саду. Посмотрите, кто сидит, да это заяц и у него 1-задания
Задания №1 Игра «Один – много»
Одна ромашка - много ромашек,
Одна гвоздика – много гвоздик,
Один тюльпан – много тюльпанов,
Одна роза – много роз,
Один мак – много маков,
Один ирис - много ирисов,
Один пион – много пионов,
Одна лилия – много лилий,
Один нарцисс – много нарциссов.
Молодцы, за это задания мы от зайчика получаем розу.
Логопед: Ребята, а вот и следующий помощник-это ёжик.
Задания № 2 Игра «Назови ласково»
Тюльпан -(тюльпанчик,
Роза -(розочка,
Ромашка - (ромашечка,
Гвоздика -(гвоздичка,
Мак -(мачек,
Нарцисс -(нарциссик,
Пион - (пиончик,
Тюльпан -(тюльпанчик,
Логопед: Молодцы, идем дальше. (получают сл. цветок: тюльпан)
Логопед. Здравствуйте, уважаемый Котик.
Задания №3 Игра «Лесные обитатели на цветочной клумбе»
предложить ребятам внимательно посмотреть на картинку и сказать, что делают животные, а что они уже сделали.
«Белка поливает розу. - Белка полила розу.
Лиса срывает колокольчик. - Лиса сорвала колокольчик.
Ежик пропалывает тюльпан. - Ежик прополол тюльпан.
Медведь топчет ромашку. - Медведь растоптал ромашку.
Коти:. Молодцы. Забирайте цветок (гвоздика).
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»
Логопед: - Ой, посмотрите, Мышонок. А вот и следующее задание:
Задания №4 Игра «Чем это делают?»
Предложить рассмотреть изображенные на картинке предметы. Попросите назвать их: ведро, лейка, грабли, совок, ножницы. Вспомнить вместе с детьми, для чего нужен каждый названный предмет. Предложить прослушать фразу и закончить ее.
Воду из колодца достают. ведром.
Цветы поливают из. лейки.
Сухие листья сгребают. граблями.
Землю в цветочный горшок насыпают. совком.
Цветы срезают. ножницами.
Предложить взять цветной карандаш и соединить предметы, находящиеся слева, с соответствующими предметами, находящимися справа.
Логопед: И с этим заданием мы справились. (цветок-пион)
А вот нам встретился - Петушок.
Задания №5
Игра «Доскажи словечко». (с мячом) Измените слово «цветок» по смыслу.
В цветнике расцвел … (цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой (цветок).
Мы любуемся (цветком).
И поем мы о (цветке).
(забирают сл. Цветок - ромашку)
Логопед: Ребята, посмотрите, там сидит Божья коровка, а мы её не заметили. Давайте подойдем к нему. Может и у неё есть для нас задание.
Задания №6 Вам нужно назвать родственные слова для слова «цветок».
( Слова: цветы, цветочек, цветной, цветовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)
В помощь логопед задает вопросы:
а) помещение, где растут цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.
Логопед: Давайте посмотрим, сколько цветов мы набрали.
Полная корзина. Ребята скажите, а цветы какие? Дети подбирают определения к слову цветы (красивые, душистые, яркие, разноцветные и т. д.)
(Появляется Фея) Давайте подарим цветы Феи.
Дети отдают цветок:
Я подарю розу,
Я подарю нарцисс и т. д.
Фея: Спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. Вы молодцы. Теперь цветы снова будут радовать людей. У меня для вас есть сюрприз. (коробочку) Здесь картинки с изображением моих любимых садовых цветов, вы с воспитателям можете их раскрасить. Картинку возьмет тот, кто скажет, что ему понравилось на занятии.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Молодцы.