Марина Сочнева
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха в старшей группе «Дифференциация звуков [К] и [К’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [К] и [К']»
Цели:
1. Обучающие:
• Закрепить знания о звуках [К] и [К'], особенности их артикуляции, отнесения к согласным звукам;
• Развивать фонематический слух;
• Учить дифференцировать и выделять звуки [К] и [К'] в ряду звуков, слогов, в предложениях и во фразовой речи;
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха в старшей группе „Дифференциация звуков [К] и [К’]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
• Учить находить место звуков [К] и [К'] в словах, продолжать учить делить слова на слоги.
2. Коррекционные:
• Развивать активное внимание посредством наглядного материала;
• Развивать мелкую моторику;
3. Воспитательные:
• Воспитывать мотивацию к обучению.
Демонстрационный материал: Девочки Катя и Кира, корзинки (синяя и зелёная, туфли (большие синие и маленькие зелёные, сигналы звуков, схема слова.
Раздаточный материал: Предметные картинки: кот, курица, карета, кирпич, кит, Кеша (попугай).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, посмотрите, к нам в гости пришли две сестрёнки Катя и Кира. Какого цвета платье у Кати? А у Киры? У Кати и Киры есть туфли, только без вас они не могут понять, где чьи. Поможем им? (Катя большая – её туфли большие, а Кира маленькая – её туфли маленькие). Послушайте, как стучат Катины каблучки – к-к-к, какой звук слышим? Повторите, как я – к-к-к. А вот так стучат Кирины каблучки - к'-к'-к', какой звук слышим? Повторите, как я - к'-к'-к'.
II. Новый материал.
Скажите, какой звук первый у Кати? Какой он? (Согласный, твёрдый). Почему звук согласный? Как выходит воздух? (Преграда языком). Каким цветом его обозначаем? (Синим). В чью корзинку его поставим? (В синюю, Катину). Какой первый звук у Киры? Какой он? (Согласный, мягкий). Почему звук согласный? Как выходит воздух? (Преграда языком). Каким цветом его обозначаем? (Зелёным). В чью корзинку его поставим? (В зелёную, Кирину). Чем похожи звуки? (Согласные). Чем отличаются [К] и [К']? (Твёрдый и мягкий). Какой твёрдый, а какой мягкий?
Давайте поиграем в игру «Ушки-послушки». У вас есть синие и зелёные кружочки, когда услышите мягкий звук [К'] – поднимите какой кружок? А когда твёрдый [К]? (При произнесении звуков педагог прикрывает губы ширмой).
А сейчас мы поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить, а вы, моё эхо, будете повторять за мной (ударение на разные слоги) :
- вопросительно КА-КЯ? КЯ-КА?
- жалуясь КО-КЁ, КЁ-КО.
- удивлённо КУ-КЮ, КЮ-КУ.
- грустно КЫ-КИ, КИ-КЫ.
Молодцы, а теперь посмотрите на картинки перед вами и скажите, в какие слова спрятались за картинками? Какой звук первый?
Загрустили наши Катя и Кира, давайте подарим им картинки, только будьте внимательны, Кате мы дарим картинки с первым звуком [К], а Кире – первым звуком [К']. Таня, что на картинке? Какой звук первый? Раздели слово на части. Сколько частей в слове? Кому подаришь свою картинку? (Каждый ребёнок выходит к доске и кладет в корзинку Кате или Кире картинку и объясняет, почему он сделал такой выбор).
III. Динамическая пауза.
Девочки и мальчики,
Кати и Кирюшки! - шагают,
Берегите на морозе
Носики и ушки. – прикрывают нос и уши,
Варежки - на ручки, - хлопают в ладоши,
Валенки – на ножки! – топают ногами,
Мчатся лыжи и коньки
По ледяной дорожке! – изображают ходьбу на лыжах,
Щёчки – словно яблочки, - трут щёки,
На носу – снежинки, - гладят нос,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки! – прыгают, руки на поясе.
IV. Закрепление.
Давайте с вами скажем, кому что подарили. ( Составление предложений: У Кати – кот. У Киры – Кеша и т. п.).
Катя и Кира придумали вам задание. Откройте альбомы и посмотрите. Кому какая достанется игрушка? (Дети разными карандашами по линиям соединяют предметы). Какие слова спрятались в этих картинках? Сколько частей в слове? Взяли простой карандаш и делим на схеме слово на части. Какой звук первый? Каким цветом нарисуем первый звук? (Характеристика звука).
Посмотрите на доску. В имени Катя, какой первый звук? В имени Кира, какой первый звук? (Полная характеристика звуков : согласный, твёрдый, мягкий).
С какими звуками мы сегодня играли? Вам было трудно? Что было трудно? А что понравилось на занятии?
Встанет тот, кто скажет два слова со звуками [К] и [К'].
Вы сегодня очень постарались, хорошо работали. До свидания.