Ирина Лайкова
«Звук [Ж]». Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ЗВУК И БУКВА Ж».
Цели занятия :
- автоматизировать звук Ж в словах и предложениях ;
- развивать фонематическое восприятие;
- познакомить детей с буквой Ж;
- продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;
-упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;
Публикация «„Звук [Ж]“, Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе в условиях логопункта» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать умение у детей вслушиваться в сою речь и речь окружающих.
Оборудование:
- магнитная доска;
- телефон, указка;
- картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, верблюжонок, медвежонок, жук;
- фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;
- колокольчик – символ звонкого согласного звука;
- иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;
- картинки -буквы (А4) – А,О,У,И,Ж;
- слоговые схемы : 1 слог – 1 шт., 2 слога – 3 шт., 4 слога – 2 шт. ;
- записка от зверей с загадками;
- маленькая картинка или игрушка жук;
- конверты по группе со счётными палочками.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный этап.
Дети стоят вокруг педагога.
- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.
Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».
-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.
На доске нарисованы клетки. Логопед читает записку.
- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.
Загадки:
Ночью ходит, днём он спит, Этот зверь какой-то странный,
Если сердится – ворчит. Шея, как стрела у крана,
Он живёт в лесу дремучем, Чтобы ртом достать до трав,
Сам он круглый и колючий. Вдвое сложиться (жираф).
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это - … (ёжик).
Они на холоде лежат, Не жужжу, когда сижу,
Но от стужи не дрожат. Не жужжу, когда хожу,
Пусть ветер и вода свежи, Не жужжу, когда тружусь,
Но на пляж идут … (моржи). А жужжу, когда кружусь (жук).
По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.
-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.
Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.
-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
На доске картинка жука.
- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?
Педагог держит в руках картинку с изображением жука.
-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко. Как нужно жужжать? Язычок «чашечкой» поднимаем вверх, зубки сближаем, но не закрываем, губки как «трубочка» вытягиваем вперёд и подключаем голос.
Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.
- А теперь давайте расскажем об этом звуке.
Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.
-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж. Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.
3. Закрепление звука.
-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?
Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети называют эти звуки.
Игра «Живые звуки».
Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.
-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?
Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.
-А Серёжа будет новым звуком. Каким?
Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.
-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?
Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.
Повторение потешек со солгами.
Жа-жа-жа – есть иголки у е. (жа).
Жу-жу-жу – дадим яблоко (ежу).
Же-же-же – расскажу я о … (еже).
Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).
4. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.
Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.
Эта буква широка,
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издаёт жужжащий звук :
Ж-ж-ж-ж!
(С. Маршак)
Игра «Найди конверт».
Каждый конверт лежит в условленном месте.
-Я положила конверты для вас в разные места. Я подскажу, где. Возьмите свои конверты и садитесь на места.
Миша, твой конверт лежит между столом и стулом, твой на столе, возьми конверт, который лежит под столом и т. д.
Дети садятся, открываю конверты.
-Постройте, пожалуйста, из этих палочек букву Ж. Катя, спроси у Вани сколько ему понадобиться для этого палочек. Вика, поинтересуйся у Андрея, куда он положит самую длинную палочку.
Физминутка.
Дети встают в круг. Педагог спрашивает, какие они знают цвета радуги со звуком Ж.
Оранжевая песенка.
Вот уже подряд два дня Стоя, разминаем кисти рук.
Я сижу рисую. Встряхиваем руками.
Красок много у меня - Хлопки в ладоши.
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет Руки в стороны.
В самый свой любимый цвет: Повороты туловища влево-вправо.
Оранжевое небо, Стоя, руки вверх.
Оранжевое море, Присели, руки вниз.
Оранжевая зелень, Встали, руки в стороны.
Оранжевый верблюд. Руки на пояс.
Оранжевые мамы Прыжки на левой ноге.
Оранжевым ребятам Прыжки на правой ноге.
Оранжевые песни Прыжки на двух ногах.
Оранжево поют. Хлопки в ладоши.
(А. Арканова, Г. Горина)
Жёлтая песенка.
Жёлтое солнце на землю глядит, Руки вверх, потянулись, посмотрели наверх.
Жёлтый подсолнух за солнцем следит. Качание поднятыми руками влево-вправо.
Жёлтые груши на ветках висят. Встряхивание руками внизу.
Жёлтые листья с деревьев летят. Махи руками в стороны вверх-вниз.
Жёлтая бабочка, жёлтая букашка, Приседания.
Жёлтые лютики, жёлтая ромашка.
Жёлтое солнышко, жёлтенький песочек, Прыжки на месте.
Жёлтый – цвет радости,
Радуйся, дружочек.
(В. И. Ковалько)
5. Закрепление звука в словах.
-Теперь давайте послушаем и посмотрим, в каких словах спрятался звук Ж.
Педагог выставляет на доску картинки, в названиях которых есть звук Ж : жираф, жук, ёжик, моржи, верблюжонок, медвежонок.
Далее на доску выставляется под каждую картинку слоговая схема.
-Давайте попробуем определить, в каком слоге прячется звук Ж в каждом слове. Подставим кулачок под подбородок и произнесём слово ХИРАФ. Сколько раз толкнули кулачок? В этом слове два слога (демонстрация схемы).
А где мы слышим звук Ж?
Педагог произносит слово, выделяя звук Ж, ставит синюю фишку на схему.
Т. о. разбираются все слова.
6. Закрепление звука в предложениях.
Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.
От, ежонок, мамы, убежал.
Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему из палочек.
-В каких словах здесь слышится звук Ж?
Страха, мышка, от, задрожала.
Замок, заржавел, железный.
7. Итог занятия.
-Ребята, звук Ж очень вам благодарен, за то, что вы помогли животным из зоопарка. В их названиях он прятался. Научили звук Ж петь вместе с гласными звуками. И ещё вы собрали рассыпанные предложения с его любимыми словами.
Давайте теперь вспомним и расскажем, какой это звук.
2-3 ребёнка по просьбе педагога или по желанию дают характеристику звуку Ж.
Ритуальное завершение каждого занятия. Эмоционально, вместе:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку.
Красиво, чётко, правильно
Я говорить ХОЧУ!