Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Живая коллекция»

Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Живая коллекция»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать представления о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек.

Задачи:

- систематизировать знания детей о растениях;

- закреплять умение отличать природные объекты от искусственных;

- продолжать формировать знания о строении растений;

- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Живая коллекция“» размещена в разделах

- закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве;

- дать представление о функциях корня растений;

- развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей : всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели;

- развивать интерес к миру природы;

- воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».

Оборудование: магнитная доска, схемы-модели «Признаки живого», «Строение растения», «Функции корня», изображения частей растения на магнитах, горшок с комнатным растением, искусственный цветок, емкость с песком, модель ствола дерева без корней, модель ствола дерева с корневой системой, тарелка с подкрашенной водой, модель корня растения из марли, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки.

Предварительная работа: знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, чтение художественной литературы, рассматривание картин.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением. Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: Здравствуйте, дети! Дайте мне скорее горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос и стал еще краше.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Дети: Этого делать не надо, потому что цветок, который ты, Незнайка, принес - искусственный, а не живой.

Незнайка: Значит и ваше растение не живое?

Дети: Это растение – живое и называется оно фиалка.

Дети перечисляют признаки живого, опираясь на схему – модель № 1 (все живое растет, дышит, питается, двигается, размножается).

Воспитатель: А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: Конечно, хочу.

Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель № 2 (у растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами).

Незнайка: А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности.

Воспитатель: Дети, правильно Незнайка сделал?

Дети: Нет, неправильно.

Незнайка: А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы.

Незнайка: Как же мне все запомнить?

Воспитатель: Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика «Представь себя совсем иным».

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю. (Дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше. (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые!

Незнайка: Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно!

Ответы детей.

Воспитатель: Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Воспитатель: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось?

Ответы детей.

Вывод: корни удерживают растение в земле.

Опыт 2.

В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли.

Воспитатель: Дети, что вы видите?

Дети: Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: Дети, воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают?

Дети: Дышат.

Воспитатель: Значит, для чего нужен корень?

Дети: Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу.

Дети рассказывают о функции корня, опираясь на схему – модель № 3 (корень всасывает влагу, дышит, удерживает в земле).

Незнайка: А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Воспитатель: Растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: «Растение – земли украшение».

Воспитатель: Дети, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

Дети: Если не будет растений, не будет жизни на земле.

Воспитатель: Правильно, дети. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

Дети: Беречь, охранять, ухаживать и т. д.

Незнайка: А как это ухаживать?

Воспитатель: Незнайка, ты и этого не знаешь? Дети, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

Дети: Рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т. д.

Незнайка: Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: Спасибо! До свидания!

Дети прощаются с Незнайкой.

Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

4. Итог.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вы узнали интересного для себя? Что вас удивило? Какой опыт заинтересовал, и вы его повторите дома?

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Живая коллекция»
Опубликовано: 22 марта 2024 в 13:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД